Статья:

Развитие малого и среднего предпринимательства в России

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Осипян М.О. Развитие малого и среднего предпринимательства в России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/10(10).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие малого и среднего предпринимательства в России

Осипян Марина Олеговна
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар
Бабенко Игорь Викторович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

В современных условиях рыночной экономики немаловажная роль отведена сектору малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), который вот уже на протяжении нескольких десятилетий процветает во многих странах мира, в том числе и в России.

Развитие МСП, как показывает многолетний опыт ведущих стран, ведет к повышению эффективности экономики государств, в частности отдельных регионов, что в свою очередь ведет к росту благосостояния общества.

В настоящее время наблюдается динамичное развитие малого и среднего бизнеса, которое вызвано рядом его преимуществ, а именно:

· взаимозаменяемость работников;

· высокая скорость прохождения информации;

· относительно низкий размер стартового капитала;

· возможность отвоевать свою долю на рынке;

· простота в управлении;

· гибкость и мобильность, которые позволяют хозяйствующим субъектам быстро реагировать на запросы рынка, а также оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям.

Наличие в экономике высоко развитого сектора малого и среднего предпринимательства помогает насытить рынок необходимыми товарами и услугами, преодолеть отраслевой и территориальный монополизм, расширить и усилить конкуренцию, способствовать развитию научно-технического прогресса и обеспечить население новыми рабочими местами.

Таким образом, без поддержки развития сектора МСП эффективное функционирование национальной экономики является невозможным. Поэтому одним из самых важных направлений экономической политики государства должно быть усовершенствование сферы малого и среднего бизнеса.

На сегодняшний день уровень развития института малого и среднего предпринимательства характеризуется динамикой экономических показателей предприятий, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика основных экономических показателей деятельности малых и средних предприятий в России за 2014-2016 гг. [3]

Показатели

Малые

 предприятия

Средние

предприятия

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Число предприятий (на конец года), ед.

2 103 780

2 222 372

2 770 562

13 691

19 278

13 346

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс чел.

10 789,5

10 377,6

10 055,9

1 585,8

2 036,6

1 676,6

Среднемесячная начисленная з/п работников

19 201

17 948

21 546

26 065

23 961

31 931

Оборот предприятий, млрд руб.

26 392,2

44 124,3

38 877,0

5 027,8

10 362,7

7 590,4

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

664,4

574,9

801,6

284,9

274,3

391,5

 

На конец 2016 г. в России число малых предприятий увеличилось и составило 2 770 562 ед., при этом за данный период наблюдается отрицательная динамика оборота предприятий. В то время, как число средних предприятий к концу 2016 г. сократилось до 13 346 ед., а оборот средних предприятий составил только 7 590,4 млрд руб.

Также важно отметить, что в России наблюдается рост числа субъектов МСП, осуществляющих свою деятельность в приоритетных экономических отраслях. Об этом нам свидетельствуют данные таблицы 2. Такая тенденция обусловлена тем, что в течение всего периода развития предпринимательства российское правительство делает все возможное для поддержания сектора МСП на должном уровне, путем совершенствования законодательной базы и создания благоприятных условий для экономического роста.

Таблица 2

Динамика числа малых и средних предприятий по видам экономической деятельности на конец 2015-2016 гг., % [3]

Вид экономической деятельности

2015 г.

2016 г.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранстпортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

36,0

37,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

22,6

21,6

Строительство

11,8

12,1

Обрабатывающие производства

9,6

9,0

Другие виды деятельности

10,1

8,9

Транспорт и связь

6,9

7,8

Сельское хозяйство

2,6

2,4

Добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии,газа и воды

0,4

1,0

 

В настоящее время в России на долю МСП приходится только 21% валового внутреннего продукта (ВВП). В то время как в Великобритании данный показатель составляет около 51% ВВП, в Германии – 53%, в Норвегии – 61% [4]. Значения данных показателей еще раз доказывают ключевую роль государства в развитии сектора МСП. Для этого власти ежегодно разрабатывают и реализуют государственные программы поддержки малого бизнеса. Государственная поддержка МСП осуществляется по следующим направлениям:

· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

· создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, технических и информационно-технических ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий

· организация подготовки, переподготовки квалификации кадров для малых предприятий;

· проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

· организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ и услуг для федеральных нужд; подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства [2].

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что государство со своей стороны старается создать все те необходимые условия, которые так или иначе способствуют эффективному развитию МСП. Но так как в России рыночные отношения недостаточно развиты, мероприятия, направленные на поддержку малого бизнеса, реализуются не в полной мере.

Среди факторов, тормозящих развитие МСП, следует выделить высокий уровень стоимости кредитных ресурсов. Такая ситуация связана с тем, что многие банки попросту боятся кредитовать данный сектор экономики, для которого характерна финансовая неустойчивость, приводящая к увеличению задолженности по полученным кредитам.

Также к негативным факторам стоит отнести высокий уровень налогообложения, бюрократию, низкий уровень защиты прав собственности. Но отдельно хотелось бы выделить такой фактор, как коррупция, с которой в нашей стране на протяжении многих лет активно борются.

В феврале 2018 г. Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало новый рейтинг стран по уровню коррупции (Индекс восприятия коррупции - ИВК). Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 – максимальный уровень коррупции, 100 – отсутствие коррупции.

По итогам 2017 г. Россия занимает лишь 135-е место с 29 баллами. Уже как третий год подряд наша страна набирает одинаковое количество баллов, т.е. ее положение в индексе остается стабильным, но при этом меняется место (в 2015 г. – 119- место, в 2016 г. – 131-е место), что связано с переменами в других странах и с включением или исключением некоторых стран из индекса. Лидерами ИВК стали такие страны как Новая Зеландия – 89 баллов, Дания – 88 баллов и Финляндия, Норвегия, Швейцария набравшие по 85 баллов соответственно. В таблице 3 представлены страны, лидирующие в этом рейтинге.

Таблица 3

Рейтинг стран по уровню коррупции (ИВК) за 2017 г. [5] 

Страна

Индекс

1

Новая Зеландия

89

2

Дания

88

3

Финляндия

85

3

Норвегия

85

3

Швейцария

85

6

Сингапур

84

6

Швеция

84

8

Канада

82

8

Люксембург

82

8

Нидерланды

82

8

Великобритания

82

12

Германия

81

 

Несмотря на все усилия государства, которые направлены на поддержку МСП, наличие указанных проблем не позволяет малому бизнесу в нашей стране существовать и развиваться на том же уровне, что и во многих других странах. Поэтому чтобы перестать быть в роли вечно догоняющих, нам необходимо устранить этот существенный пробел в сфере предпринимательства.

Таким образом, подводя итог ко всему вышесказанному, можно сделать вывод, что развитие МСП является одним из приоритетных направлений для эффективного функционирования национальной экономики России. Ключевая роль в поддержке малого и среднего предпринимательства отведена государству. Так как развитие данного сегмента позволяет решить многие социально-экономические проблемы страны.

    

Список литературы:
1. Быкова Н. Н., Рогозина Л. С. Проблемы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 479-483.
2. Полухина А.Е. Государственная поддержка малого бизнеса // VII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых с международным участием «Россия молодая» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/IEU/5/16.pdf 
3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/
4. Официальный сайт АО «Российской венчурной компании» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.rvc.ru/ 
5. Официальный сайт Трансперенси Интернешнл Россия [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://transparency.org.ru/