Анализ численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в Северно-Кавказском федеральном округе (СКФО)
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Анализ численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в Северно-Кавказском федеральном округе (СКФО)
Вопросы подготовки кадров приобретают особую актуальность для экономики, тем более для высшего образования (ВО). На сегодняшний день кадровый потенциал становится главным стратегическим фактором экономического и социального развития страны и регионов. Именно он способен обеспечить достижение экономического роста страны.
В тоже время наблюдаются проблемы связанные со уменьшением численности студентов в образовательных организациях высшего образования (ОВОО).
Проведен сравнительный анализ показателей численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры за 2005/2006; 2010/2011; 2017/2018; 2018/2019; 2019/2020 учебные годы (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Численность студентов вузов на начало учебного года, тыс. чел[1]
Наименование субъекта РФ |
2005/2006 |
2010/2011 |
2015/2016 |
2017/ 2018 |
2018/ 2019 |
2019/ 2020 |
СКФО |
||||||
Всего |
361,1 |
366,8 |
256,9 |
217,6 |
214,2 |
208,6 |
Республика Дагестан (РД) |
112,2 |
108,1 |
71,0 |
55,4 |
52,6 |
51,6 |
Республика Ингушетия (РИ) |
10,2 |
11,9 |
8,9 |
7,7 |
7,5 |
7,4 |
Кабардино-Балкарская Республика (КБР) |
28,9 |
28,1 |
17,1 |
14,1 |
14,6 |
15,3 |
Карачаево-Черкесская Республика (КЧР) |
16,2 |
16,9 |
13,1 |
10,7 |
11,1 |
11,2 |
Республика Северная Осетия-Алания (РСОА) |
35,0 |
33,9 |
26,1 |
22,9 |
21,2 |
20,9 |
Чеченская республика (ЧР) |
25,4 |
33,4 |
33,1 |
34,5 |
35,2 |
33,6 |
Ставропольский край (СК) |
133,3 |
134,5 |
87,7 |
72,3 |
72,0 |
68,7 |
Анализ данных таблицы 1 показывает, что численность студентов, обучающихся в ООВО СКФО имеет отрицательную динамику.
По сравнению с 2005/2006 учебным годом численность студентов в 2019/2020 учебном году сократилась на 42%.
Рассматривая динамику численности студентов (таблица 2), за период наблюдения с 2005/2006 учебного года по 2019/2020 учебный год, наблюдается увеличение только в Чеченской республике (на 32%), в остальных субъектах по СКФО выявлена обратная тенденция.
В Республике Дагестан отмечается самая отрицательная динамика среди обучающихся в ООВО (снижение численности на 54%).
Таблица 2.
Динамика численности студентов, обучающихся в ООВО, %
Наименование субъекта РФ |
2010/2011 к 2005/2006 |
2015/2016 к 2010/2011 |
2019/2020 к 2015/2016 |
2019/2020 к 2005/2006 |
ДР |
96 |
66 |
73 |
46 |
РИ |
116 |
75 |
83 |
73 |
КБР |
97 |
62 |
89 |
55 |
КЧР |
104 |
78 |
85 |
69 |
РСОА |
97 |
77 |
80 |
60 |
ЧР |
131 |
99 |
102 |
132 |
СК |
101 |
65 |
78 |
52 |
В целом наблюдается спад численности студентов в СКФО (рисунок-1). Так по сравнению с 2005/2006 учебным годом по 2019/2020 учебный год численность сократилась на 152,5 тыс.человек.
Рисунок 1. Численность студентов в СКФО в период с 2005/2006 учебного года по 2019/2020 учебный год, тыс. чел.
Таким образом, проведена аналитическая работа, проанализированы данные, что позволило о выявить отрицательную динамику численности студентов ООВО.
Для того, чтобы повысить численность студентов в СКФО, требуется модернизация государственной политики в сфере образования.