Надпрофессиональные компетенциии
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Надпрофессиональные компетенциии
Сегодняшнее общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, скачком информационных технологий, что, с одной стороны влечет усовершенствование внешнего мира, а с другой – предъявление повышенных требований к личности. Именно проактивная, инициативная, информативная личность способна решать актуальные задачи, возникающие перед людьми и решать конкретные проблемы. Подготовка любого профессионала, в том числе профессионального юриста, проходит в рамках высшего образования, в стенах ВУЗа. Становится очевидным несоответствие «знаниевой» образовательной парадигмы требованиям практики, требованиям работодателей, а значит и требованиям общества в целом. Основной причиной этому, по мнению О. Е. Лебедева, является стремительное развитие темпов развития общества, изменение ситуации на рынке труда (диверсификация профессий, например), возрастание процессов информатизации (3,с. 3-4). А главной целью педагогического сообщества сегодня выступает формирование у студентов-юристов новых, общих, так называемых надпрофессиональных компетенций, выходящих за рамки традиционного обучения праву, с его делением на отрасли, известной абстрактностью, отвлеченностью от практических процессов. Эта цель находит свое отражение и в нормативных документах, например, в стандартах профессионального образования современного поколения.
Главной целью данной статьи является выявление проблем в образовательном процессе подготовки студентов-юристов, обоснование необходимости формирования навыков и компетенций самого различного плана, а также установление тех требований, которые предъявляются ведущими юридическими практиками.
Основа профессионализма юриста — хорошее образование. Для того чтобы стать специалистом в юриспруденции, необходимо глубоко изучить право и закон. Кроме базы юридических знаний, профессиональный юрист должен обладать еще комплексом определенных навыков, т.е. уметь применять свои знания на практике (2, с.18-19). Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе (4, с.13-14). Для становления юриста профессионала, готового по окончанию ВУЗа приступить к практической деятельности, важно не только и не столько эффективное обучение, сколько последующая за образованием эффективная профессиональная адаптация, профессиональная деятельность в целом. То есть сегодня назрела необходимость расширения диапазона общеучебных умений и навыков до надпрофессиональных компетенций с подключением дополнительных компонентов, таких как поведенческий, ценностно-смысловой, мотивационный. Такие надпрофессиональные качества, дающие будущему специалисту ключ к успешной профессиональной карьере, называют «ключевыми компетенциями» (англ. core competencies). Речь идет о множестве персональных и социальных качеств, формирующих наряду с профессиональной компетентностью основу любой профессиональной деятельности (от секретаря до директора) и являющихся предпосылкой для своевременной адаптации работника к постоянно меняющимся социальным условиям. По мнению А.А. Вербицкого, к надпрофессиональным качествам относятся: (1, с.87.)
1. Обладание способностью творчески мыслить, разумно действовать и справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. наличие развитого интеллекта и волевых качеств;
2. Обладание сформированным умственным потенциалом, необходимым для успешной учебной и производственной деятельности; вербальной гибкостью, вербальным восприятием (т.е. способностью быстро воспринимать устную и письменную речь, что предполагает владение необходимым понятийным аппаратом);
Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе пространственной ориентацией или способностью представлять себе различные предметы и формы в пространстве (стереометрия); хорошо развитой памятью, ее различными видами, в первую очередь, долгосрочной (осознанной), системной, зрительной, слуховой и образной;
3. Умение делать выводы; улавливать смысл достаточно сложных идей; оценивать как результат, так и процесс работы (решение задачи);
Огромную значимость надпрофессиональных компетенций при подборе кадров подтвердили многочисленные опросы руководителей предприятий, менеджеров по работе с персоналом, а также анализ текстов объявлений с рынка труда, проведенные различными исследовательскими центрами в разные годы прошлого и нынешнего столетия. Темой исследования стали, так называемые «мягкие навыки» (англ.soft skills) – личные качества сотрудников, не имеющие отношения к профессии, но повышающие эффективность работника. В опросе приняли участие 10 000 менеджеров по персоналу российских компаний. Исследователи интересовались, какими личными качествами, с точки зрения рекрутеров, должны обладать сотрудники – представители 20 профессий. Среди них – дизайнер, врач, менеджер по работе с клиентами, юрист.
Лидером среди личных качеств, очень желанных для всех работодателей и всех профессий, стала ответственность, делятся выводами исследователи. На втором месте по популярности – эмоциональная стабильность претендента. Важными можно считать качество или черты характера, которые сочли таковыми более 50% участников опроса. На первый план вышли такие качества, как общее образование и культура, коммуникабельность, способность к работе в команде, умение принимать решения и нести за них ответственность, способность к мотивации и идентификации, мобильность, гибкость, готовность и стремление к инновациям, знание иностранных языков и готовность учиться в течение всей жизни. Даже профессиональная компетентность работника большинством руководителей не выдвигается на первый план, поскольку имеется возможность ее повышения на предприятиях через всевозможные курсы, семинары и тренинги. Наступает век креативной экономики, которая потребует нового подхода к подбору кадров. Одним из самых востребованных качеств будет уникальность личности, т.е. то, что в человека наиболее развито от природы и что позволит ему максимально проявить себя на благо собственного благополучия, благополучия компании и общества в целом. Таким образом, перед вузами стоят новые задачи: подготовить такого юриста, который бы легко и быстро мог адаптироваться в собственной профессиональной среде. Требования рынка юридических услуг к современному специалисту, желающему работать в юридической (консалтинговой) компании, определяются собственно состоянием рынка, а также сферой деятельности компании; типом клиентов компании и кругом задач, которые клиенты предполагают решать с помощью юристов. В современном состоянии экономики практически не осталось сколько-нибудь серьезных предпринимателей, которые бы не осознавали ценность юридических знаний, практического юридического опыта и необходимости правового сопровождения различных процессов в деятельности своего предприятия. Важно помочь клиенту сформулировать задачу, правильно определить оптимальный набор документов и информации, которые необходимо запросить у клиента для решения его проблемы. Часто уже в процессе постановки задачи часть ее удается решить. Для качественного проведения переговоров с клиентами и его контрагентами (с так называемой «противной стороной»), с чиновниками (при представлении интересов клиента в различных государственных и муниципальных органах), конечно же, необходимо владеть искусством переговоров, ораторским искусством, искусством аргументации; владеть приемами логики. Без этого просто невозможно обойтись. Кроме широкого круга правовых знаний современный юрист непременно должен обладать достаточной степенью познаний в области экономики и бухгалтерского учета. Для оценки деятельности и состояния предприятия-клиента нужно уметь «читать» баланс, налоговые декларации, другие документы бухгалтерской и налоговой отчетности. Нужно знать важнейшие экономические категории.
Работодатель также крайне заинтересован в наличии все указанных качеств у своего сотрудника, который будет в состоянии решать поставленные задачи. Кроме всего прочего, юрист должен стремиться к самообразованию и личностному росту, повышению квалификации; должен обнаружить способность и желание профессионального роста в фирме. Таким образом, чтобы отвечать требованиям рынка и быть конкурентоспособным работником, юристу нужно все это учитывать. Каким же образом юристу все это узнать, понять, научиться и соответствовать? Во-первых, получив базовое высшее юридическое образование. Во-вторых, путем самообразования. В-третьих, начиная работу по юридической специальности с самых «низов» карьерной лестницы, постепенно постигая суть профессии на практике. В-четвертых, повышая свою квалификацию через дополнительное образование (семинары, тренинги).
На сегодня неизвестны учебные заведения, которые бы готовили юристов с учетом специфики предстоящей работы в юридической фирме. В связи с этим студенту-старшекурснику, планирующему работать в юридической фирме, можно посоветовать заранее начать готовиться к работе.