Статья:

Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста с патернальной депривацией

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Романова Е.А. Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста с патернальной депривацией // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 27.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности страхов у детей старшего дошкольного возраста с патернальной депривацией

Романова Екатерина Андреевна
студент, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск
Вострокнутова Татьяна Филипповна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск

 

Семья является главным фактором гармоничного развития ребенка. Участие обоих родителей в воспитании является важным и необходимым условием  для формирования полноценной личности. На данный момент количество семей, в которых дети воспитываются без участия отца, растет. Измененная ролевая структура семьи или неполный состав семьи вследствие развода родителей или смерти одного из них негативно влияет на развитие ребенка и  может приводить к возникновению у него различных страхов.

На данный момент существует достаточно много работ, как отечественных, так и зарубежных исследователей по изучению страха и тревожности, но единого определения понятия «страха» нет. Так, например, Д.Айке рассматривает страх как эмоциональное переживание, вызывающее дискомфорт, когда человек осознает, что ему угрожает опасность. К.Хорни. не отождествляет понятия страх и тревога, в случае страха опасность очевидна и объективна, а в случае тревоги - скрыта и субъективна [1].

По мнению А.И. Захарова, страх и тревога имеют общие компоненты, такие как волнение и беспокойство. Страх – аффективное отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Это переживание реальной или воображаемой опасности, осознание которой, происходит через личный жизненный опыт [2].

Е.П. Ильин считает, что страх более общее понятие, включающее  тревогу, страх - защитная биологическая реакция человека, при переживании реальной или мнимой опасности [3].

Именно в старшем дошкольном возрасте у ребенка увеличивается количество и разнообразие страхов, появление которых зависит не только от особенностей внутреннего мира ребенка, но и от социальной ситуации развития.

Страхи могут быть своеобразными эмоциональными ответами на конфликтную семейную ситуацию, развод родителей, или смерть одного из них. Отсутствие в семье одного из родителей или влияние личности слабого, пассивного отца на развитие ребенка обозначается термином «патернальная депривация». Такой вид депривации негативно сказывается на эмоциональном и психическом развитие детей. Как следствие могут проявиться формы девиантного поведения, социально-психологическая дезадаптация, нарушение половой идентификации, возникновении неврозов [4;5]. Дети старшего дошкольного возраста из таких семей более восприимчивы к страхам.

Проведенное эмпирическое исследование было ориентировано на выявление особенностей страхов у детей старшего дошкольного возраста с патернальной депривацией. В качестве испытуемых выступали 20 семей с разным составом: 10 полных семей, состоящих из двух родителей и одного или нескольких детей; и 10 неполных семей, состоящих из одного родителя (матери) и одного или нескольких детей. Каждая группа состояла из 5 девочек и 5 мальчиков старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Для эмпирического исследования использовалась методика, позволяющая определить особенности страхов (тест А.И. Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»), а  также методики, позволяющие проанализировать видение семейной ситуации ребенком, и характер межличностных отношений родителя и ребенка (методика определения взаимодействия ребенка с родителем А.Я. Варга, В.В. Столин, проективный тест «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса, С. Кауфмана).

Согласно результатам, полученным после проведения методики «Страхи в домиках», количество страхов у детей с патернальной депривацией выше по сравнению с детьми из полных семей в 1,4 раза. Общее количество страхов у детей с патернальной депривацией в среднем в 1,5 раза превышает возрастную норму (График 1).

 

Рисунок 1. Сравнительный анализ видов страхов у детей, воспитывающихся в условиях патернальной депривации и полной семье

 

По полученным данным, у детей старшего дошкольного возраста с патернальной депривацией, специфика страхов проявляется в преобладании следующих страхов по сравнению с их сверстниками из полных семей: страхи страшных снов, темноты, животных, уколов. По данным видам различия между группами являются статистически значимыми.

По следующим видам страхов, таким как страх оставаться дома одному, заболеть, людей, родителей, наказания, опоздания, перед тем как заснуть, стихии, глубины, высоты, замкнутого пространства, огня, пожара, врачей, крови, боли, неожиданных звуков у группы детей из неполных семей уровень страхов несколько выше, но говорить о существенных различиях нельзя, поскольку различия не являются статистически значимыми. По таким видам страхов, как страх нападения, родительской смерти, войны, сказочных персонажей у двух выборок показатели равны.

Согласно А.И. Захарову, виды страхов можно объединить в несколько групп, представленных на Графике 2. Полученные данные позволяют соотнести количество страхов у детей по каждой группе.

 

Рисунок 2. Соотношение количества страхов по группам у детей, воспитывающихся в условиях отцовской депривации и в полной семье: 1 – страх смерти; 2 – страхи животных и сказочных персонажей; 3 – страхи, связанные с причинением физического ущерба; 4 – страхи кошмарных снов и сновидений; 5 – медицинские страхи; 6 – социально-опосредованные страхи; 7 – пространственные страхи

 

Согласно полученным данным, у детей с патернальной депривацией, выше уровень страхов в следующих  группах: в 2,7 раз - страхи кошмарных снов и темноты, в 2,1 раз - медицинские страхи, в 1,6 раз – группы пространственных и социально-опосредованных страхов.   

Сравнение эмоционального отношения родителей к детям в двух группах показало, достоверно значимые различия в уровне эмоциональной близости. В неполных семьях уровень психологической дистанции выше, родители не стремятся оградить своих детей от трудностей и удовлетворять все их потребности. При этом уровень безусловного принятия в таких семьях выше, а рост авторитарности не наблюдается. В полных же семьях прослеживается более требовательное отношение к детям, стремление к симбиотическим отношениям.

Анализ кинетических рисунков семьи показал, что в полных семьях дети оценивают семейную обстановку как более благоприятную. По таким симптомокомплексам, как тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности и враждебности в семейной ситуации показатели в группе детей с отцовской депривацией выше, чем у детей в полных семьях. Подобные различия могут быть следствием дополнительных источников нагрузок, увеличением функций, например забота о материальном положении семьи, переходящих полностью к матери, вследствие чего происходит ее некоторая отстраненность от воспитания детей. Дети не всегда могут удовлетворить потребность в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищенность.

В результате исследования можно выявить специфику страхов у детей старшего дошкольного возраста с патернальной депривацией, которая заключается в большом количестве страхов и их разнообразии, повышенных показателях в таких группах страхов, как страхи кошмарных снов, медицинские, пространственные и социально-опосредованные страхи. Достоверно значимые различия присутствуют по таким видам как страхи темноты, кошмарных снов, животных и уколов.

Изучение проблематики детских страхов, в частности влияние отца на их возникновение актуально и оставляет широкое поле для дальнейших исследований.

 

Список литературы:
1. Астапов В.М. Тревога  и тревожность: Хрестоматия/Сост. и общ. ред. В.М. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 239 с.
2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 310 с.
3. Ильин Е.П. Психология страха: учебно-методическое пособие / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 352 с.
4. Латышева Ю.А. Феномен Отцовства: современные исследования // «Вестник Костромского государственного университета Им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика». – 2013. – Т. 19, № 1. –Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19109402 (дата обращения:17.05.2020).
5. Старостина Л.Д. Роль отца в психическом развитии ребенка // «Вестник Якутского Государственного Университета». – 2008. – Т. 5, № 3. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11720371 (дата обращения: 20.05.2020).