Статья:

ОЭЗ как инструмент долгосрочного сотрудничества компаний и государства

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Никитина Е.В., Шилова О.В., Федорцова Ю.О. ОЭЗ как инструмент долгосрочного сотрудничества компаний и государства // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(34).pdf (дата обращения: 17.05.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЭЗ как инструмент долгосрочного сотрудничества компаний и государства

Никитина Екатерина Васильевна
студент, Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Шилова Олеся Валерьевна
студент, Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону
Федорцова Юлия Олеговна
студент, Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

SEZ AS A TOOL FOR LONG-TERM COOPERATION COMPANIES AND STATES

 

Ekaterina Nikitina

Student, South Russian Institute of Management RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

Olesya Shilova

Student, South Russian Institute of Management RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

Yulia Fedortsova

Student, South Russian Institute of Management RANEPA under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В работе рассмотрены ОЭЗ как инструмент для долговременного сотрудничества государства и бизнеса с потенциалом для развития.

Abstract. The work considers the SEZ as a tool for long-term cooperation between the state and business with the potential for development.

 

Ключевые слова: ОЭЗ, государство, компания, сотрудничество, преимущества.

Keywords: SEZ, state, company, cooperation, advantages.

 

Стратегическое партнерство с обществом может также включать сотрудничество с различными уровнями государственной власти по обеспечению развитой инфраструктуры и сопутствующим вопросам.

Одним из примеров стратегического партнерства государства с компаниями являются особые экономические зоны (ОЭЗ).

ОЭЗ – представляют собой обособленные юридически территории, где действуют специальные налоговые стимулы. Резиденты способствуют развитию инфраструктуры региона и развитию необходимых для страны отраслей, создают новые рабочие места, взамен пользуясь особыми условиями и правами, закрепленными законодательно на уровне государства.

Отрицательной стороной такого взаимодействия можно считать увеличение коррупционных лазеек, препятствующих полноценному развитию общественного пространства.

Основным механизмом государственного контроля СЭЗ в России является нормативно-правовой режим, включающий совокупность регулятивного воздействия в данной сфере, заключенных на уровне федеральных нормативно-правовых актов и субъектов РФ.

А главным механизмом продвижения и развития ОЭЗ являются различные льготы, их перечень, предлагаемый государством, сводятся к следующим: административные, финансовые, налоговые, таможенные импортные и экспортные.

При этом существует два основных варианта льгот для резидентов ОЭЗ: общие и в зависимости типа зоны. И если вторые прописаны отдельными законами для каждой конкретной зоны или кластера, то первые сводятся к довольно емкому перечню из 4 пунктов: пониженная ставка налога на прибыль; освобождение резидентов от уплаты налога на имущество на срок от 5 до 10 лет при условии, при условии, что оно создано или приобретено для использования на территории зоны и находится на его территории фактически; устанавливаемые субъектами РФ льготы на транспортный налог с моменты регистрации транспортного средства; освобождение от уплаты земельного налога инвесторов на 5-10 лет на федеральном уровне.[1]

В настоящее время на территории РФ действует 33 ОЭЗ. При этом по итогам отчетного периода 2019 г. на их территории числится 778 компаний резидентов, зарегистрировано более 144 иностранных инвесторов из 41 страны, создано не менее 38 000 рабочих мест, а так же 440 млрд рублей осуществленных и 1 трлн рублей заявленных инвестиций.[3]

Кроме того, наблюдается стабильное наращивание показателей динамики количества резидентов ОЭЗ нарастающим итогом (см. Рис. 1.), выручка резидентов, количество созданных рабочих мест накопленным итогом в период с 2012 по 2018 гг.

 

Рисунок 1. Динамика количества резидентов ОЭЗ нарастающим итогом, ед. [2]

 

Исходя из графика наблюдается положительная динамика притока резидентов, которая правда в значительной степени наращивается за счет российских компаний.

Для того чтобы не только сохранить текущие результаты, но и преумножить их необходимо скорректировать существующий механизм государственного регулирования таким образом, чтобы сделать ОЭЗ более привлекательными для инвесторов и резидентов, а так же предотвратить утечку бюджетных средств, затрачиваемых на развитие зон.

 

Список литературы:
1. Министерство экономического развития РФ Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон // http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/preferences/taxconcession/
2. Министерство экономического развития РФ департамент регионального развития «Особые экономические зоны» // https://www.economy.gov.ru/material/file/b2ac964663495bef3fbcc1aefc29e7f0/sezrus.pdf
3. Ассоциация кластеров и технопарков в России «Особые экономические зоны России БИЗНЕС-НАВИГАТОР 2019» // https://www.economy.gov.ru/material/file/9af049363d826bf83dc41d55c1a5d2c5/Business_Navigator_2019.pdf