ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Секция: Юриспруденция
XLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы сферы правового регулирования государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации. Автор считает, что область отечественной контрактной системы является основополагающим звеном в системе всего российского законодательства, которому необходимо своевременно подойти к устранению недочетов и восполнить недостающие моменты для усовершенствования контрактных правоотношений РФ. Для целесообразного и практичного обновления всех правовых норм необходимо создать такую первоначальную законодательную базу, от которой в будущем можно было отталкиваться, изменять ее и дополнять, придерживаясь не кардинального, а постепенного подхода.
Ключевые слова: правовое регулирование, контрактная система, заказчик, государственные и муниципальные закупки, контрактный управляющий, государственный контракт, бюджетные средства.
Государственные закупки играют важную роль в обеспечении поступательного развития как хозяйственного комплекса страны в целом, так и отдельно взятых ее регионов. Вместе с тем хозяйственная практика применения контрактной системы указывает на определенные недостатки, выявленные в процессе реализации государственных (муниципальных) закупок.
Государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - это конкурентная форма размещения заказов на покупку товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств по заранее указанным в документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Можно смело утверждать, что государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются востребованной в современной экономико-правовой системе России конструкцией, что подтверждается неизменным ростом объемов финансирования в сфере обеспечения контрактной системы закупок.
Касаясь законодательства контрактной системы нашей страны в целом, считаю, что можно говорить о ее стремительном расширении и изменении. Прогнозируются кардинальные изменения процедуры государственного заказа (в том числе полный переход на электронную основу). Также, затрагивая принципы контрактной системы Российской Федерации, можно говорить об их «несовершенности» в плане прозрачности и публичности. В связи с этим на первый план ставится сопоставление принципа прозрачности и способа реализации государственного заказа у единственного поставщика, что в некоторой степени затрудняет данную процедуру определения поставщика в свете открытости.
Отсутствие конкурсной основы по своей природе предполагает отрицание признаков публичности, массовости и многочисленности, на которые указывает Закон о контрактной системе.
Государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - это конкурентная форма размещения заказов на покупку товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств по заранее указанным в документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.
Можно смело утверждать, что государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются востребованной в современной экономико-правовой системе России конструкцией, что подтверждается неизменным ростом объемов финансирования в сфере обеспечения контрактной системы закупок.
Первая проблема, на наш взгляд, заключается в том, что Закон о контрактной системе устанавливает единые требования проведения закупочной деятельности для заказчиков всех уровней (федерального, субъекта и муниципалитета), что является некорректным для реализации государственного заказа, так как у различных заказчиков различная ситуация и финансирование осуществляется в разные сроки.
Следовательно, не всегда установленные жесткие рамки соблюдаются заказчиками, из-за чего возникают различные проблемы в виде появления третьих лиц, которые формально выигрывают в торгах и передают местным исполнителям уже готовые контракты, то есть происходит фальсификация документации государственного контракта. [2]
Вторая проблема отражает неполноту и несовершенство нормативно-правовой базы контрактной системы Российской Федерации. Участники государственного заказа в некоторых случаях собственноручно додумывают некоторые правила реализации закупок.
В настоящее время отсутствует специальный орган по разъяснению законодательства о контрактной системе, что, в свою очередь, является минусом для правопонимания ее сути и точности процедуры реализации государственного заказа. Министерство экономического развития такими полномочиями не обладает. В качестве примеров указанной проблемы следует привести отсутствие единообразия, сложность координации и ограниченность подходов к централизации закупок.
В ряде случаев передача закупок уполномоченным органам (учреждениям) приводит к недоучету потребностей заказчиков, несоответствующему их требованиям качеству закупочной деятельности. При этом на федеральном уровне в настоящее время уполномоченные органы (учреждения) отсутствуют, несмотря на положительный мировой опыт таких решений.
Несмотря на бурное развитие контрактной системы РФ, в настоящее время отсутствует единая подготовка и аттестация кадров.
В соответствии с российским законодательством о контрактной системе члены закупочной комиссии и контрактной службы в обязательном порядке должны пройти определенную подготовку и квалификацию.
В связи с этим в настоящее время появилось множество организаций по повышению квалификации служащих в сфере контрактной системы, которые выдают необходимую документацию за бесценок. В результате этого участились случаи мошенничества и коррупции, принцип профессионализма тоже в некоторой степени утратил свое место в качестве основополагающего начала. [1]
Касаясь всех вышеизложенных проблем контрактной системы РФ, можно много говорить и об иных казусах правового регулирования, появляющихся по мере применения данных изучаемых закупочных процедур. Проблема правового регулирования отечественной контрактной системы является основополагающим звеном в системе всего российского законодательства, которому необходимо своевременно подойти к данным проблемам и восполнить недостающие моменты для усовершенствования контрактных правоотношений РФ.
В заключение отметим, что, несмотря на значительный ряд отрицательных моментов в данной сфере, также наблюдается и их устранение, и совершенствование контрактного законодательства в целом путем внесения законодателем различных новелл и нововведений. Думается, что в ближайшем будущем указанные проблемы будут устранены.