Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Конференция: XLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Сурдина Е.С. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/9(42).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Сурдина Евгения Сергеевна
студент, Негосударственное Образовательное Частное Учреждение Высшего Образования «Московский Финансово-промышленный Университет «Синергия»», РФ, г. Москва
Харитонова Наталья Николаевна
научный руководитель,

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы сферы правового регулирования государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации. Автор считает, что область отечественной контрактной системы является основополагающим звеном в системе всего российского законодательства, которому необходимо своевременно подойти к устранению недочетов и восполнить недостающие моменты для усовершенствования контрактных правоотношений РФ. Для целесообразного и практичного обновления всех правовых норм необходимо создать такую первоначальную законодательную базу, от которой в будущем можно было отталкиваться, изменять ее и дополнять, придерживаясь не кардинального, а постепенного подхода.

 

Ключевые слова: правовое регулирование, контрактная система, заказчик, государственные и муниципальные закупки, контрактный управляющий, государственный контракт, бюджетные средства.

 

Государственные закупки играют важную роль в обеспечении поступательного развития как хозяйственного комплекса страны в целом, так и отдельно взятых ее регионов. Вместе с тем хозяйственная практика применения контрактной системы указывает на определенные недостатки, выявленные в процессе реализации государственных (муниципальных) закупок.

Государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - это конкурентная форма размещения заказов на покупку товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств по заранее указанным в документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Можно смело утверждать, что государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются востребованной в современной экономико-правовой системе России конструкцией, что подтверждается неизменным ростом объемов финансирования в сфере обеспечения контрактной системы закупок.

Касаясь законодательства контрактной системы нашей страны в целом, считаю, что можно говорить о ее стремительном расширении и изменении. Прогнозируются кардинальные изменения процедуры государственного заказа (в том числе полный переход на электронную основу). Также, затрагивая принципы контрактной системы Российской Федерации, можно говорить об их «несовершенности» в плане прозрачности и публичности. В связи с этим на первый план ставится сопоставление принципа прозрачности и способа реализации государственного заказа у единственного поставщика, что в некоторой степени затрудняет данную процедуру определения поставщика в свете открытости.

Отсутствие конкурсной основы по своей природе предполагает отрицание признаков публичности, массовости и многочисленности, на которые указывает Закон о контрактной системе.

Государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - это конкурентная форма размещения заказов на покупку товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств по заранее указанным в документации условиям в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Можно смело утверждать, что государственные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд являются востребованной в современной экономико-правовой системе России конструкцией, что подтверждается неизменным ростом объемов финансирования в сфере обеспечения контрактной системы закупок.

Первая проблема, на наш взгляд, заключается в том, что Закон о контрактной системе устанавливает единые требования проведения закупочной деятельности для заказчиков всех уровней (федерального, субъекта и муниципалитета), что является некорректным для реализации государственного заказа, так как у различных заказчиков различная ситуация и финансирование осуществляется в разные сроки.

Следовательно, не всегда установленные жесткие рамки соблюдаются заказчиками, из-за чего возникают различные проблемы в виде появления третьих лиц, которые формально выигрывают в торгах и передают местным исполнителям уже готовые контракты, то есть происходит фальсификация документации государственного контракта. [2]

Вторая проблема отражает неполноту и несовершенство нормативно-правовой базы контрактной системы Российской Федерации. Участники государственного заказа в некоторых случаях собственноручно додумывают некоторые правила реализации закупок.

В настоящее время отсутствует специальный орган по разъяснению законодательства о контрактной системе, что, в свою очередь, является минусом для правопонимания ее сути и точности процедуры реализации государственного заказа. Министерство экономического развития такими полномочиями не обладает. В качестве примеров указанной проблемы следует привести отсутствие единообразия, сложность координации и ограниченность подходов к централизации закупок.

В ряде случаев передача закупок уполномоченным органам (учреждениям) приводит к недоучету потребностей заказчиков, несоответствующему их требованиям качеству закупочной деятельности. При этом на федеральном уровне в настоящее время уполномоченные органы (учреждения) отсутствуют, несмотря на положительный мировой опыт таких решений.

Несмотря на бурное развитие контрактной системы РФ, в настоящее время отсутствует единая подготовка и аттестация кадров.

В соответствии с российским законодательством о контрактной системе члены закупочной комиссии и контрактной службы в обязательном порядке должны пройти определенную подготовку и квалификацию.

В связи с этим в настоящее время появилось множество организаций по повышению квалификации служащих в сфере контрактной системы, которые выдают необходимую документацию за бесценок. В результате этого участились случаи мошенничества и коррупции, принцип профессионализма тоже в некоторой степени утратил свое место в качестве основополагающего начала. [1]

Касаясь всех вышеизложенных проблем контрактной системы РФ, можно много говорить и об иных казусах правового регулирования, появляющихся по мере применения данных изучаемых закупочных процедур. Проблема правового регулирования отечественной контрактной системы является основополагающим звеном в системе всего российского законодательства, которому необходимо своевременно подойти к данным проблемам и восполнить недостающие моменты для усовершенствования контрактных правоотношений РФ.

В заключение отметим, что, несмотря на значительный ряд отрицательных моментов в данной сфере, также наблюдается и их устранение, и совершенствование контрактного законодательства в целом путем внесения законодателем различных новелл и нововведений. Думается, что в ближайшем будущем указанные проблемы будут устранены.

 

Список литературы:
1. Зюзгина К. А., Паулов П. А. Государственные закупки: современные проблемы // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. №12. С. 493-497. 
http://www.bulletennauki.com/12-27 .
1. Балтутите И. В., Давудов Д. А. Современные проблемы в сфере контрактной системы государственных и муниципальных закупок // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2019. – Т. 18, № 1. – С. 105–111.  https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2019.1.14
2. Иванова В. Плюсы и минусы нового «закона о госзакупках» / Сайт сетевого издания KO№KURE№T.RU. 2014. – [Электронный ресурс]: https://ko№kure№t.ru/article/12225. 
3. Нестерович Н. В. Прокьюремент. Принципы организации закупки продукции для государственных нужд // Конкурсные Торги. 2020. – № 9. –  С. 44–46.