Статья:

Налоговый мониторинг - новый этап обеспечения прозрачности бизнеса

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Климченко А.И., Гуль В.А., Шаруда А.С. Налоговый мониторинг - новый этап обеспечения прозрачности бизнеса // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(62).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Налоговый мониторинг - новый этап обеспечения прозрачности бизнеса

Климченко Алина Игоревна
студент, ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), РФ, г. Краснодар
Гуль Валерия Анатольевна
студент, ФГБОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), РФ, г. Краснодар
Шаруда Андрей Сергеевич
студент, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет, РФ, Краснодарский край, Павловский район, ст. Старолеушковская
Полинская Марина Валерьевна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Кубанский государственный аграрный университет, РФ, Краснодарский край, Павловский район, ст. Старолеушковская

 

На современном этапе развития мировой налоговой системы примерно 30 стран, таких, как США, Канада, Австралия, Бельгия, Швеция и другие, освоили или находятся в процессе освоения нового и более совершенного подхода к налоговому контролю. Он базируется на принципах прозрачности, доверия и сотрудничества, выгодного как государству, так и крупным организациям.

В РФ такая форма налогового контроля называется налоговым мониторингом. Данная форма дает возможность отказаться от традиционных выездных и камеральных проверок в пользу удаленного доступа к полной информации от налогоплательщиков и их бухгалтерской и налоговой отчетности посредством использования сети Интернет. Основным преимуществом метода является его оперативность, то есть возможность быстрого согласования и утверждения с налоговым органом условий по налогообложению операций, совершаемых в данный момент или планируемых в будущем [3].

Из-за того, что у налогового органа появляется возможность свободного доступа к сведениям налогоплательщика, уменьшается уровень необходимой документации, и, следовательно, появляется возможность сосредоточения усилий на анализе рисковых операций. Таким образом, налоговый мониторинг способен предупреждать возникновение налоговых рисков и различных спорных ситуаций. Особенности регулирования налогового мониторинга в России более подробно описаны в статье 105.26 НК РФ.

Основными преимуществами налогового мониторинга являются:

- на предприятиях, использующих налоговый мониторинг, в большей степени отменены выездные и камеральные проверки;

- способность быстрого и предварительного согласования с налоговым органом налоговых позиций;

- закрытие налогового периода уменьшается с 3-5 лет до 6 месяцев после подачи налоговой декларации;

- возникновение репутационного эффекта, то есть официальное доказательство статуса порядочного налогоплательщика.

Вышеперечисленные преимущества позволили сократить трудозатраты в 2018 году по сравнению с предыдущим периодом по таким показателям, как: снижение суммы начисленных пеней на 93%;  уменьшение усредненного количества документов, необходимых ФНС России для совершения проверок, на 77%; сокращение количества требований ФНС России о представлении пояснений и документов на 54%;  снижение затрат бизнеса на проведение налоговых проверок на 33% [5].

Помимо этого, выделяют определенные проблемы, появляющиеся на этапе внедрения налогового мониторинга:

- не каждый налогоплательщик готов к тому, что вся информация о налоговой базе будет открыта до даты предоставления декларации в налоговый орган;

- из-за недостаточно развитой организационно-технической базы налоговые органы не могут осуществить в полной мере рассматриваемый метод мониторинга с лицами, готовыми к его использованию;

- присутствует высокая вероятность перехода предложенного расширенного  взаимодействия  к тотальному контролю со стороны налогового органа;

- наличие «психологического барьера» специалистов со стороны налоговой инспекции и предприятия по сотрудничеству, касающегося минимизации налоговых  рисков; 

- так как полный доступ к базам данных и документам налогоплательщика не является обеспечением безошибочности и обоснованности выводов инспекторов, то важной проблемой  является  методическая  поддержка налогового мониторинга [1].

В настоящий момент времени в РФ на 2019 год 44 компании перешли на налоговый мониторинг, а к 2020 году планируется увеличение числа компаний в 2 раза. Среди фирм, активно применяющих налоговый мониторинг уже в 2019 году, можно выделить: Лукойл, Газпромнефть, МТС, Мегафон, Ростех, ВТБ, РЖД, Норникель, ИнтерРАО и другие. Стоит заметить, что данные компании являются крупными и представляют определенные отрасли, такие, как нефть и газ, телеком, производство, финансы, транспорт, металлургия и энергетика.

Существует перечень определенных условий, которые необходимо соблюсти, для ведения налогового мониторинга.

Что касается суммы налогов, уплаченных в федеральный бюджет (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ) за предыдущий год, в который было подано заявление об осуществлении налогового мониторинга, то она должна быть более 300 млн. рублей.

Не менее 3 млрд. рублей должна составить сумма совокупных доходов, отраженных в годовой финансовой отчетности организации за предшествующий  календарный год, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга [4].

Общая стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря года, предшествующего году, в котором было предоставлено заявление, составляет не менее 3 млрд. рублей.

Последним, но не менее важным условием, является соответствие системы внутреннего контроля фирмы с требованиями ФНС России.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных условий, можно сделать вывод, что далеко не каждая компания на данный момент может применять налоговый контроль, а только компании с достаточно крупными годовыми оборотами из определенных секторов экономики[2].

Рассмотрим пример компании, которая находится в процессе перехода на налоговый мониторинг. ОАО «РЖД» на данный момент является одним из наиболее ярких представителей крупных организаций, доказывающих прозрачность своего бизнеса посредством использования данной системы. Так, к 2020 году к налоговому мониторингу присоединятся дочерние компании общества АО «Федеральная пассажирская компания» и АО «Федеральная грузовая компания». Следовательно, в 2020 году практически 90% активов холдинга станут участниками мониторинга, а к 2022 году планируется перевод абсолютно всех дочерних предприятий, осуществляющих деятельность также в сфере ремонта вагонов, телекоммуникаций и строительства, для укрепления открытости ведения своей деятельности.

По итогам анализа действия налогового мониторинга на территории Российской федерации были разработаны следующие рекомендации, направленные повышение его эффективности и укрепления позиций [3]:

- продолжение внедрения налогового мониторинга среди крупных предприятий, так как за три года действия нового формата сумма налогов по урегулированным позициям превысила 23 млрд. руб.;

- возможность налогового мониторинга для среднего и в будущем малого бизнеса;

- снижение барьеров для использования мониторинга в разрезе условий, которые необходимо соблюдать для его ведения;

- внедрение мониторинга во все уровни бизнеса для снижения жалоб по налоговым спорам;

- разработка IT-систем, упрощающих доступ к полной информации налогоплательщика для налогового органа;

- уменьшение списка документов для перехода на налоговый мониторинг;

- разработка требований по повышению конфиденциальности по отношению к финансовой и бухгалтерской отчетности предприятий;

- укрепление позиций взаимодействия по вопросам минимизации рисков, основанном на полном доверии между предприятием и налоговым органом.

«На сегодняшний день цифровые технологии позволяют организовать взаимодействие бизнеса с Налоговой службой на качественно новом уровне. Автоматизированный анализ десятков миллионов операций открывает возможность глубокого транзакционного контроля там, где раньше это было технически невозможно. Развивая цифровой инструментарий налогового мониторинга, мы формируем единое пространство доверия системам учета, внутреннего контроля и управления рисками налогоплательщиков»,- акцентирует внимание глава ФНС России Михаил Мишустин [5].

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в настоящий момент налоговый мониторинг является перспективным направлением развития системы налогообложения и налогового контроля, так как позволяет достичь максимальной прозрачности и открытости в ведении крупного бизнеса. В свою очередь, это позволяет полностью или частично устранить угрозы, связанные с коррупцией, легализацией (отмыванием) доходов, взяточничеством. Также одной из положительных сторон налогового мониторинга является эффективное разрешение налоговых споров и предотвращение налоговых рисков из-за конструктивного и открытого диалога между предприятиями и налоговыми органами.

 

Список литературы:
1. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник./Н.В. Балихина, М.Е. Косов. -М.: ЮНИТИ, 2015. -623 c.
2. Левщукова, О.А. Налоговая система Российской Федерации: оценка эффективности и направления реформирования / О.А. Левщукова, М.В. Полинская // Труда Кубанского аграрного университета. 2017. С. 83-87.
3. Литвинова, Ю.М. Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации / Ю.М. Литвинова // Ленинградский юридический журнал. 2017. С.175-182.
4. Крупнейшие российские компании присоединились к налоговому мониторингу [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://rb.ru/
5. Налоговый мониторинг [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://ey.com/