Зарождение городской культуры Никольск - Уссурийска в начале XX века
Секция: История и археология
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Зарождение городской культуры Никольск - Уссурийска в начале XX века
Городская культура разными авторами понимается по – разному, обобщив все понятия, определим ее как культуру средних и малых городов отличную, от деревенской и сельской, с присущими ей характерными чертами, которые будут раскрыты ниже по тексту.
Интерес к городской культуре дальневосточных городов в целом - не нов, однако, акцентированное обращение к истории одного провинциального города стало возможным благодаря возрастающему интересу к краеведению. На протяжении многих лет историю городов рассматривали с политической и экономической точек зрения, однако нами будет перемещен этот вектор в сторону зарождения городской культуры.
История Никольск – Уссурийска неоднократно привлекала к себе внимание историка-профессионала, кандидата исторических наук О.Б. Лынши и члена краеведческого общества Уссурийска Н.Н. Паничкина и др., чей вклад в изучении истории бесспорен. Однако, необходимо отметить то, что каждый исследователь раскрывает определённый сюжет, не делая акцент на процессе зарождения городской культуры в целом.
Цель данной статьи – показать становление городской культуры Никольск – Уссурийска в начале XX в.
Источниковой основой статьи стали архивные документы, хранящиеся в ГАПК. Большое значение для нас имел Фонд 485. «Приморское областное управление государственной охраны по Никольск-Уссурийску», содержащий в себе милицейские отчеты, приказы и рапорты по Никольск - Уссурийску, позволившие нам рассмотреть уровень культурного развития города в начале XX в.
Никольск-Уссурийск (раннее с. Никольское) получил статус города в 1898 г., как раз в период развития и становления дальневосточных городов и именно с этого времени начинается нелегкое, но все, же зарождение городской культуры Никольск-Уссурийска [5]. Здесь уместно уточнить, как и с помощью кого, культура внедрялась в жизнь местного населения. Благодаря вышеуказанным исследованиям и источникам, удалось узнать, что именно государство было заинтересовано в культурном развитии городов Дальнего Востока в начале XX в., в том числе и города Никольск-Уссурийска.
Объяснение данного факта довольно простое - осваивая Дальний Восток и закрепляя его за собой, в ходе переселенческой политики, государство было всерьез озабочено удаленностью от центра России, контакты с местным населением и азиатскими соседями, могли способствовать обособлению Дальневосточной территории. Для предотвращения подобного поворота событий решено было найти связующее начало между центром России и далеким регионом. Таким звеном стала именно культура. Однако не стоит думать о неуёмной щедрости государства, оставляя в стороне местных богачей, которые вкладывали деньги в строительство городских учреждений и заведений, а также их семей, которые по мере возможности вовлекало провинциальное общество в культурную жизнь [1].
Таким образом, задача по окультуриванию местного населения, неожиданно ставшее горожанами, легла на плечи местной интеллигенции, приехавшей из других городов, стран. Что касается внешнего превращения села в город, то большую роль сыграли войсковые части, расположенные здесь. Например, с распоряжения генерала Линевича, нижние чины приняли участие в празднике древонасаждения на городских улицах. Таким образом было положено начало городскому Линевичевскму бульвару [5].
Постепенно, Никольск-Уссурийск приобретает черты города, выраженные в появлении не характерных для села мест. Так 22 сентября 1902 г. в Никольске – Уссурийском на углу Назаренковской и Мичуринской открылось первое фотографическое ателье В. Иванова [12]. Население с удовольствием приходило в ателье за фотокарточками, таким образом фотоискусство процветало в городе, не смотря на дороговизну и трудоемкость подобного увлечения [4].
С каждым годом названный Никольск-Уссурийск все больше походит на реальный город. Архитектурно город расцветал. Так в 1903 г. было принято решение о строительстве женской гимназии, которая была построена к 1906 г. [8]
Постепенно рядом с белыми низенькими хатками выросли: Гранд-отель по ул. Краснознаменная, Военный госпиталь по ул. Карбышева, торговый дом «Кунст и Альберс», Китайский театр и др. Для этого переустройства были приглашены архитекторы из центральной части страны [6]. Особое значение имело строительство Народного дома в 1907 г., на истории которого мы остановимся более подробно. Помимо визуальной, архитектурной красоты, Народный дом был чуть ли не основным культурным центром города, функционал которого поражал своим многоцветием: здесь проходили собрания новообразованных обществ, проводились занятия различных кружков, на площади при театре устраивались маскарады и ярмарки [11], но все-таки главной функцией Народного дома была театральная. Именно здесь местные жители познакомились с концертной деятельность, местных и приезжих трупп, певцов и артистов, которые собирали невероятные аншлаги в провинциальном городе [9]. Благодаря мемуарам приезжих артистов нам удалось углубить наши представления о культурном облике Никольск-Уссурийска начала XX в. Так как зачастую, артисты вели дневники в поездках, где тщательно записывали атмосферу города, впечатления от населения, самого облика и так далее. Например, актриса Чалеева-Бельская Е.И. оставила ценный отзыв о нашем городе, отмечая величие Народного дома среди деревенских пейзажей: « …самым солидным зданием был выстроенный на Сенной площади кирпичный дом» [13].
В 1908 г. в городе появился кинематограф Никитина на углу Мичуринской и Назаревской [2] (ныне ул. Калина и ул. Лазо соответственно [3]), который долгое время был излюбленным местом встреч местных жителей [10]. Отрадно отметить то, что само здание кинематографа, построенного в стиле палаццо, визуально украсило далекий дальневосточный город.
Помимо ярких культурных изменений города необходимо отметить постепенное внутренне изменение никольскуссурийцев. Они с благодарностью принимали новшества и включались в культурную деятельность: организовано общество театральных зрителей, ставились спектакли любительских трупп и т.п. Но, говорить о резком культурном скачке не приходится, вероятно, здесь сыграл роль социальный состав населения, состоящий в основном из крестьян, военных низших чинов и казаков [5].
Показав зарождение городской культуры Никольск-Уссурийска, можно прийти к выводам о том, что культура все теснее и теснее проникала в жизнь местного населения.
Помимо внешнего усовершенствования города, город наполнялся внутренним, точно так же, как и само население, которое постепенно начало ассоциировать себя с городскими жителями, участвуя, в культурном развитии молодого города.