Статья:

Надпрофессиональные компетенциии

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пащенко М.А. Надпрофессиональные компетенциии // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(39).pdf (дата обращения: 25.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Надпрофессиональные компетенциии

Пащенко Мария Александровна
студент, Оренбургского филиала РЭУ им Плеханова, РФ, г. Оренбург

 

Сегодняшнее общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, скачком информационных технологий, что, с одной стороны влечет усовершенствование внешнего мира, а с другой – предъявление повышенных требований к личности. Именно проактивная, инициативная, информативная личность способна решать актуальные задачи, возникающие перед людьми и решать конкретные проблемы. Подготовка любого профессионала, в том числе профессионального юриста, проходит в рамках высшего образования, в стенах ВУЗа. Становится очевидным несоответствие «знаниевой» образовательной парадигмы требованиям практики, требованиям работодателей, а значит и требованиям общества в целом. Основной причиной этому, по мнению О. Е. Лебедева, является стремительное развитие темпов развития общества, изменение ситуации на рынке труда (диверсификация профессий, например), возрастание процессов информатизации (3,с. 3-4). А главной целью педагогического сообщества сегодня выступает формирование у студентов-юристов новых, общих, так называемых надпрофессиональных компетенций, выходящих за рамки традиционного обучения праву, с его делением на отрасли, известной абстрактностью, отвлеченностью от практических процессов. Эта цель находит свое отражение и в нормативных документах, например, в стандартах профессионального образования современного поколения.

Главной целью данной статьи является выявление проблем в образовательном процессе подготовки студентов-юристов, обоснование необходимости формирования навыков и компетенций самого различного плана, а также установление тех требований, которые предъявляются ведущими юридическими практиками.

Основа профессионализма юриста — хорошее образование. Для того чтобы стать специалистом в юриспруденции, необходимо глубоко изучить право и закон. Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике (2, с.18-19). Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе (4, с.13-14). Для становления юриста профессионала, готового по окончанию ВУЗа приступить к практической деятельности, важно не только и не столько эффективное обучение, сколько последующая за образованием эффективная профессиональная адаптация, профессиональная деятельность в целом. То есть сегодня назрела необходимость расширения диапазона общеучебных умений и навыков до надпрофессиональных компетенций с подключением дополнительных компонентов, таких как поведенческий, ценностно-смысловой, мотивационный. Такие надпрофессиональные качества, дающие будущему специалисту ключ к успешной профессиональной карьере, называют «ключевыми компетенциями» (англ. core competencies). Речь идет о множестве персональных и социальных качеств, формирующих наряду с профессиональной компетентностью основу любой профессиональной деятельности (от секретаря до директора) и являющихся предпосылкой для своевременной адаптации работника к постоянно меняющимся социальным условиям. По мнению А.А. Вербицкого, к надпрофессиональным качествам относятся: (1, с.87.)

1. Обладание способностью творчески мыслить, разумно действовать и справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. наличие развитого интеллекта и волевых качеств;

2. Обладание сформированным умственным потенциалом, необходимым для успешной учебной и производственной деятельности; вербальной гибкостью, вербальным восприятием (т.е. способностью быстро воспринимать устную и письменную речь, что предполагает владение необходимым понятийным аппаратом);

Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе пространственной ориентацией или способностью представлять себе различные предметы и формы в пространстве (стереометрия); хорошо развитой памятью, ее различными видами, в первую очередь, долгосрочной (осознанной), системной, зрительной, слуховой и образной;

3. Умение делать выводы; улавливать смысл достаточно сложных идей; оценивать как результат, так и процесс работы (решение задачи);

Огромную значимость надпрофессиональных компетенций при подборе кадров подтвердили многочисленные опросы руководителей предприятий, менеджеров по работе с персоналом, а также анализ текстов объявлений с рынка труда, проведенные различными исследовательскими центрами в разные годы прошлого и нынешнего столетия. Темой исследования стали, так называемые «мягкие навыки» (англ.soft skills) – личные качества сотрудников, не имеющие отношения к профессии, но повышающие эффективность работника. В опросе приняли участие 10 000 менеджеров по персоналу российских компаний. Исследователи интересовались, какими личными качествами, с точки зрения рекрутеров, должны обладать сотрудники – представители 20 профессий. Среди них – дизайнер, врач, менеджер по работе с клиентами, юрист.

Лидером среди личных качеств, очень желанных для всех работодателей и всех профессий, стала ответственность, делятся выводами исследователи. На втором месте по популярности – эмоциональная стабильность претендента. Важными можно считать качество или черты характера, которые сочли таковыми более 50% участников опроса. На первый план вышли такие качества, как общее образование и культура, коммуникабельность, способность к работе в команде, умение принимать решения и нести за них ответственность, способность к мотивации и идентификации, мобильность, гибкость, готовность и стремление к инновациям, знание иностранных языков и готовность учиться в течение всей жизни. Даже профессиональная компетентность работника большинством руководителей не выдвигается на первый план, поскольку имеется возможность ее повышения на предприятиях через всевозможные курсы, семинары и тренинги. Наступает век креативной экономики, которая потребует нового подхода к подбору кадров. Одним из самых востребованных качеств будет уникальность личности, т.е. то, что в человека наиболее развито от природы и что позволит ему максимально проявить себя на благо собственного благополучия, благополучия компании и общества в целом. Таким образом, перед вузами стоят новые задачи: подготовить такого юриста, который бы легко и быстро мог адаптироваться в собственной профессиональной среде. Требования рынка юридических услуг к современному специалисту, желающему работать в юридической (консалтинговой) компании, определяются собственно состоянием рынка, а также сферой деятельности компании; типом клиентов компании и кругом задач, которые клиенты предполагают решать с помощью юристов. В современном состоянии экономики практически не осталось сколько-нибудь серьезных предпринимателей, которые бы не осознавали ценность юридических знаний, практического юридического опыта и необходимости правового сопровождения различных процессов в деятельности своего предприятия. Важно помочь клиенту сформулировать задачу, правильно определить оптимальный набор документов и информации, которые необходимо запросить у клиента для решения его проблемы. Часто уже в процессе постановки задачи часть ее удается решить. Для качественного проведения переговоров с клиентами и его контрагентами (с так называемой «противной стороной»), с чиновниками (при представлении интересов клиента в различных государственных и муниципальных органах), конечно же, необходимо владеть искусством переговоров, ораторским искусством, искусством аргументации; владеть приемами логики. Без этого просто невозможно обойтись. Кроме широкого круга правовых знаний современный юрист непременно должен обладать достаточной степенью познаний в области экономики и бухгалтерского учета. Для оценки деятельности и состояния предприятия-клиента нужно уметь «читать» баланс, налоговые декларации, другие документы бухгалтерской и налоговой отчетности. Нужно знать важнейшие экономические категории.

Работодатель также крайне заинтересован в наличии все указанных качеств у своего сотрудника, который будет в состоянии решать поставленные задачи. Кроме всего прочего, юрист должен стремиться к самообразованию и личностному росту, повышению квалификации; должен обнаружить способность и желание профессионального роста в фирме. Таким образом, чтобы отвечать требованиям рынка и быть конкурентоспособным работником, юристу нужно все это учитывать. Каким же образом юристу все это узнать, понять, научиться и соответствовать? Во-первых, получив базовое высшее юридическое образование. Во-вторых, путем самообразования. В-третьих, начиная работу по юридической специальности с самых «низов» карьерной лестницы, постепенно постигая суть профессии на практике. В-четвертых, повышая свою квалификацию через дополнительное образование (семинары, тренинги).

На сегодня неизвестны учебные заведения, которые бы готовили юристов с учетом специфики предстоящей работы в юридической фирме. В связи с этим студенту-старшекурснику, планирующему работать в юридической фирме, можно посоветовать заранее начать готовиться к работе.

 

Список литературы:
1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 2000.- 121 с. 
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2003.
3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. - № 5. - 2005.-192 с.
4. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.- 285 с.