Международные потоки академической мобильности: факторы и тенденции развития
Секция: Экономика
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Международные потоки академической мобильности: факторы и тенденции развития
В эпоху глобальной интеграции и необходимости международного опыта в той или иной профессиональной сфере деятельности образовательный туризм является одной из наиболее востребовательных форм получения знаний и изучения предмета за счет достижений научно-технического прогресса другой страны. Определение образовательного туризма складывается из понятий туризма и образования и представляет собой «поездки от 24 часов до 6 месяцев с целью получения образования (общего или дополнительного) или повышения квалификации без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» [1, с. 10].
Образовательный туризм представляет собой туристскую поездку, в которой человек совмещает обучение с отдыхом, что является одной из эффективных методик получения знаний: участник данной программы получает не только опыт в изучаемой сфере деятельности, дисциплине, но и опыт в использовании иностранного языка, коммуникативных навыков, узнает больше о культуре, традициях и истории страны, в которую пребывает. Поэтому за последние 5 лет образовательный туризм приобрел мировую популярность: количество путешествий с целью обучения в 2018 г. составило 23,8% или 333,2 млн. от числа всех туристских поездок в мире (1,4 млрд.) [2, с. 42].
Рассмотрим мировую статистику в сфере молодежного образовательного туризма. В настоящее время более 90% от всего потока академического обмена приходится на студентов и аспирантов, а 73% (19 248) от числа всех вузов в мире (26 368) уже используют в учебном процессе программы мобильности [3]. Численность иностранных студентов в высших учебных заведениях стремительно возрастает с каждым годом (рис. 1). По статистическим данным ЮНЕСКО в 2000 г. общее количество иностранных студентов составляло 2,1 млн. чел., а в 2019 г. это число превысило 5,3 млн. чел. [4]. Ежегодный прирост составляет 6-9% (от 300 тыс. чел. до 500 тыс. чел.). По прогнозам международных организаций (Института статистики ЮНЕСКО, Организации экономического сотрудничества и развития и др.) к 2025 г. эта цифра достигнет 8 миллионов [5, с. 24]. Представленные показатели подтверждают глобальный рост поездок в рамках международной академической мобильности, что отражается на возрастании значимости образовательного туризма в мире.
Рисунок 1. Динамика роста числа иностранных студентов в мире
Основными центрами притяжения студентов в 2017-2019 гг. являются США, Великобритания, Китай, Канада, Австралия, Франция, что объясняется усиленными экономическими связями государств и использованием конкурентоспособных программ высшего образования [6]. Более 500 лучших университетов мира проводят политику по содействию развития академической мобильности, усиливая собственный научный капитал. В рейтинге стран наибольшего сосредоточения иностранных студентов 2019 г., где на первом месте находится США (1 095 299 чел.), а Великобритания – на втором (506 480 чел.), Россия занимает 7-е место (313 089 чел.), что отражает положительную тенденцию в системе качества, разнообразия направлений и доступности программ отечественного образования для студентов из разных стран.
Рассмотренные выше центры образовательного туризма являются и основными опорными точками развития мирового туризма. Данные Всемирной туристской организации (UNWTO) свидетельствуют, что по количеству туристских посещений в 2018-2019 гг. также лидирует Франция, Испания, США, Китай, Италия и Великобритания, Турция [7, с. 9]. Таким образом, ряд государств являются лидерами экскурсионного, делового и событийного туризма, что свидетельствует о развитой туристкой индустрии регионов.
К факторам, способствующим росту международной академической мобильности в рамках образовательного туризма, относятся:
1) мировая глобализация и интернационализация образования, что выражается в реализации международных унифицированных стандартов в сфере образования, формировании единой системы обучения (степеней образования) и увеличении доступности высшего образования благодаря внедрению в образовательный процесс современных форм обучения [8, с. 191];
2) глобальное повышение спроса на высшее образование, а также понимание ценности обучения в престижных зарубежных вузах (в среднем процент населения с высшим образованием в развитых странах (как США, Австралия, Южная Корея, Израиль, Канада, Россия) достигает 43,5% – 47% [9];
3) разнообразие форм и способов поездок с образовательными целями: программы академической мобильности (Erasmus+, DAAD, Tempus, North to North, «Глобальное образование»), языковые школы и летние лагеря (France Langue, OISE (Франция), Malaca Instituto (Испания), Did Deutsch-Institut (Германия), международные форумы, фестивали и конференции (Student World Forum, European Youth Forum (Европейский союз), City for Education (г. Москва), The Forum of Young Global Leaders (г. Женева));
4) международная поддержка молодёжи, путешествующей с образовательными целями (WYSE Travel Confederation, WorldSkills International и др.);
5) возможность получить уникальный профессиональный и культурный опыт, практическое применение иностранных языков в процессе поездки, что равнозначно мощной платформе для саморазвития и становления личности.
Факторы, способствующие популяризации «полезного отдыха» среди обучающихся высших учебных заведений, свидетельствуют о том, что философия молодых людей XXI века – «образование играет ключевую роль в жизни человека, а туризм – одна из возможностей получить новые знания», поддерживается на международном уровне. Ценность образованной, коммуникабельной, толерантной и профессиональной в своей области молодежи обоснована требованиями, предъявляемыми успешными международными компаниями.
Результаты исследований Института Международного образования США (Institute of International Education) и Всемирной молодежной, студенческой и образовательной туристской конфедерации (WYSTC), отчеты информационного портала «World Education Reviews» позволяют выделить тенденции развития международной студенческой мобильности к 2024 году:
1. На долю «мобильных» студентов из стран Азии будет приходится до 55% от общего числа учащихся в мире. Китай и Индия будут являться наиболее доминирующими экспортерами студентов в другие регионы (до 30% от общего азиатского потока) [10, с. 15]. Однако, Китай планирует оказаться в тройке лидеров по приему иностранных студентов – до 700 тыс. чел. в год.
2. Согласно данным Института Международного образования с учетом увеличения численности населения и миграционных процессов основными странами-экспортерами иностранных студентов станут Германия, Индия, Саудовская Аравия, страны Тропической Африки, Турция, Пакистан [11, с. 21];
3. Национальные программы, направленные на привлечение иностранных студентов в страну, будут реализовывать многие государства: Россия (нацпроект «Образование», «Проект 5-100»), Австралия, страны Западной Европы, Китай («Belt and Road»), Турция («Turkey Scholarships»), что предвещает высокую конкуренцию между странами в сфере студенческой мобильности;
4. Согласно рейтингу востребованных профессий от образовательных агентств «Учеба.Ру» и «Study in focus», наиболее востребованными профессиональными сферами к 2025 г. будут Бизнес и Предпринимательство, Урбанистика и биоинженерия, Маркетинг и digital-технологии, Веб-дизайн и нейронауки, что будет одним из главных интересов иностранных студентов [12];
5. В качестве приоритетной области международных отношений регионализация и транснационализация образования будет играть ключевую роль в становлении основных направлений молодежного туризма.
Студенческая мобильность – это феномен интеграции образования и туризма с целью достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на развитие профессиональных качеств его участников. Студенческие поездки с целью получения образования, изучения иностранных языков, участия в международных мероприятиях и школах становятся все более значимым фактором в процессе всемирной глобализации. Международная образовательная мобильность – это не только фактор экономического развития, но и мощный геополитический ресурс, служащий распространению и продвижению культуры и ценностей стран, обучающих иностранцев.