Цифровизация в гражданском праве
Секция: Юриспруденция
XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Цифровизация в гражданском праве
На сегодняшний день все сферы жизнедеятельности претерпевают значительные изменения в сфере цифровизации. Преобразования распространяются и на сферу права. Она начинает быть не только средством осуществления государственной власти, но и становится объектом воздействия и влияния цифровизации. Происходит изменение его форм, механизмов и действий. В связи с этим государство вынуждено приспосабливаться к новым тенденциям: оно по-разному реагирует на новые тенденции в обществе и цифровой реальности.
Мощный скачок в развитии информационно - коммуникационных технологий привел к еще большему интересу к научному прогрессу и совершенствованию общественных отношений, тем самым сформировав новый мир и новую реальность. Естественно, что эта тенденция неизбежно затрагивает сферу права, хотя бы потому, что появляются новые механизмы: электронная коммерция, обучающие платформы, блогинг и многое другое.
С использованием Интернета электронная торговля уже давно стала обычным делом и признана государством. Примером может служить Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [5] , в котором содержится понятие "аукцион в электронной форме". Юристы и менеджеры, которые занимаются государственным управлением, знают, что весь процесс заключения договора: оферта, акцепт, определение победителя и даже подписание происходит непосредственно на специализированных электронных площадках. Договоры подписываются с использованием электронной цифровой подписи. Там же размещаются протоколы, дополнительные соглашения, протоколы разногласий к соглашениям. Оформление договора и представление результатов заказчику также происходит через Интернет.
Повсеместно используются электронные документы, специальное программное обеспечение и ключи доступа.
Федеральным законом "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" от 08.03.2015 N 42-ФЗ [3] ст. 434 ГК РФ дополнена отдельными положениями. Согласно новой редакции ст. 434 ГК РФ, договор в письменной форме может быть заключен путем составления единого документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от одной из сторон договора.
Электронный документ, передаваемый по каналам связи - это информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая электронными, магнитными, оптическими или аналогичными средствами, в том числе путем обмена информацией в электронной форме и электронной почтой. По смыслу этих изменений сканированные версии документов следует отнести именно к электронным документам.
Ст. 432 и 438 ГК РФ [1] предусмотрено, что договор заключается путем направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Законом не запрещается заключение сделки путем обмена подписанными и отсканированными версиями договоров по электронной почте, в которых подпись на указанных документах будет воспроизведена путем копирования. Этот способ соответствует письменной форме сделки.
Однако мошенники, подстраиваясь под современные реалии, также находят возможности использовать продукты развития цифровой экономики в своих преступных целях. Весной 2019 года в российской прессе широко освещался случай передачи квартиры обманным путем с использованием электронной подписи. Преступники перерегистрировали квартиру на третье лицо без согласия хозяина. О том, что дом ему больше не принадлежит, хозяин московской квартиры узнал случайно, когда обнаружил имя нового хозяина в счете за коммунальные услуги.
В Росреестре потерпевшему сообщили, что электронная сделка по передаче имущества была проведена без нарушения закона. Оказалось, что он «подарил» свою квартиру жителю Уфы еще в октябре 2018 года. В результате выяснилось, что преступление заключалось в незаконном оформлении электронной подписи, что было удостоверено договором дарения: домовладелец не оформил электронную подпись и не получил носитель с ключами электронной подписи и сертификатом, за него это сделал другой человек по фальшивой доверенности. Неизвестно, откуда злоумышленники получили паспортные данные владельца для подделки доверенности.
Организация, выдавшая электронную подпись, как и владелец квартиры, стала жертвой мошенников, получив от них фальшивую доверенность. Законодательство позволяет удостоверяющим центрам выдавать электронные подписи по доверенности: в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронных подписях» [6] заявитель представляет доверенность или иной документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени других лиц, в оригинале или его должным образом заверенную копию, других требований закон не содержит. Фактически, удостоверяющие центры имеют право оформить электронную подпись по доверенности, не заверенной нотариально.
Для защиты имущества от мошенничества с помощью электронной транзакции с использованием электронной подписи, полученной по поддельной доверенности, принят Федеральный закон от 02.08.2019 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон« О государственной регистрации недвижимого имущества » [4] . Закон создан с целью защиты граждан от мошенничества с недвижимостью. Теперь без специальной отметки в ЕГРН о возможности подачи документов в электронном виде подать в Росреестр электронное заявление о продаже недвижимости будет невозможно.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что цифровизация уже прочно вошла в сферу российского права и законодательства. Эта тенденция преследует весь развивающийся и цивилизованный мир, и сейчас важно уметь корректировать и выстраивать свой собственный вектор развития и находить путь, который будет успешным для нашей страны. Наряду с поиском путей развития права, впервые в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [2]” были сосредоточены национальные интересы в информационной сфере, в том числе, в сфере развития человеческого потенциала, обеспечения безопасности граждан и государства, развития свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций. Это тесно связано со сферами общественных отношений, поскольку необходимость регулировать и направлять различные взаимодействия с цифровизацией, тесно связана с законом. Ведь именно правильное решение определяет вектор трансформации не только стабильной и безопасной ситуации в стране, но и самой юридической профессии.
Таким образом, цифровизация – это процесс, направленный на активное внедрения цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности, который меняет подход к использованию, хранению и передаче информации.