Статья:

Стратегии трудового поведения учителей в рамках новой системы оплаты труда

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Симченко А.П. Стратегии трудового поведения учителей в рамках новой системы оплаты труда // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(1).pdf (дата обращения: 11.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегии трудового поведения учителей в рамках новой системы оплаты труда

Симченко Алиса Павловна
магистрант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, РФ, г. Омск

 

«Сфера образования – это особая отрасль народного хозяйства страны…Говоря языком современной экономической науки, это сфера производства человеческого капитала. Если сложить сроки обучения, начиная с первого класса и кончая изучением программы бакалавриата, получится производственный цикл продолжительностью в пятнадцать лет. Практически ни один продукт на земле не имеет таких сроков изготовления…», - отрывок из доклада Председателя комитета Государственной Думы по образованию Александра Дегтярева[1].

Сфера образования является основным поставщиком квалифицированных кадров для различных сфер профессиональной деятельности: заведения высшего и среднего профессионального образования.

Однако специализированному образованию предшествует стадия образования школьного, которая является плацдармом для дальнейшего развития профессиональных возможностей.

Для учителей муниципальных образовательных учреждений оплата труда, с одной стороны, является основным источником дохода и, именно, от ее величины зависит уровень жизни учителей. С другой стороны, оплата труда - это оплата за результат труда и поэтому она должна мотивировать учителей на качественное выполнение своих должностных обязанностей.

В 2007 году в Российской Федерации вводится новая система оплаты труда (далее - НСОТ) учителей. Одной из целей данной системы является возможность повышения заработной платы педагогов за счет стимулирующей части. НСОТ приходит на смену единой тарифной сетке и, соответственно, старой стратегии повышения заработной платы.

Говоря о стратегиях экономического поведения педагогов, следует отметить, что их структура и формирование определяются теми условиями, которые задает существующая система начисления заработной платы. То есть, в зависимости от формы начисления оплаты труда, количество и структура стратегий различны.

Существует несколько основных форм и видов трудового поведения.
Н. П. Лукашевич выделяет[2] несколько видов трудового поведения в соответствии с классификацией российского социолога О.В. Ромашова[3]: индивидуальное, психологическое, ценностное и т.д. Виды трудового поведения классифицируются в соответствии с выбранным основанием. В данном случае необходимо рассматривать экономическое трудовое поведение, поскольку оно ориентируется на результат, на количество и качество затраченных человеческих ресурсов.

Используя свои профессиональные способности в процессе трудовой деятельности, индивид постоянно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсацией. Если не будет компенсации (товарно-денежной, натуральной, экономической, социальной), то падает интерес к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Экономическое трудовое поведение нацелено на результат, который формируется из затраченных личностных ресурсов и компенсируется в виде денежного вознаграждения. Это вознаграждение формируется в соответствии с той системой начисления, в которой индивид осуществляет свою трудовую деятельность. Применяя свои профессиональные способности, индивид обычно ориентируется на оптимальный баланс между затратами и их компенсациями, на баланс между важнейшими потребностями и способами их удовлетворения.

По соотношениям затрат и результатов, свободы выбора и гарантированности дохода различаются следующие стратегии экономического трудового поведения:

стратегия поведения по формуле "максимум дохода ценой максимума труда".

Данное поведение характеризуется максимизацией усилий, затрат, вложений и соответствующими размерами ожидаемой выгоды. То есть специ­алист затрачивает максимум усилий в своей профессиональной деятельности, используя все возможные пути повышения дохода на рабочем месте.

Данный вид экономического поведения подразделяется на три вида. Градация определяется целями новой реформы оплаты труда и структурой ее стимулирующей части. Это осуществляется реформой посредством введения дополнительных возможностей реализации педагогической деятельности.

Первое направление стратегий направлено на развитие карьеры самого педагога, его статуса, которое реализуется через следующие виды деятельности:

·     Самостоятельное участие в конкурсах («Учитель года» и др.).

·     Самостоятельное участие в заочных (дистанционных) конкурсах.

·     Проведение открытых уроков.

·     Выступления с докладами на различных педагогических конференциях.

·     Подготовка и публикация различных пособий, статей, научных разработок.

Второе направление стратегий направлено на развитие педагогической деятельности, повышения учебной подготовки учеников. Оно реализуется через:

·     Подготовка учеников к очным конкурсам и олимпиадам.

·     Подготовка учеников к заочным (дистанционным) конкурсам.

Третье направление стратегий направлено на развитие внеклассной деятельности, которое реализуется через:

·     Проведение дополнительных занятий различного характера.

·     Организация и проведения внеклассных мероприятий.

• стратегия поведения, соответствующая формуле "гарантированный доход ценой минимума труда".

В данном случае, сотрудник выбирает стабильный доход, не стремясь его увеличить за счет дополнительных видов деятельности, которые предоставляет рабочее место, и в частности стимулирующая часть заработной платы.

стратегия поведения по формуле "максимум дохода ценой минимума труда".

Данная стратегия основывается на минимизации труда своей основной профессиональной деятельностью, но увеличение дохода за счет дополнительного заработка в других организациях. То есть, педагог минимизирует свою деятельность в рамках повышения заработной платы за счет стимулирующих выплат.

 

Рисунок 1. Стратегии повышения дохода в рамках НСОТ

 

Таким образом, полученная модель иллюстрирует стратегии, которые формируют педагоги в рамках новой системы оплаты труда. Данная модель позволяет фиксировать, какой стратегии придерживается как отдельный преподаватель, так и учителя школы в целом.

 

Список литературы:
1. Дягтерев, А.В. «Сфера образования – сфера производства человеческого капитала» [Электронный ресурс] //Государственная дума РФ: сайт. —  URL:http://www.er-duma.ru/press/58093 (дата обращения 24.05 2015).
2. Ромашов О. В. Социология труда/ Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2001. — 320с. 
3. Лукашевич Н. П. Социология труда // К.: МАУП, 2001. — 320с.