Локальные нормативные акты образовательной организации: нормы гражданского, семейного и трудового права.
Секция: Юриспруденция
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Локальные нормативные акты образовательной организации: нормы гражданского, семейного и трудового права.
Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее по тексту локальные акты) – являются одним из источников правовой регуляции правовых отношений в образовательном учреждении.
И в данных документах присутствуют нормы гражданского, трудового и семейного права.
Так, главный закон Российской Федерации (далее по тексту РФ), Конституция, в статье 43 содержит одновременно как нормы гражданского и семейного права.
Например, статья фиксирует такие нормы гражданского права, как получение общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также право на конкурсной основе получить доступ к бесплатному образованию в Высших Учебных Заведениях (далее по тексту ВУЗ) [1].
Норма семейной ветви права содержится в 4-м пункте той же статьи, согласно которой родители обязаны дать детям основное общее образование. Также, семейный кодекс РФ дополняет данные нормы теми положениями, в которых указывается, что родители также несут ответственность за развитие своих детей, и сами могут выбирать образовательное учреждение для лучшей организации образовательного процесса [2].
Также, как на федеральном, так и локальном уровнях образовательный процесс регулируется Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Так, в статье 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» указаны гражданские права и свободы обучающихся. Например, на выбор образовательного учреждения, тогда как статья 43 – фиксирует в себе обязанности и ответственность, которую несёт обучающийся:
«Выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности» [3].
Это подтверждает основной тезис данной статьи, что в образовательном законодательстве, в локальных актах закреплены нормы гражданского, семейного и трудового права.
В целях исполнения норм указанных федеральных актов, а также их расширении с учётом региональных особенностей, принимаются соответствующие локальные нормативные акты.
Например, это могут быть следующие акты:
- Положение о правах и обязанностях обучающихся, например: «Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических возможностей в самом полном объеме» [4];
- Положение о правах и обязанностях родителей (законных представителей) обучающихся – например, родители могут получать информацию о результатах промежуточной или итоговой аттестации своих детей;
- Или это может быть такой локальный акт как «Положение о правах и обязанностях педагогов образовательных учреждений».
Правила поступления в образовательную организацию, правила внутреннего распорядка, правила проживания в общежитиях и интернатах относятся к принимаемым в учреждении локальным нормативным актам, что подтверждает тезис того, что в локальных актах присутствуют как нормы гражданского, так и семейного права.
Ведь реализуя право на получение общего и бесплатного образования своих детей, родители имеют право сами выбирать организацию, лучше всего для этого процесса подходящую, как уже было сказано ранее.
Конечно же, выбор делается с учётом мнения детей, ведь родители заинтересованы в развитии сильных сторон своего ребёнка, что также можно отнести к нормам семейного и гражданского права.
На основании этих документов, основная цель которых состоит в закреплении гражданских, семейных и трудовых правах и обязанностях, участники образовательного процесса получают полное понимание границ дозволенности своих действий.
В конечном итоге принятие подобных локальных актов способствует улучшению реализации конкретно взятым учреждением своих как образовательных, так и трудовых функций.
Ведь последний приведённый пример локального акта содержит не только нормы гражданского, но и трудового права, заключая в себе позиции, регулирующие отношения между работодателем (руководством образовательного учреждения) и работником (педагогическим/ иным работником образовательного учреждения).
Принимаемые локальные акты, затрагивающие указанные нормы, регулируют правовые отношения в отдельно взятом образовательном учреждении, и соответствуют особенностям того субъекта Российской Федерации, в котором данное учреждение располагается.
Например, норма гражданского и семейного права содержится в таком документе как «Положение о языке образования в образовательной организации».
В соответствии с ним, родители при поступлении ребёнка в образовательную организацию, могут выбрать желаемый для изучения родной язык, например это могут быть факультативные, групповые занятия или часы внеурочной деятельности.
Данная норма реализуется в пределах возможностей самого образовательного учреждения, и затрагивает нормы как гражданского, семейного, так и трудового права.
Более того, данное положение способствует развитию сплочённости между различными народностями Российской Федерации, как в образовательном, так и в культурном плане.
Дополняя момент о нормах трудового права в образовательных организациях, в основе образовательной деятельности между заказчиком и исполнителем заключается ещё один из локальных актов, на основании которого организация осуществляет свои образовательные функции – это договор об оказании образовательных услуг (преимущественно данный акт реализуется в организациях среднего специального и высшего образования).
В этом договоре указываются все основные характеристики данных учреждений – вид, уровень и направленность образовательной программы, форма обучения, срок её освоения, полная стоимость платных образовательных услуг и порядок оплаты.
Также, к локальным актам относится договор, заключаемый между работником и работодателем – трудовой договор, на основании которого организация выполняет свои трудовые обязательства.
По итогу данной статьи я пришёл к следующим выводам:
- В образовательном законодательстве, как на федеральном, так и на локальном уровне в нормативно-правовых документах содержатся нормы гражданской, семейной и трудовой ветви права;
- Локальные акты образовательных учреждений принимают документы, закрепляющие и регулирующие данные нормы в отдельно взятом образовательном учреждении, с учётом особенностей того субъекта, в котором данное учреждение располагается.
Например, это может быть право родителей выбирать для своих детей образовательное учреждение и язык, на котором будет реализовываться образовательный процесс.