Статья:

Локальные нормативные акты образовательной организации: нормы гражданского, семейного и трудового права.

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Булацев И.Г. Локальные нормативные акты образовательной организации: нормы гражданского, семейного и трудового права. // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 15.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Локальные нормативные акты образовательной организации: нормы гражданского, семейного и трудового права.

Булацев Игорь Георгиевич
студент, ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Литвинович Франц Францевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее по тексту локальные акты) – являются одним из источников правовой регуляции правовых отношений в образовательном учреждении.

И в данных документах присутствуют нормы гражданского, трудового и семейного права.

Так, главный закон Российской Федерации (далее по тексту РФ), Конституция, в статье 43 содержит одновременно как нормы гражданского и семейного права.

Например, статья фиксирует такие нормы  гражданского права, как получение общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также право на конкурсной основе получить доступ к бесплатному образованию в Высших Учебных Заведениях (далее по тексту ВУЗ) [1].

 Норма семейной ветви права  содержится в 4-м пункте той же статьи, согласно которой родители обязаны дать детям основное общее образование. Также, семейный кодекс РФ дополняет данные нормы теми положениями, в которых указывается, что родители также несут ответственность за развитие своих детей, и  сами могут выбирать образовательное учреждение для лучшей организации образовательного процесса [2].

Также, как на федеральном, так и локальном уровнях образовательный процесс регулируется Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Так, в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» указаны гражданские права и свободы обучающихся. Например, на выбор образовательного учреждения, тогда как статья 43 – фиксирует в себе обязанности и ответственность, которую несёт обучающийся:

«Выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности» [3].

Это подтверждает основной тезис данной статьи, что в образовательном законодательстве, в локальных актах закреплены нормы гражданского, семейного и трудового права.

В целях исполнения норм указанных федеральных актов, а также их расширении с учётом региональных особенностей, принимаются соответствующие локальные нормативные акты.

Например, это могут быть следующие акты:

- Положение о правах и обязанностях обучающихся, например: «Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических возможностей в самом полном объеме» [4];

- Положение о правах и обязанностях родителей (законных представителей) обучающихся – например, родители могут получать информацию о результатах промежуточной или итоговой аттестации своих детей;

- Или это может быть такой локальный акт как  «Положение о правах и обязанностях педагогов образовательных учреждений».

Правила поступления в образовательную организацию, правила внутреннего распорядка, правила проживания в общежитиях и интернатах относятся к принимаемым в учреждении локальным нормативным актам, что подтверждает тезис того, что в локальных актах присутствуют как нормы гражданского, так и семейного права.

Ведь реализуя право на получение общего и бесплатного образования своих детей, родители имеют право сами выбирать организацию, лучше всего для этого процесса подходящую, как уже было сказано ранее.

Конечно же, выбор делается с учётом мнения детей, ведь родители заинтересованы в развитии сильных сторон своего ребёнка, что также можно отнести к нормам семейного и гражданского права.

На основании этих документов, основная цель которых состоит в закреплении гражданских, семейных и трудовых правах и обязанностях, участники образовательного процесса получают полное понимание границ дозволенности своих действий.

В конечном итоге принятие подобных локальных актов способствует улучшению реализации конкретно взятым учреждением своих как образовательных, так и трудовых функций.

Ведь последний приведённый пример локального акта содержит не только нормы гражданского, но и трудового права, заключая в себе позиции, регулирующие отношения между работодателем (руководством образовательного учреждения) и работником (педагогическим/ иным работником образовательного учреждения).

Принимаемые локальные акты, затрагивающие указанные нормы,  регулируют правовые отношения в отдельно взятом образовательном учреждении, и соответствуют особенностям того субъекта Российской Федерации, в котором данное учреждение располагается.

Например, норма гражданского и семейного права содержится в таком документе как «Положение о языке образования в образовательной организации».

В соответствии с ним, родители при поступлении ребёнка в образовательную организацию, могут выбрать желаемый для изучения родной язык, например это могут быть факультативные, групповые занятия или часы внеурочной деятельности.

Данная норма реализуется в пределах возможностей самого образовательного учреждения, и затрагивает нормы как гражданского, семейного, так и трудового права.

Более того, данное положение способствует развитию сплочённости между различными народностями Российской Федерации, как в образовательном, так и в культурном плане.

Дополняя момент о нормах трудового права в образовательных организациях, в основе образовательной деятельности между заказчиком и исполнителем заключается ещё один из локальных актов, на основании которого организация осуществляет свои образовательные функции – это договор об оказании образовательных услуг (преимущественно данный акт реализуется в организациях среднего специального и высшего образования).

В этом договоре указываются все основные характеристики данных учреждений – вид, уровень и направленность образовательной программы, форма обучения, срок её освоения, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок оплаты.

Также, к локальным актам относится договор, заключаемый между работником и работодателем – трудовой договор, на основании которого организация выполняет свои трудовые обязательства.

По итогу данной статьи я пришёл к следующим выводам:

- В образовательном законодательстве, как на федеральном, так и на локальном уровне в нормативно-правовых документах содержатся нормы гражданской, семейной и трудовой ветви права;

- Локальные акты образовательных учреждений принимают документы, закрепляющие и регулирующие данные нормы в отдельно взятом образовательном учреждении, с учётом особенностей того субъекта, в котором данное учреждение располагается.

Например, это может быть право родителей выбирать для своих детей образовательное учреждение и язык, на котором будет реализовываться образовательный процесс.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс – надёжная правовая поддержка: сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (дата обращения: 19.03.2018)
2. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017). Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс – надёжная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/6ef44561bc44714ff21426ceca1e8390b9e970cf/ (дата обращения: 19.03.2018)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2018) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018). Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся[Электронный ресурс]// КонсультантПлюс – надёжная правовая поддержка: сайт. - URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/03ed3d9a84d233e0791495bf8600996efca437fa/ (дата обращения: 08.03.2018)
4. Права и обязанности учащихся[Электронный ресурс]//   Ювента: сайт. - URL: http://www.sch544.edusite.ru/p104aa1.html (дата обращения: 19.03.2018)