Сущность и формы государственной поддержки инновационных проектов
Секция: Экономика
XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Сущность и формы государственной поддержки инновационных проектов
Аннотация. В статье рассмотрены основные формы государственной поддержки инновационных проектов, а также сущность данного явления в Российской Федерации.
Abstract. The article discusses the main forms of state support for innovative projects, as well as the essence of this phenomenon in the Russian Federation.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, государственная поддержка, государственное финансирование.
Keywords: innovation, innovative activity, state support, state financing.
В условиях ускоренного экономического роста, быстрого развития науки и технологий, усложнения рыночного взаимодействия, ужесточающийся конкуренции остро встает вопрос о совершенствовании подходов к разработке, созданию и модификации продукции.
Современный мир требует от компаний не только системного и продуманного подхода к собственной деятельности, но и постоянного поиска новых неординарных решений в создании продукции или услуг, что двигает руководителей все чаще обращаться к инновационной деятельности.
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на реализацию накопленных достижений (научно-технических знаний, технологий, оборудования), с целью получения новых товаров и услуг или товаров и услуг с новыми качествами. [1]
В свою очередь, инновация – это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, процесса, подхода к социальным услугам. [2]
Зачастую предприятиям и организациям недостаточно собственных средств для сохранения высокого уровня производительности и, в то же время, своевременного решения задач модернизации и повышения эффективности производства. Помимо этого, высокий уровень конкуренции часто не позволяет «молодым» предприятиям удерживать позиции на рынке и проводить инновационную политику.
Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности ввиду многих факторов, включающих перспективность развития инновационного направления не только для региона, в котором осуществляется политика, но и для страны в целом, ввиду чего оказывает разного рода поддержку субъектам хозяйствования.
Государственная поддержка инновационной деятельности – это совокупность особых мер (экономических, организационных, социальных и т.п.), принимаемых органами государственной власти Российской Федерации (РФ) и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность. [3]
Согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 24.04.2020), государственная поддержка инноваций в РФ реализуется в следующих формах:
- создание благоприятного климата для привлечения инвестиций;
- предоставление возможности получения льгот и преференций субъектами инновационной деятельности;
- предоставление помощи инновационным деятелям в поиске инвесторов;
- финансирование различных инновационных проектов за счет бюджетных средств: создание фондов поддержки инновационной деятельности, выдача бюджетных кредитов и грантов;
- размещение государственного заказа на НИОКР, а также инновационные продукты;
- представление и защита интересов субъектов инновационной деятельности;
- создание особой инфраструктуры, поддержка информационного обеспечения инновационной деятельности;
- иные формы господдержки, установленные правовыми актами органов государственной власти РФ. [3]
Одной из стратегических целей инновационной политики в рамках регионов выступает организация таких условий среды, которые способствовали бы превращению идей и инновационных разработок в конкурентноспособные продукты, релевантные не только в российских реалиях, но и на международных рынках, а также предоставляли возможность внедрять данные продукты в экономическую и социальную сферы. Применение проектного подхода для достижения поставленных целей является наиболее уместным. С применением территориального принципа инновационной политики возможно использование кластерного подхода для реализации научного и промышленного потенциала региона.
Государство заинтересованно в развитии инновационных проектов и всячески поддерживает подобные инициативы. Одним из способов поддержки инновационных проектов является проведение кластерной политики. [4]
Особая роль кластеризации в территориальном развитии заключается в том, что задачи, которые перед собой ставит производство, решаются комплексно и системно, что безусловно увеличивает синергетический эффект деятельности хозяйствующих субъектов в рамках регионального развития. [5]
Применение и развитие инновационных кластерных проектов в РФ оптимизирует деятельность отечественных предприятий, создавая особые производственные цепочки, позволяя при этом улучшить качество обработки сырья, содействуя импротозамещению, а также повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.
Ввиду перспективности направления инновационных проектов и кластерного подхода, государство заинтересованно в поддержке и развитии такого рода деятельности на своей территории. Министерство экономического развития РФ в индивидуальном порядке оказывает помощь кластерам по вопросам, связанным с получением и использованием государственной поддержки, сотрудничеством с государственными предприятиями и зарубежными партнерами, действуя в рамках законодательной базы РФ. [6]
Важно отметить, что кластерная политика РФ, а также осуществление инновационной деятельности в рамках государства регламентируется рядом документов, в числе которых:
- Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.);
- Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 216-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.);
- Федеральный закон «О промышленной политике в РФ» от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.);
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (ред. от 19.07.2018 г.);
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (ред. от 28.09.2018 г.);
- Постановление Правительства РФ от 31.07.2015 N 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (ред. от 02.08.2018 г.);
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 24.12.2019) «Об утверждении государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (ред. от 01.01.2020 г.);
- "Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ" (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19) и др. [7]
Одним из важнейших документов, закрепляющих положения деятельности инновационных кластеров, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года». Акт закрепляет политику, согласно которой в рамках перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития Россия переходит к новой пространственной модели развития экономики, включающей в себя создание инновационных центров развития, организованных за счет совершенствования транспортной и энергетической сферы, создания производственных кластеров в рамках определенных территорий, способных реализовать их конкурентный потенциал. [4]
Помимо этого, существуют Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ, закрепляющие цели и задачи кластерной политики, основные направления содействия развитию кластеров, систему мероприятий по реализации и предупреждению рисков кластерной политики в субъектах РФ. [8]
Стоит отметить, что важную роль в регламентации инновационной деятельности играет Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», закрепляющий основные понятия и положения деятельности в сфере инноваций. Также ряд стратегических документов, в числе которых Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», описывающий основные направления и цели инновационной деятельности, возможные пути развития, результаты. Помимо прочего, данные документы закрепляют возможные пути получения, а также условия получения инновационными предприятиями государственной поддержки.
Таким образом, государственная поддержка инноваций, которая выражается в различных формах, таких как финансирование, проведение кластерной политики, способствует созданию особых экономических, инфраструктурных, социальных условий для реализации и эффективного функционирования инновационных предприятий.