Статья:

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОГЛАСНО МСК1

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Дмитриева Е.В. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОГЛАСНО МСК1 // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(49).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОДГОТОВКА К СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОГЛАСНО МСК1

Дмитриева Екатерина Викторовна
магистрант, Ростовский государственный экономический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Богров Евгений Георгиевич
научный руководитель, канд. экон. наук., доцент, Ростовский государственный экономический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Новые стандарты управления качеством аудиторской деятельности МСК1 (ISQM 1) «Управление качеством в аудиторских организациях, которые проводят аудит или обзорные проверки финансовой отчетности или другие задания, обеспечивающие уверенность, или сопутствующие услуги», МСК2 (ISQM 2) «Проверки качества выполнения заданий» и пересмотренный стандарт МСА 220 «Управление качеством при проведении аудита финансовой отчетности» утвержденные в сентябре 2020 года опубликованные на русском языке на сайте Международной федерации бухгалтеров в 8 ноября 2021 года с 15 декабря 2022 года заменят МСКК1 (ISQC 1) «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих другие задания, обеспечивающие уверенность, и оказывающие сопутствующие услуги» и МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности».

Согласно стандартам, новая система управления качеством должна быть разработана и внедрена аудиторскими фирмами не позднее 15.12.2022г. Данные стандарты вполне можно считать революционными с точки зрения управления аудитом, поэтому аудиторским фирмам уже сейчас необходимо задуматься над тем, как будет выглядеть их система управления качеством.

Все три новых стандарта связаны между собой, основополагающим является стандарт МСК1. Он посвящен требованиям к системе управления качеством в аудиторских организациях.

Основное отличие МСК1 от действующего МСКК1 заключается в том, что МСКК1 требует от аудиторских организаций внедрения отдельных политик и процедур, которые касались отдельных элементов аудиторской организации, а МСК1 будет требовать интегрированного подхода к управлению качеством, при этом предполагается, что этот подход к управлению качеством должен быть риск ориентированным, т.е. должен быть основан на рисках.

Также к основным отличиям можно отнести следующее:

  • более активный и индивидуальный подход к управлению качеством, ориентированный на достижение целей в области качества путем выявления рисков для этих целей и реагирования на риски;
  • повышенные требования к корпоративному управлению и лидерству (высшим руководителям), включая повышение ответственности руководства;
  • расширенные требования в зависимости от факторов, влияющих на среду компании, включая требования к технологиям, аудиторским сетям и использовании внешних поставщиков услуг;
  • новые требования в отношении информации и коммуникации, включая общение с внешними сторонами;
  • повышенные требования к мониторингу и исправлению последствий, чтобы способствовать более активному мониторингу системы управления качеством в целом, а также эффективному и своевременному устранению недостатков.  

МСК1 должен будет применяться всеми аудиторскими организациями при выполнении следующих заданий:

  • аудита или обзорной проверки финансовой отчетности;
  • заданий, обеспечивающих уверенность, иных, чем аудит или обзорная проверка исторической финансовой информации, выполняемых в соответствии с МСЗОУ;
  • заданий по оказанию сопутствующих услуг, выполняемых в соответствии с МССУ.

Под МСК1 не попадают услуги, которые в соответствии с 307-ФЗ являются прочими (консалтинг, обучение, оценка и т.д.).

Разберем, что же это значит создать интегрированную систему управления качеством согласно МСК1.

В стандарте говорится, что каждая аудиторская организация должна:

  • установить цели в области обеспечения качества;
  • выявить и оценить риски, которые влияют на достижение этих целей;
  • разработать и внедрить мероприятия в ответ на риски, чтобы их снизить;
  • создать систему мониторинга, которая будет контролировать эффективность системы управления качеством [1, с.13-14].

Как и любая система внутреннего контроля, система управления качеством должна иметь определенную цель. Цель необходима в первую очередь для разработки системы, а также для определения того, является ли эта система эффективной., т.е. достигла ли она своей цели.

Цель системы управления качеством установлена самим стандартом. Она заключается в предоставлении аудиторским организациям разумной уверенности, что аудиторские организация и ее персонал исполняют свои обязанности и выполняют задания в соответствии с профессиональными стандартами и действующими законами и нормативными актами, а также заключения или отчеты по результатам задания, выпущенные аудиторской организацией или руководителями задания, носят надлежащий характер [1, с.9]. То есть система управления качеством должна отвечать в том числе требованиям, которые перечислены в 307-ФЗ. При этом цель системы управления качеством дробиться на цели в отношении отдельных компонентов системы управления качеством и эти отдельные цели также определены стандартом. Предполагается, что отдельные цели системы управления качеством, которые указаны в стандарте могут оказаться исчерпывающими для малых и средних аудиторских фирм, крупные организации могут установить необходимые им дополнительные цели в области качества.

МСК1, как и все новые МСА основывается на масштабируемости. Масштабируемость предполагает, что должны существовать разные требования к системе управления качеством в разных аудиторских организациях, в зависимости от их размера и характеристик заданий, которые они выполняют. То есть в любом случае аудиторская организация сама определяет, как достичь целей в области системы управления качеством.

Если определение целей в области обеспечения качества является простым шагом, то выявление и оценка рисков качества — это более сложный процесс, т.к. риски являются специфичными и должны быть адаптированы под конкретную аудиторскую организацию, поэтому каждая аудиторская организация должна оценить их самостоятельно. При выявлении и оценке рисков качества аудиторская организация фокусируется на понимании условий, событий, обстоятельств, действий или бездействия, которые относятся к характеру и обстоятельствам аудиторской организации и ее обязательств.

МСК1 направлен на то, чтобы сфокусировать аудиторскую организацию на тех рисках, которые имеют наибольшее влияние на достижение рисков в области обеспечения качества. Поэтому аудиторская организация после определения целей качества должна ответить на вопрос «Что может пойти не так в достижении этих целей?». Стоит учитывать, что не все риски будут являться рисками качества. Риск квалифицируется как риск качества только если он одновременно удовлетворяют двум критериям. С одной стороны, этот риск имеет разумную вероятность возникновения, а с другой, имеет разумную вероятность индивидуально или в сочетании с другими рисками отрицательно повлиять на достижение одной или более целей качества. Для того чтобы определить влияние риска на достижение целей качества нужно задать вопросы «Каким образом выявленные риски влияют на цели качества?», «Как часто такие обстоятельства могут возникать?», «Когда они могут быть выявлены как недостатки?», «Как долго такие обстоятельства могут возникать?».

В качестве примера можно привести пандемию. Она влияет на качество аудита, так как аудиторы работают дистанционно, не все клиенты готовы принимать в полном объеме аудиторские группы у себя в офисах, не все документы представляются в виде оригиналов и т.д. Но если бы мы рассматривали риск пандемии в 2019 году, то не взяли бы его в расчет, а вот с 2020 года этот риск может существенно повлиять на качество, т.е. в данный период времени есть разумная вероятность отрицательного влияния этого риска на достижение целей качества.

Следующий этап создания интегрированной системы управления качеством – это разработка и реализация ответных мер на риски качества. Ответные меры, если они надлежащим образом разработаны и реализованы, снижают вероятность возникновения рисков качества, и тем самым помогают аудиторской организации достичь целей в области качества.

Ответные мероприятия, определенные пунктом 34 МСК1, являются обязательными и должны быть в каждой аудиторской организации, за исключением случаев, когда эти меры неуместны для аудиторской организации. Ответные меры, определенные стандартом в отличие от целей качества, не являются исчерпывающими и обязательно должны быть дополнены каждой аудиторской организацией.

Последний этап в создания интегрированной системы управления качеством это создание системы мониторинга, которая будет идентифицировать информацию, указывающую на необходимость добавления или изменения целей в области качества, рисков и ответных мер, с целью контроля за эффективностью системы управления качеством.

Поскольку контроль за качеством – это итеративный процесс, то установление целей, оценка рисков и определение ответных мер не является разовым мероприятием. Причинами их изменений могут служить изменения в характере и обстоятельствах аудиторской организации или выполняемых заданий, меры по устранению недостатков в системе управления качеством.

Дополнить или изменить можно:

  1. Цели качества – могут потребоваться новые дополнительные цели или подцели, а установленные фирмой, могут больше не требоваться.
  2. Риски – могут быть выявлены новые риски, а существующие риски больше не будут считаться рисками качества.
  3. Ответные меры – потребуется модифицировать существующие ответные меры, могут быть разработаны и реализованы новые меры.

Не могут быть удалены или заменены обязательные цели и ответные меры.

Частота изменений или дополнений в МСК1 не установлена. Но есть требование проактивного подхода: как можно раньше, а еще лучше – заранее.

Аудит является главным источником информации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и финансовом состоянии организаций, а недостатки и упущения в работе аудиторов могут привести к принятию неправильных управленческих решений на макро и микроуровнях. Избежать эти недостатки возможно только в условиях качественного проведения проверок, что, в свою очередь, достигается развитием нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы качества оказания аудиторских услуг и создания внутрифирменных регламентов на основе стандартов. Поэтому внедрение новых стандартов – это значительный шаг на пути к повышению качества аудита.

 

Список литературы: 
1. Международный стандарт управления качеством 1 «Управление качеством в аудиторских организациях, проводящих аудит или обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, или задания по оказанию сопутствующих услуг» – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.iaasb.org/publications/1-3
2. Подготовка к новым стандартам управления качеством: оценка и мониторинг системы ISQM 1 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.ifac.org/
3. Руководство по первоначальному внедрению МСК1 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://www.iaasb.org/