Современные проблемы правовой борьбы с экстремизмом
Секция: Юриспруденция
XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Современные проблемы правовой борьбы с экстремизмом
MODERN PROBLEMS OF LEGAL STRUGGLE AGAINST EXTREMISM
Anastasia Erokhina
Student, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod
Elena Balashova
Scientific director, Cand. Philos. sciences, associate professor Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod
Аннотация. Экстремизм стал проблемой XXI международного масштаба. Агрессия со стороны экстремистских сообществ создаёт в мире социальные, политические и иные последствия. Уголовно-правовой запрет пропаганды экстремизма преследует своей целью защиту прав человека, жизни и здоровья людей. Также она является неотъемлемой частью правовой системы практически всех стран.
Abstract. Extremism has become a problem of the XXI international scale. Aggression by extremist communities creates social, political and other consequences in the world. The criminal law prohibition of extremist propaganda aims to protect human rights, life and health. It is also an integral part of the legal system of almost all countries.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистские организации, экстремистская деятельность, терроризм, правовое регулирование, преступления.
Keywords: extremism, extremist organizations, extremist activities, terrorism, legal regulation, crimes.
Раскрытие данной проблемы нужно начать с определения экстремизма. Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам.
В современном мире экстремизм является глобальной проблемой для многих государств. Постоянно трансформирующиеся условия глобализации способствуют изменения экстремизма и обуславливают его характер как международной проблемы. Такое негативное последствие требует совместного противодействия со стороны всех без исключения организаций и государств.
Следует согласиться с позицией В. П. Назарова, который считает, что традиционные подходы к противодействию экстремизму в пределах национальных правовых систем, показали свою низкую эффективность [1]. Современные технологии, простота вербовки новых кадров, доступность оружия, большие возможности по переводу денежных средств и многое другое позволяют очень быстро создавать новые экстремистские организации и осуществлять экстремистскую деятельность. Всё это также способствует расширению экстремизма в мире. В сложившейся ситуации в рамках правового регулирования требуется выработка эффективных способов противодействия подобной преступной деятельности. В мире существует довольно много правовых источников направленных на борьбу с экстремистской деятельностью. В частности, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года формулирует основные признаки экстремистской деятельности и указывает, что экстремизмом может признаваться только такая деятельность, которая признаётся таковой в рамках национальных правовых систем государств [2]. Кроме того, Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1344 «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе» от 29 сентября 2003 года устанавливает возможность ограничения свободы выражения мнений, собраний и объединений, для целей борьбы с экстремизмом в законодательстве государств [3]. Но нужно сказать, что упомянутые источники, рассматривают экстремизм только в общих чертах и формулируют только основные положения. Также они распространяются не на все государства и носят бланкетный характер по отношению к национальному законодательству.
Российское законодательство в данный момент насчитывает более десяти источников, в той или иной мере регулирующих противодействие экстремизму. Появление такого большого количества источников на тему экстремизма, связанно с резким ростом его на территории РФ за последнее десятилетие. К числу таких источников относятся: Конституция РФ 1993 года, Уголовный кодекс РФ 1996 года (далее – УК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 года, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 25 сентября 1997 № 125 и другие.
Российское законодательство не содержит нормативного определения экстремизма, лишь предусматривая частные случаи экстремистской деятельности [4]. Применительно к преступлениям связанных с экстремизмом предусмотрено ч. 2 Примечания ст. 282.1 УК РФ, однако оно носит излишне широкий характер. Это, в свою очередь, создаёт сложности для правоприменителя при определении четких критериев экстремистской деятельности.
Из вышеупомянутых источников можно сделать вывод о том, что нормативное регулирование экстремизма требует совершенствования. Начать нужно с правильного определения экстремизма, выделить его основные черты и формы проявления, чтобы можно было различать её от иных смежных видов противоправной деятельности (например, терроризм).
В России очень актуальная сфера противодействия экстремизму. Н. А. Чернядьева верно отметила, что проблема противодействия экстремизму в большей мере актуальна для многонациональных государств, которые в виду различных причин были подвержены распаду на определенном этапе своего исторического развития [5]. Такая ситуация создалась после распада СССР и обострением проблем, связанных с меж национальными и межрелигиозными разногласиями на территории государств СНГ.
В связи с развитием технологий, требует особого внимания вопрос противодействия экстремизму, осуществляемому с использованием сети Интернет. Современные средства коммуникации неизбежно детерминируют рост информационного экстремизма [6]. Также существуют иные проблемы технического характера. В частности, возникают сложности с идентификацией лица, занимающегося экстремистской деятельностью [7]. Также при квалификации некоторых преступлений возникает необходимость в использовании специальных знаний посредством проведения экспертиз [8].
Глобальный характер проблемы экстремизма, создаёт не только несовершенствование международно-правового регулирования, но и особенностями правового регулирования в рамках национального законодательства государств. Так, например, в некоторых государствах до сих пор нет уголовной ответственности коллективных субъектов.
Таким образом, проблема противодействия экстремизму глобальна и актуальна в современном мире. Причём нужно сказать, что это касается абсолютно всех государств и организаций. Борьба с проявлением экстремизма сопряжена как с необходимостью совершенствования национального законодательства, так и с постоянной профилактикой такой противоправной деятельности путём осуществления эффективной социальной и экономической политики уполномоченными органами государств. Необходимо также активизировать уже имеющиеся средства правого регулирования противодействия экстремизму. И внутригосударственные, и межгосударственные механизмы должны иметь более наступательный и инициативный характер, а также основываться на взаимодействии с институтами гражданского общества.