ОЭЗ как инструмент долгосрочного сотрудничества компаний и государства
Секция: Экономика
XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОЭЗ как инструмент долгосрочного сотрудничества компаний и государства
SEZ AS A TOOL FOR LONG-TERM COOPERATION COMPANIES AND STATES
Ekaterina Nikitina
Student, South Russian Institute of Management RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don
Olesya Shilova
Student, South Russian Institute of Management RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don
Yulia Fedortsova
Student, South Russian Institute of Management RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В работе рассмотрены ОЭЗ как инструмент для долговременного сотрудничества государства и бизнеса с потенциалом для развития.
Abstract. The work considers the SEZ as a tool for long-term cooperation between the state and business with the potential for development.
Ключевые слова: ОЭЗ, государство, компания, сотрудничество, преимущества.
Keywords: SEZ, state, company, cooperation, advantages.
Стратегическое партнерство с обществом может также включать сотрудничество с различными уровнями государственной власти по обеспечению развитой инфраструктуры и сопутствующим вопросам.
Одним из примеров стратегического партнерства государства с компаниями являются особые экономические зоны (ОЭЗ).
ОЭЗ – представляют собой обособленные юридически территории, где действуют специальные налоговые стимулы. Резиденты способствуют развитию инфраструктуры региона и развитию необходимых для страны отраслей, создают новые рабочие места, взамен пользуясь особыми условиями и правами, закрепленными законодательно на уровне государства.
Отрицательной стороной такого взаимодействия можно считать увеличение коррупционных лазеек, препятствующих полноценному развитию общественного пространства.
Основным механизмом государственного контроля СЭЗ в России является нормативно-правовой режим, включающий совокупность регулятивного воздействия в данной сфере, заключенных на уровне федеральных нормативно-правовых актов и субъектов РФ.
А главным механизмом продвижения и развития ОЭЗ являются различные льготы, их перечень, предлагаемый государством, сводятся к следующим: административные, финансовые, налоговые, таможенные импортные и экспортные.
При этом существует два основных варианта льгот для резидентов ОЭЗ: общие и в зависимости типа зоны. И если вторые прописаны отдельными законами для каждой конкретной зоны или кластера, то первые сводятся к довольно емкому перечню из 4 пунктов: пониженная ставка налога на прибыль; освобождение резидентов от уплаты налога на имущество на срок от 5 до 10 лет при условии, при условии, что оно создано или приобретено для использования на территории зоны и находится на его территории фактически; устанавливаемые субъектами РФ льготы на транспортный налог с моменты регистрации транспортного средства; освобождение от уплаты земельного налога инвесторов на 5-10 лет на федеральном уровне.[1]
В настоящее время на территории РФ действует 33 ОЭЗ. При этом по итогам отчетного периода 2019 г. на их территории числится 778 компаний резидентов, зарегистрировано более 144 иностранных инвесторов из 41 страны, создано не менее 38 000 рабочих мест, а так же 440 млрд рублей осуществленных и 1 трлн рублей заявленных инвестиций.[3]
Кроме того, наблюдается стабильное наращивание показателей динамики количества резидентов ОЭЗ нарастающим итогом (см. Рис. 1.), выручка резидентов, количество созданных рабочих мест накопленным итогом в период с 2012 по 2018 гг.
Рисунок 1. Динамика количества резидентов ОЭЗ нарастающим итогом, ед. [2]
Исходя из графика наблюдается положительная динамика притока резидентов, которая правда в значительной степени наращивается за счет российских компаний.
Для того чтобы не только сохранить текущие результаты, но и преумножить их необходимо скорректировать существующий механизм государственного регулирования таким образом, чтобы сделать ОЭЗ более привлекательными для инвесторов и резидентов, а так же предотвратить утечку бюджетных средств, затрачиваемых на развитие зон.