Статья:

Сущность и формы государственной поддержки инновационных проектов

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кошелева Е.М. Сущность и формы государственной поддержки инновационных проектов // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(35).pdf (дата обращения: 24.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность и формы государственной поддержки инновационных проектов

Кошелева Елена Михайловна
студент, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные формы государственной поддержки инновационных проектов, а также сущность данного явления в Российской Федерации.

Abstract. The article discusses the main forms of state support for innovative projects, as well as the essence of this phenomenon in the Russian Federation.

 

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, государственная поддержка, государственное финансирование.

Keywords: innovation, innovative activity, state support, state financing.

 

В условиях ускоренного экономического роста, быстрого развития науки и технологий, усложнения рыночного взаимодействия, ужесточающийся конкуренции остро встает вопрос о совершенствовании подходов к разработке, созданию и модификации продукции.

Современный мир требует от компаний не только системного и продуманного подхода к собственной деятельности, но и постоянного поиска новых неординарных решений в создании продукции или услуг, что двигает руководителей все чаще обращаться к инновационной деятельности.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (научно-технических знаний, технологий, оборудования), с целью получения новых товаров и услуг или товаров и услуг с новыми качествами. [1]

В свою очередь, инновация – это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, процесса, подхода к социальным услугам. [2]

Зачастую предприятиям и организациям недостаточно собственных средств для сохранения высокого уровня производительности и, в то же время, своевременного решения задач модернизации и повышения эффективности производства. Помимо этого, высокий уровень конкуренции часто не позволяет «молодым» предприятиям удерживать позиции на рынке и проводить инновационную политику.

Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности ввиду многих факторов, включающих перспективность развития инновационного направления не только для региона, в котором осуществляется политика, но и для страны в целом, ввиду чего оказывает разного рода поддержку субъектам хозяйствования.

Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность особых мер (экономических, организационных, социальных и т.п.), принимаемых органами государственной власти Российской Федерации (РФ) и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. [3]

Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 24.04.2020), государственная поддержка инноваций в РФ реализуется в следующих формах:

  • создание благоприятного климата для привлечения инвестиций;
  • предоставление возможности получения льгот и преференций субъектами инновационной деятельности;
  • предоставление помощи инновационным деятелям в поиске инвесторов;
  • финансирование различных инновационных проектов за счет бюджетных средств: создание фондов поддержки инновационной деятельности, выдача бюджетных кредитов и грантов;
  • размещение государственного заказа на НИОКР, а также инновационные продукты;
  • представление и защита интересов субъектов инновационной деятельности;
  • создание особой инфраструктуры, поддержка информационного обеспечения инновационной деятельности;
  • иные формы господдержки, установленные правовыми актами органов государственной власти РФ. [3]

Одной из стратегических целей инновационной политики в рамках регионов выступает организация таких условий среды, которые способствовали бы превращению идей и инновационных разработок в конкурентноспособные продукты, релевантные не только в российских реалиях, но и на международных рынках, а также предоставляли возможность внедрять данные продукты в экономическую и социальную сферы. Применение проектного подхода для достижения поставленных целей является наиболее уместным. С применением территориального принципа инновационной политики возможно использование кластерного подхода для реализации научного и промышленного потенциала региона.

Государство заинтересованно в развитии инновационных проектов и всячески поддерживает подобные инициативы. Одним из способов поддержки инновационных проектов является проведение кластерной политики. [4]

Особая роль кластеризации в территориальном развитии заключается в том, что задачи, которые перед собой ставит производство, решаются комплексно и системно, что безусловно увеличивает синергетический эффект деятельности хозяйствующих субъектов в рамках регионального развития. [5]

Применение и развитие инновационных кластерных проектов в РФ оптимизирует деятельность отечественных предприятий, создавая особые производственные цепочки, позволяя при этом улучшить качество обработки сырья, содействуя импротозамещению, а также повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

Ввиду перспективности направления инновационных проектов и кластерного подхода, государство заинтересованно в поддержке и развитии такого рода деятельности на своей территории. Министерство экономического развития РФ в индивидуальном порядке оказывает помощь кластерам по вопросам, связанным с получением и использованием государственной поддержки, сотрудничеством с государственными предприятиями и зарубежными партнерами, действуя в рамках законодательной базы РФ. [6]

Важно отметить, что кластерная политика РФ, а также осуществление инновационной деятельности в рамках государства регламентируется рядом документов, в числе которых:

  1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.);
  2. Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 216-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.);
  3. Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.);
  4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018 г.);
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (ред. от 28.09.2018 г.);
  6. Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 N 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (ред. от 02.08.2018 г.);
  7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 24.12.2019) «Об утверждении государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (ред. от 01.01.2020 г.);
  8. "Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ" (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19) и др. [7]

Одним из важнейших документов, закрепляющих положения деятельности инновационных кластеров, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». Акт закрепляет политику, согласно которой в рамках перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития Россия переходит к новой пространственной модели развития экономики, включающей в себя создание инновационных центров развития, организованных за счет совершенствования транспортной и энергетической сферы, создания производственных кластеров в рамках определенных территорий, способных реализовать их конкурентный потенциал. [4]

Помимо этого, существуют Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ, закрепляющие цели и задачи кластерной политики, основные направления содействия развитию кластеров, систему мероприятий по реализации и предупреждению рисков кластерной политики в субъектах РФ. [8]

Стоит отметить, что важную роль в регламентации инновационной деятельности играет Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», закрепляющий основные понятия и положения деятельности в сфере инноваций. Также ряд стратегических документов, в числе которых Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», описывающий основные направления и цели инновационной деятельности, возможные пути развития, результаты. Помимо прочего, данные документы закрепляют возможные пути получения, а также условия получения инновационными предприятиями государственной поддержки.

Таким образом, государственная поддержка инноваций, которая выражается в различных формах, таких как финансирование, проведение кластерной политики, способствует созданию особых экономических, инфраструктурных, социальных условий для реализации и эффективного функционирования инновационных предприятий.

 

Список литературы:
1. Баранчеев, В.П. Управление инновациями: учебник / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. – М.: Юрайт, 2018. – 720 c.
2. Александрова Т.В., Голубев С.А., Колосова О.В. и др. Управление инновационными проектами: Учебное пособие в 2-х частях. Изд-е второе, перераб. и расширенное. Часть 2. Методология управления инновационными проектами / Под общ. ред. проф. И.Л. Туккеля – СПб.: СПбГТУ, 2017. – 100 с.
3. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 24.04.2020).
4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
5. Асанов, B.C. Проблемы развития региона посредством кластерных структур / В.С. Асанов, М.А. Виноградов // Научная сессия МИФИ. – М., 2017. – 143 с.
6. Официальный сайт «Министерство экономического развития РФ» // URL: https://economy.gov.ru/ (дата обращения 01.12.2019). 
7. Официальный сайт «Российская кластерная обсерватория». // URL: https://cluster.hse.ru (дата обращения 01.12.2019). 
8. "Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ" (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19).