Статья:

Основные механизмы борьбы с монополизмом

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Липатова К.В., Шумилов Д.А. Основные механизмы борьбы с монополизмом // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(40).pdf (дата обращения: 19.08.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные механизмы борьбы с монополизмом

Липатова Ксения Владиславовна
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Шумилов Даниил Алексеевич
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Монополия, являющаяся продуктом рыночной конкуренции, изменяет условия конкурентной борьбы, обнажая механизмы функционирования рыночной системы.

Антимонопольная политика преследует цель предотвращения и снижения монопольных цен на рынке, дефицита продукции, перераспределения богатства монополистов и распространения децентрализации общей концентрации экономических ресурсов в обществе.

Достижение цели антимонопольной политики ведет к:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации путем подавления и предотвращения его фрагментации путем создания административных барьеров (запреты и ограничения, такие как экспорт и импорт товаров, чрезмерное лицензирование и т.д.)

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, обобщением и объединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных ресурсов и нематериальных активов, а также прав, позволяющих определять условия для деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Отказываясь от скрытых сделок и поставок, предприятия используют только легальные методы обогащения и роста компании.

Выполнение этой задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «неназванными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических лиц, в частности оффшорных компаний, или физических лиц).

В частности, статья 19 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только как санкция, то есть для пресечения нарушений, но и как средство предотвращения нарушений. Ведь предотвратить какое-либо нарушение намного проще, чем очистить экономический рынок от его последствий и устранить все проблемные последствия.

3. Снижение различных барьеров для выхода на рыночную арену, а также установление более эффективного контроля над поведением доминирующих хозяйствующих субъектов путем мониторинга процесса ценообразования и изъятия незаконной прибыли, получение которой противоречит любому аспекту антимонопольного законодательства.

4. Создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями власти, o в том числе o за счет o использования государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов власти для совмещения экономических и властных полномочий.

5. Активизация работы по предотвращению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках, устранение черной конкуренции.

6. Создание оптимальных и доступных условий для успешного развития производственной деятельности малого бизнеса.

7. Организация систематического наблюдения за основными товарными рынками на федеральном и региональном уровнях.

В этом случае необходимо улучшить взаимодействие с органами государственной статистики, а также разработать ведомственную статистику, соответствующую запросам и специфике задач антимонопольного органа.

В современной экономике существуют две противоположные основные точки зрения на монополизацию экономики, ее причины.

Некоторые экономисты считают монополию исключительно позитивным явлением, подкрепляя свое мнение очень вескими аргументами и фактами. Продукция компаний-монополистов отличается высоким качеством, что позволило им завоевать рынок.

Монополизация стимулирует повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке имеет достаточно средств для успешного проведения исследований и разработок.

Кроме того, крупносерийное производство позволяет снизить затраты и в целом сэкономить ресурсы.

Также не следует упускать из виду тот факт, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод, сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса дольше всего остаются на плаву и начинают получать прибыль. выйти из кризиса раньше, чем кто-либо другой, тем самым сдерживая падение совокупного производства и безработицу.

Противники монополий, напротив, заявляют, что монополизация вредна для экономики любого государства в любой экономической ситуации, потому что без устранения монополии в сфере производства и обращения ни о каком рынке не может быть и речи, поскольку монополия и рынок несовместимые вещи.

В монополизированной экономике нет трезвой конкуренции, саморегулирования, а значит, нет нормальной рыночной среды. Более того, монополии диктуют чрезвычайно высокие цены. Также сторонники этой точки зрения считают, что не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и экспериментальных разработок, поскольку на практике ясно, что многие крупные открытия в науке и технике совершаются относительно небольшими, так называемыми венчурные компании [1, с. 47].

 

Список литературы:
1. Чувилин Е. / Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах / Чувилин Е, Дмитриева В. //Финансы и статистика, - 1991. - 109 с.