Статья:

Современная организация финансового менеджмента малого бизнеса

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Рогожникова О.С. Современная организация финансового менеджмента малого бизнеса // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современная организация финансового менеджмента малого бизнеса

Рогожникова Ольга Сергеевна
студент, БашГУ, (филиал в г. Нефтекамск), РФ, г. Нефтекамск
Курманова Диана Асхатовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, БашГУ, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены понятия малого бизнеса и финансового менеджмента. Также охарактеризованы особенности финансового менеджмента малых предприятий. В конце работы сделаны выводы по проведенному исследованию.

Ключевые слова: малый бизнес, финансовый менеджмент, финансы предприятия, менеджер, управление.

 

Актуальность данной темы выражается в том, что малый бизнес представляет собой важнейший элемент современной экономики РФ. В настоящее время малый бизнес занимает значительную долю в экономике нашей страны. Именно от эффективности деятельности малых предприятий и их функционирования в данном секторе экономики во многим зависит благосостояние всей страны  всего населения.

В 2017 г. в России зарегистрировано всего субъектов малого и среднего предпринимательства – 6039,2 тыс. ед., в том числе юридических лиц – 2817,51 тыс. ед. и индивидуальных предпринимателей – 3221,7 тыс. ед.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 июня 2018 г. в РФ зарегистрировано и действует 2936,9 тыс. экономических субъектов, на которых занято более 13,6 млн. человек, что составляет 25 % от общего числа занятых в экономике.

Наибольшее количество предприятий малого и среднего бизнеса зарегистрировано в Центральном федеральном округе – 1945099 ед., а наименьшее в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральном округах – 266849 и 204778 ед. соответственно.

Для эффективной деятельности малого бизнеса на предприятии должна быть эффективная система финансового менеджмента. Ведь именно от нее зависит выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения стратегических и тактических целей деятельности фирмы.

В с Федеральным законом № 88-ФЗ от 14 1995 г. «О государственной поддержке предпринимательства в Российской : «под малым понимается коммерческая в уставном капитале доля участия Федерации, субъектов Федерации, общественных и организаций (объединений), благотворительных и фондов не превышает 25%, а принадлежащая одному нескольким юридическим не являющимся субъектами предпринимательства, не превышает 25% [1]».

В.Б. Фролова представляет финансовый менеджмент: «как управление определенными сферами в организации и раскрывают объекты управления: денежными потоками, финансовыми потоками, движением финансовых и денежных потоков, движением финансовых ресурсов, денежным оборотом и финансовыми ресурсами, процессами финансирования предпринимательской (хозяйственной) деятельности, финансами предприятия, финансовыми операциями, денежными фондами и их источниками, средствами предприятия и источниками их формирования[5, с. 75]».

Во многих определениях дается характеристика самого управления – как рационального, так и комплексного. Также изучаются основные цели управления: такие как, достижения общих целей управления предприятия, достижение поставленных стратегических и тактических целей предприятия.

Главная особенность менеджмента малых предприятий – это в основном неформальные отношения между руководителем и подчиненными. Взаимоотношения работников и менеджера носят так сказать непосредственный и открытый характер. В связи с этим вырабатывается определенные требования в личности менеджеров малых предприятий.

1. Авторитет менеджера зависит только от его личностных и профессиональных качеств.

2. Главные качества менеджмера – гибкость в работе, уметь предвидеть события, приспосабливать работников, деятельность предприятия к изменяющимся условиям.

3. Менджер должен обладать управленческими качествами: иметь способность формировать и развивать рабочие группы.

4. Менеджер должен взаимодействовать с персоналом как с коллегами, а не как с друзьями и знакомыми. Должен установить рабочие отношения.

5. Менеджер должен поддерживать атмосферу творческого взаимодействия.

6. Менеджер должен занимать лидерскую позицию внутри коллектива.

7. Менеджер должен уметь обучать и развивать подчиненных.

8. Именно на менеджере лежит ответственность за результат работы коллектива и атмосферу коллектива.

Именно все эти вышеперечисленные признаки должны быть у грамотного, профессионального менеджера, знающего особенности управления коллективом в малом бизнесе и учитывающего их в своей работе.

Основой развития малого предпринимательства являются управленческие качества руководителя: то как они исполняет свою работу, как он это делает. От того, какой стиль управления выбран зависит эффективная деятельность предприятия. Выделяют три главных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный. Но при этом руководитель может иметь свой стиль управления, который будет включать в себя элементы всех трех вышеперечисленных стилей. Таким образом, выделяют пять основных типов управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор [8, с. 1047].

Менеджер-диктатор. Главная цель: максимальная производство, при этом внимание коллективу уделяется очень мало. В данном случае эффективность работы коллектива – очень низкая. Диктатор – плохой управляющий.

Менеджер-демократ – полная противоположность менеджера-диктатора. Не интересует ни  производство, ни коллектив. Очень низкая эффективность работы.

Менеджер-пессимист. Никогда не вмешивается в естественный ход событий. Польза от него очень маленькая.

Менеджер-манипулятор. Главная задача – во всем должен быть компромисс. Большая склонность к манипуляции людьми.

Менеджер-организатор. Следит и за производством,  и за деятельностью коллектива. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации.

Таким образом, в малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

В.А. Щербаков считает, что на малых предприятиям уделяется очень мало внимания финансовому менеджменту. Это прежде всего связано с отсутствием понимания важности разработки маркетинговой политики, а также нежеланием тратить «лишние» деньги на изучение конъюнктуры рынка, деятельности конкурентных предприятий, и конечно оплаты специалистов, которые будут выполнять данную работу. Главное отличие маркетинга крупного предприятия от маркетинга в малом бизнесе: малые предприятия продают только тот товар, который пользуется спросом и приносит прибыль. В крупных же компаниях при маркетинговых решениях учитываются результаты опроса, расчеты эффективности реализации этого продукта, изучение рынка, также конкурентов предприятия. В малых предприятий маркетинговые решения принимаются на интуитивном уровне, а также с учетом опыта работы.  [10, с. 16].

В.Е Царев в своей статье выделяет, что бизнес-план предприятия является главным источником привлечения инвестиционных средств. То есть инвестор изучает бизнес-план предприятия и решает вопрос о финансирование данного проекта. Однако в связи с тем, что в малых предприятиях недостаточно развит финансовый менеджмент, разработка самого проекта и его бизнес-плана является для них трудной задачей. И следовательно уменьшает возможность получения инвестиций [6, с. 302].

Важнейшей составляющей финансового менеджмента является оценка финансового положения предприятия, которая представляет собой совокупность методов, позволяющих оценить состояние дел предприятия в ходе изучения результатов его деятельности. Изучение финансового положения должно дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, заинтересованным в его финансовом состоянии, – сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.

Н.А. Шапиро считает, что значительное число руководителей малых предприятия зная, что финансовое состояние предприятия является главным показателем эффективной деятельности предприятия, на практике не осуществляют проверку финансового состояния предприятия. Они ограничиваются лишь показателями прибыли предприятия и в некоторых случаях рентабельностью производства.

Свою роль в данном случае играет и то, что малые предприятия сдают только две формы отчетности – бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. То есть, оценка финансового положения малой фирмы, учитывая небольшой объем бухгалтерской отчетности, установленный для малых предприятий, будет включать ограниченный набор показателей.

Таким образом, именно от правильного выбора стиля, методов управления, от эффективных механизмов финансового менеджмента, и их грамотного применения зависит эффективность деятельности малого бизнеса, его конечный результат, и то, сможет ли данное предприятие занять довольно устойчивое положение на рынке своих конкурентов.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // cпра‬в.-пра‬вo‬ва‬я cи‬cтeма‬ «Кo‬нcульта‬нтПлюc». Вeрcи‬яПрo‬ф. – Элeктрo‬н. тeкcт.да‬н. – Пo‬cлeд. o‬бнo‬влeни‬e 12.12.2018.
2. Сейфетдинова, А.А. Особенности финансового менеджмента в деятельности предприятий / А.А. Сейфетдинова // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2018. – № 3. – С. 285-286.
3. Стоянова, Е.С. Особенности финансового менеджмента в бизнесе / Е.С. Стоянова // Финансовый директор. – 2016. – № 11. – С. 32-39.
4. Филобокова, Л.Ю. Особенности методологии финансового менеджмента в предпринимательстве / Л.Ю. Филобокова // Финансовый менеджмент. – 2018. – № 4. – С. 23-29.
5. Фролова, В.Б. Финансовый менеджмент: понятийный аппарат / В.Б. Фролова // Экономика. Налоги. Право. – 2016. – № 5. – С. 72-82.
6. Царев, В.Е. Финансирование вашего малого бизнеса: где взять деньги? / В. Е. Царев // Молодой ученый. – 2016. – №18. – С. 301-304.
7. Шапиро, Н.А., Терентьева, Л.Д. Трактовки финансового менеджмента в зарубежной и отечественной учебной литературе: сравнительный анализ / Н.А. Шапирова, Л.Д. Терентьева // Финансы и кредит. – 2016. – № 44. – С. 2-8.
8. Шахвардиев, И.В. Причины недостаточного финансирования малого и среднего бизнеса в России / И. В. Шахвардиев // Молодой ученый. – 2016. – №7. – С. 1046-1049.
9. Швед, С.С., Коняхина, А.Е. Особенности менеджмента в предпринимательстве / С.С. Швед, А.Е. Коняхина // Инновационная экономика. – 2015. – № 6. – С. 98-100.
10. Щербаков, В.А. Финансовое планирование и управление формированием заемного капитала в развитии бизнеса предприятий на современном этапе развития российской экономики / В. А. Щербаков // Финансы икредит. – 2017. – №19 – С.15-18.