ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Сущность демократического социального правового государства обусловливает необходимость проведения сильной социальной политики и использования действенного механизма ее реализации в целях более полного удовлетворения жизненных потребностей людей, улучшения условий и качества их жизни. Характер и направления социальной политики, а также средства и инструменты ее реализации задаются и формируются государством с учетом особенностей социальной сферы как объекта регулирования, его сложности и значимости, а также состояния развития на определенный период.
Повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития государства. Уровень и качество жизни являются важнейшими социальными категориями, которые позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного и местного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень и качество социального развития населения [1].
В настоящее время главной целью социальной политики Республики Беларусь является повышение качества и уровня жизни, многогранное развитие человека.
Важнейшую роль в повышении уровня и качества жизни выполняет обеспечение эффективной занятости населения. Государство должно способствовать максимально возможной занятости населения. К примеру, если гражданин по независимым от него причинам не может трудоустроиться в течение длительного периода времени, то государство должно ему гарантировать, например, обучение по востребованным специальностям, которые на данный момент востребованы на рынке труда, либо повышение квалификации, либо предоставление других видов помощи [2].
Одной из самых важных проблем в Республике Беларусь – это снижение рождаемости при увеличении смертности. Необходимо проводить идеологические и консультационные мероприятия для людей в возрасте 15-38 лет с целью укрепления в сознаниях роли традиционной семьи, семейного счастья и соответственно увеличения рождаемости. Поэтому целесообразно будет увеличить количество работников в сфере здравоохранения и социальных защиты. Предполагаемый экономический эффект от этого внедрения представлен ниже.
Таблица 1.
Рождаемость в Республике Беларусь за 2017-2022 гг.
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Количество родившихся, человек |
102 356 |
94 338 |
87 851 |
95 489 |
110 678 |
Таблица 2.
Среднесписочная численность работников в сфере здравоохранения и социальных услуг в Республике Беларусь
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Среднесписочная численность работников в сфере здравоохранения и социальных услуг, человек |
359 263 |
341 289 |
332 587 |
321 348 |
327 514 |
Таблица 3.
Прогнозная среднесписочная численность работников в сфере здравоохранения и социальных услуг в Республике Беларусь
|
При ежегодном увеличении на 1% |
При ежегодном увеличении на 2% |
При ежегодном увеличении на 3% |
2022 |
330 789 |
334 064 |
337 339 |
2023 |
334 097 |
340 746 |
347 460 |
2024 |
337 438 |
347 561 |
357 883 |
Таблица 4.
Новые работники в сфере здравоохранения и социальной защиты, которые будут проводить комплекс мероприятий для повышения рождаемости
|
При ежегодном увеличении на 1% |
При ежегодном увеличении на 2% |
При ежегодном увеличении на 3% |
2022 |
3 327 |
6 550 |
9 825 |
2023 |
6 583 |
13 232 |
19 946 |
2024 |
9 924 |
20 047 |
30 369 |
Планируется направить новых работников в сфере здравоохранения и социальной защиты в каждый населенный пункт первичного уровня Республики Беларусь (1356).
Таблица 5.
Обеспеченность населенных пунктов специализированными работниками в сфере здравоохранения и социальной защиты
|
При ежегодном увеличении на 1% |
При ежегодном увеличении на 2% |
При ежегодном увеличении на 3% |
2022 |
2,45 |
4,83 |
7,25 |
2023 |
4,85 |
9,76 |
14,71 |
2024 |
7,32 |
14,79 |
22,4 |
В итоге, при минимальном увеличении среднесписочной численности работников в сфере здравоохранения и социальной защиты, обеспеченность населенных пунктов будет от 2 работников.
Теперь необходимо рассчитать, как это внедрение повлияет на рождаемость. Для начала необходимо рассчитать количество проведенных мероприятий работниками в год.
Пусть в среднем 1 работник проводит 1 мероприятие в неделю, следовательно: 1*53=53 мероприятия в год проводит один работник. Таким образом, количество проведенных мероприятий показано ниже (табл.3.5).
Таблица 6.
Количество проведенных консультационных и идеологических мероприятий всеми работниками в год, шт
|
При ежегодном увеличении работников на 1% |
При ежегодном увеличении работников на 2% |
При ежегодном увеличении работников на 3% |
2022 |
176 331 |
347 150 |
520 725 |
2023 |
348 899 |
701 296 |
1 057 138 |
2024 |
525 972 |
1 062 491 |
1 609 557 |
Однако не все проведенные мероприятия будут успешными. Пусть каждое десятое мероприятие увенчается успехом. Тогда получим следующее (табл. 3.6).
Таблица 7.
Количество успешных консультационных и идеологических мероприятий всеми работниками в год, шт
|
При ежегодном увеличении работников на 1% |
При ежегодном увеличении работников на 2% |
При ежегодном увеличении работников на 3% |
2022 |
17 633 |
34 715 |
52 072 |
2023 |
34 889 |
70 129 |
105 713 |
2024 |
52 597 |
106 249 |
160 955 |
Если каждое десятое мероприятие будет успешным, то уровень рождаемости будет увеличиваться (табл. 3.7).
Таблица 8.
Рождаемость с учетом проведения комплекса мероприятий, человек
|
При ежегодном увеличении работников на 1% |
При ежегодном увеличении работников на 2% |
При ежегодном увеличении работников на 3% |
2022 |
128 320 |
145 402 |
162 759 |
2023 |
145 576 |
180 816 |
216 400 |
2024 |
163 284 |
216 936 |
271 642 |
Таким образом, целесообразно будет увеличить численность работников в сфере здравоохранения и социальной защиты с целью увеличения рождаемости и, соответственно, улучшению как демографической ситуации в стране, так и уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.