Статья:

Теневая экономика как одна из главных проблем в системе налогообложения РФ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Колисниченко В.В., Севостьянова Н.Ю., Шаруда А.С. Теневая экономика как одна из главных проблем в системе налогообложения РФ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(62).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Теневая экономика как одна из главных проблем в системе налогообложения РФ

Колисниченко Виктория Вадимовна
студент, ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), РФ, г. Краснодар
Севостьянова Наталья Юрьевна
студент, ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), РФ, г. Краснодар
Шаруда Андрей Сергеевич
студент, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет, РФ, Краснодарский край, Павловский район, ст. Старолеушковская
Полинская Марина Валерьевна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет, РФ, Краснодарский край, Павловский район, ст. Старолеушковская

 

В современной экономической ситуации стабильная и грамотная налоговая система очень значимый механизм, который воздействует на уровень экономики. Часто налоговая система не полностью отвечает современным условиям, потому что она сложна и по уплате и исчислению налогов, так же по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем с целью заполнения налоговых деклараций.

Системе налогообложения необходимо выполнять стимулирующую роль, а так же положительно влиять на экономическую деятельность организаций и развитие производства в данной стране. Соотношение налоговых доходов, которые поступают в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с ведением налогов на территории государства, сбором сумм налогов- определяют эффективность налогообложения

«Развитие рыночной экономики в России сформировало необходимость оптимизации и реформирования налогового законодательства, сдерживания и стимулирование налогового законодательства разных отраслей, сфер деятельности экономики, а так же государственное регулирование финансовой деятельности в Российской Федерации. При применении способов достижения намеченных целей, наблюдается их неэффективность»[5].

В сфере налогообложения присутствует проблема, которую необходимо решать. Поскольку, распространены уклонения от налогообложения и возрастает доля теневой экономики, что лишает бюджетную систему налоговых доходов, а так же способствует неравной конкуренции, потому что ставит добросовестных плательщиков в невыгодные условия. В РФ ставят важным направлением борьбу с налоговым мошенничеством, формирование поведения, которое будет основано на культуре уплаты налогов.

Мы выделяем, на наш взгляд, важнейшую проблему в сфере налогообложения РФ - Теневая экономика.

В связи с такой проблемой, как теневая экономика, «недобросовестные» бизнесмены используют всевозможные пути, чтобы уклониться от налогов, вследствие, страдают и государство и «добросовестные» налогоплательщики, возмещающие убытки государственного бюджета.

По данным Федеральной службы, по финансовому мониторингу, в 2018 году теневая доля в общем объеме ВВП Российской Федерации достигла более 20 триллионов рублей, что составляет около 20% от общего валового внутреннего продукта. Сумма была рассчитана с учетом незаконного или неправильно заявленного ввоза товаров, криминальной составляющей, скрытых доходов юридических лиц и неофициальной заработной платы работников, которая выплачивается в обход налогового законодательства. Четверть всей суммы составляют «черные зарплаты» и доходы от преступной торговли. Вопрос в следующем: «Как рассчитать долю серого дохода в экономике, если неформальные данные о доходах нигде не учитываются?» Это можно сделать только на основе одного показателя - информации о расходах граждан нашей страны.

Для сравнения необходимо рассмотреть данные, опубликованные  Международным валютным фондом 28 января 2018 года. Согласно отчету, в ходе оценки были приняты во внимание все составляющие «скрытого» сектора экономики, представленные в рейтинге государств. Рассмотрим  данные МВФ на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Данные МВФ «скрытого» сектора экономики

 

На основании рассмотренных данных,  можем сделать следующий вывод, что по «скрытому» сектору экономики Российская Федерация занимает не лучшее положение среди зарубежных стран, что оказывает негативное влияние на всю экономику страны. Это можно увидеть, если детально рассмотреть все разрушительные последствия «скрытой» экономической деятельности: незаконная деятельность некоторых нелегальных компаний из-за несоблюдения законодательства; незарегистрированный доход не облагается налогом, что приводит к снижению доходов федерального бюджета; рост коррупции и увеличение случаев злоупотребления властью, оказывающий негативное влияние на общество и замедляющий экономическое развитие в целом.

Говоря о борьбе с теневой экономикой, нельзя не отметить, что наше государство осуществляет ряд мер по борьбе с теневой экономикой, перечень этих мер указан на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Меры по борьбе с теневым сектором экономики в соответствии с Налоговой политикой РФ

 

Для эффективной борьбы с теневым сектором необходимо внедрить следующие меры: установить постоянно действующий декларированный контроль за расходами и доходами граждан, который будет осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками; усилить контроль за расходами государственных средств, путем создания единого централизованного органа, являющийся единственным распорядителем всех видов активов государства; принять ряд законодательных актов, что бы укрепить дисциплины финансово-хозяйственной деятельности и внести необходимые изменения в налоговую систему государства.

Таким образом, налоговая система Российской Федерации до сих пор имеет ряд недочетов, которые позволяют предприятиям в большинстве случаев безнаказанно избегать налогов. Существует необходимость в создании системы, которая стимулирует полную уплату налогов и делает уклонение от уплаты налогов экономически невыгодным. Также необходимо усилить борьбу с коррупцией, улучшая демократическую ответственность и рост ВВП.

Подводя итог, можно сказать, что масштаб проблемы сегодня огромен. Проблема теневого сектора сложна, широкомасштабные методы уклонения от налогов разнообразны, поэтому борьба с ними должна быть комплексной и последовательной. Необходимо выйти из существующей системы «словесного» решения проблем и принять эффективные меры, направленные на результат.

 

Список литературы:
1. Закон о налоговой политике «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» (уст. Минфином России). - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:https://www.minfin.ru/ru/statistics/docs/budpol_taxpol/ (Дата обращения 13.10.2019).
2. Душина В.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения коммерческих организаций/Молодежный научный вестник. 2016. № 5. -С. 138 -144. - [Электронный ресурс]  – Режим доступа. – URL: https://docviewer.yandex.ru/view/
3. Костина Е.Н. Проблемы гражданско-правовых отношений в налоговом планировании/Актуальные проблемы частноправового регулирования общественных отношений. 2016. № 1. -С. 79 -85. -  [Электронный ресурс]  – Режим доступа. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27388321
4. Левшукова О.А., Полинская М.В. Налоговая система Российской Федерации: оценка эффективности и направления реформирования / М.В.Полинская, О.А.Левшукова / Труды кубанского государственного аграрного университета 2017. №36. С 42-48. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35001574
5. Полинская М.В. Идентификация налоговой политики РФ и направления ее реформирования / М.В.Полинская, О.А.Левшукова, Н.А.Гончарова //Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-4 (89-4). С. 95-103. – Режим доступа. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34998191 (Дата обращения 13.10.2019).