Молодежь и политика в провинции (на материалах опроса воронежской молодежи)
Секция: Политология
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Молодежь и политика в провинции (на материалах опроса воронежской молодежи)
Впоследствии распада СССР произошли глобальные изменения во всех сферах общественной жизни, особенно эти изменения коснулись политической жизни общества. Вследствие этого произошли перемены в сознании людей и их политическом поведении. Очевидно, что для оценки перспектив развития общества в Российской Федерации в целом и в политике важно изучать политические воззрения молодёжи, так как именно молодёжь в будущем станет главным субъектом обеспечения эффективного развития российского общества.
По данным федеральной службы государственной статистики в РФ в настоящее время насчитывается 31,6 миллиона молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, что составляет 22 процента от общей численности населения России. Данная статистика показывает насколько важно исследование устойчивости, а также динамики общественно-политических предпочтений российской молодёжи, условий, оказывающих влияние на их формирование, так как это может дать дополнительные возможности для успешного моделирования политической активности и изучения закономерностей поведения молодых людей на политической арене.
В законе Воронежской области о государственной молодежной политике в Воронежской области (с изменениями на: 10.06.2014) есть статья 9.1, в которой говорится о молодежных совещательных и консультативных органах. В ней содержатся следующие пункты:
1. В целях обеспечения участия молодежи Воронежской области в реализации государственной молодежной политики Воронежской области органы государственной власти Воронежской области могут создавать молодежные совещательные и консультативные органы.
2. Создание молодежных совещательных и консультативных органов (далее – молодежные совещательные органы) способствует реализации прав и законных интересов молодежи Воронежской области. [4]
На основе этого можно сделать вывод, что государственная власть Российской федерации поддерживает участие молодых людей в политической жизни общества и даёт возможность принимать активное участие в принятии различных решений по политическим вопросам. Таким образом, у молодёжи есть возможность напрямую взаимодействовать с органами власти в России и вносить свой вклад в развитии страны. Другой вопрос, что пользуется ли она этой самой возможностью?
На данный момент существуют различные факторы, определяющие особенности политической активности молодежи, могут быть разделены на 2 группы: объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относят возрастные особенности, материальное положение, тип политического режима в государстве и фазу социально-экономического цикла. Вторую группу составляют такие факторы как уровень доверия к органам власти, степень удовлетворенности своей жизнью, наличие интереса к политической жизни и многие другие.[1]
По степени активности политологи и социологи делят молодое население на 4 типа: [1]
1 тип – традиционный тип (конформист), у таких людей отсутствует собственная точка зрения. Мотив политической активности – это быть как все, не выделяться от остальных.
2 тип – протестный тип, здесь прослеживается негативное отношение ко всей политической структуре в целом или отдельным её элементам. Мотив политической активности – недовольство сложившейся ситуацией и привлечение к своей личности внимания.
3 тип – рациональный тип, человек осознает значимость своего участия в жизни государства. Мотивом является желание изменить ситуации к лучшему, осознание ответственности за свой выбор.
4 тип – апатичный тип, индивид характеризуется политической пассивностью, не принимает никакого участия в политике, не видит смысла предпринимать какие-либо действия, считает, что всё уже решено за него.
На данный момент в Воронежской области работает около 37 молодежных и детских общественных союзов. Они отличаются согласно численным характеристикам, юридическому статусу, организационно-правовым формам, масштабам функционирования, целям и содержанию работы и пр. Помимо этого имеются различные общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности. Следует отметить, что возрастная группа членов организаций считается зачастую смешанной – детско-подростково-молодежной.
Что такое молодёжный конгресс и молодёжная власть? Для чего они необходимы? В какой степени эффективна их работа? Эти и прочие проблемы рассмотрели на ток-шоу «Молодые львы. Политики нового поколения», которое прошло в Областном доме журналистов 17 октября 2017 года.
Участниками ток-шоу стали представители молодёжного парламента, правительства области, совета при Городской думе, департамента образования, науки и молодёжной политики, кроме того представители Воронежской областной Думы, курирующие проблемы молодёжной политики. Зрителями, которые так же стремительно принимали участие в обсуждениях вопросов, стала воронежская молодёжь, заинтересованная в самореализации, а также корреспонденты.
– Престиж государственной и муниципальной службы падает. Молодёжь, да и люди вообще, не хотят идти работать в эту сферу. С помощью молодёжных правительств мы ищем тех заинтересованных людей, которые хотят научиться делать что-то для своего города, − рассказал заместитель главы администрации городского округа города Воронеж, выпускник 1 состава Молодёжного правительства Воронежской области Алексей Антиликаторов. [7]
В завершение мероприятия спикеры предложили способы привлечения внимания молодёжи к молодёжным парламенту и правительству: разъяснить, что обеспечит им в перспективе деятельность в данных структурах, продемонстрировать образец состоявшегося госслужащего, а также просвещать их в области политики.
Второй молодежный симпозиум Воронежской области «Траектория развития» открылся в Expo Event-Hall в четверг, 30 ноября. На семи тематических площадках собрались 1,6 тыс. юношей и девушек в возрасте от 14 до 30 лет, а также десятки специалистов. Вместе они обсудили актуальные проблемы молодого поколения и обозначили пути их решения. Согласно словам зампреда правительства области, заинтересованность в форуме «Траектория развития» у молодого поколения колоссальная. В 2016 г. конвенция собрала примерно 1 тыс. участников, в 2017 число заявок возросло в два раза. [3]
В Воронеже также завершил работу первый в истории Форум молодежных парламентов Центрального федерального округа.
Согласно результатам мероприятия был подписан договор о совместной работе и взаимодействии между Молодежными парламентами ЦФО, что сформирует более подходящие условия с целью развития единой молодежной политики на территории Центрального федерального округа и целой страны.
Комментируя результаты Форума, председатель Воронежской областной Думы, зам. председателя Совета законодателей ЦФО Владимир Нетёсов отметил, что за последние годы в субъектах РФ сформированы многочисленные площадки, на которых у молодого поколения есть шанс показать себя. В том числе, это молодежные парламенты и правительства. И на сегодняшний день накопленный ими опыт дает возможность перешагивать областные границы, выходить на общероссийский уровень и обмениваться собственными наработками. [2]
Кроме того, 14 марта в Воронежской областной Думе состоялось открытие Форума молодёжных парламентов Центрального федерального округа, в котором принял участие представитель в Совете Федерации от законодательной власти Воронежской области Сергей Лукин.
Крупномасштабный форум собрал в Воронеже около 120 молодых парламентариев со всего Центрального федерального округа.
Обращаясь к участникам, сенатор Сергей Лукин подчеркнул: «Молодёжь – ключевая сила страны, её основной стратегический и профессиональный ресурс. Эффективное осуществление молодёжной политики является для нашей страны абсолютным приоритетом». [6]
Для определения уровня политической активности молодёжи в Воронежской области мы провели опрос. По смешанной выборке было опрошено 100 человек возрастной группы от 18 до 30 лет Воронежской области.
Мы начали с того, что задали следующий вопрос: «Интересуетесь ли Вы политикой?» Результаты распределились следующим образом: 33% опрошенных ответили, что интересуются периодически, только во время ярких политических событий. Стоит отметить, что также ответили 44% женщин. 23% ответили, что изредка смотрят новости о политике, 20% респондентов совершенно не интересуются политикой, 19% воронежской молодёжи внимательно следят за всеми политическими событиями, такого же мнения придерживаются 28% мужчин, и 5% затрудняются ответить на поставленный вопрос.
Далее мы поинтересовались, откуда молодые люди узнают политические новости. Самыми популярными источниками являются форумы, блоги, социальные сети (29%) и телевидение (22%). 17% опрошенных узнают новости от своих родственников, друзей и коллег, 16% просматривают новостные сайты. Менее популярными источниками у молодёжи считаются радио (5%) и газеты, журналы (2%). 9% молодёжи вовсе не следят за политикой.
Следующий вопрос, который мы задали, касался знания респондентов о таких институтах политической власти в Воронеже как Молодёжный парламент, Молодёжный конгресс и Молодёжное правительство. Подавляющее большинство молодых людей ответили, что впервые слышат о деятельности таких структур (38%), 36% опрошенных сказали, что что-то слышали о таких организациях. И только лишь 18% молодёжи определенно знают о таких организациях, а участвовали в такой деятельности и вовсе всего 5%. 3% затрудняются дать ответ. Необходимо особо выделить, что 46% женщин впервые узнали о существовании таких организаций, в то время как значительное большинство мужчин (38%) уже были знакомы с их деятельностью.
Затем мы спросили, обсуждают ли респонденты политические события на лекциях и семинарских занятиях. Большинство опрошенных (41%) ответили, что довольно редко обсуждают политику, 38% часто комментируют политические события, 11% респондентов заявили, что никогда не обсуждали политические новости на семинарах и лекциях и лишь 10% опрошенных обсуждают их постоянно. Интересен тот факт, что самый высокий процент женщин (46%) считает, что политические события обсуждаются на лекциях и семинарских занятиях часто.
Когда респондентам был задан вопрос: «Деятельность какой политической партии, представленной в Воронежских политических органах, Вам импонирует?», 35% опрошенных ответили, что ни одна политическая партия им не интересна, 33% остановили свой выбор на партии Единая Россия, ЛДПР выбрал 21% молодых людей, 5% – Справедливая Россия и наименьшее количество респондентов (4% и 2%) выбрали партию КПРФ или вариант ответа – другое.
Нам стало интересно, принимает ли молодежь участие в политических мероприятиях, происходящих в Воронеже. Результаты распределились так: большинство респондентов (42%) ответили, что никогда не участвовали в данных событиях, этот же вариант ответа выбрал и 62% женщин. 24% принимали участие довольно редко, 20% участвовали только, когда их заставляли, лишь 11% часто принимали участие в политических мероприятиях Воронежской области и 3% делают это постоянно.
В заключении мы поинтересовались личным мнением молодых людей и спросили, как часто, по их мнению, сверстники обсуждают политические события, происходящие в Воронеже. 39% опрошенных считают, что молодежь делает это довольно редко, 37% напротив уверены, что их сверстники часто обсуждают различные политические события. То, что молодые люди постоянно говорят о политике, считают лишь 13% опрошенных, 11%, в свою очередь, выбрали вариант ответа – никогда.
Таким образом, в ходе проведения нашего исследования мы пришли к выводу, что третья часть воронежской молодёжи всё-таки проявляет интерес к политическим событиям и следят за текущими новостями, а подавляющее большинство (38%) впервые услышали о деятельности молодёжных политических организаций в Воронежской области. Данный факт свидетельствует о том, что в нашей стране наблюдается низкая заинтересованность молодых людей в политической информации. Они недостаточно проинформированы о способах участия в политической жизни государства, а также о том, что они могут вносить свои какие-либо предложения, которые повлияют на принятие решений по политическим аспектам.