Статья:

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конференция: LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Конопацкая Е.Н. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(58). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(58).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конопацкая Есения Николаевна
студент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск
Попова Татьяна Евгеньевна
научный руководитель, магистр экономики и управления, старший преподаватель, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск

 

Сущность демократического социального правового государства обусловливает необходимость проведения сильной социальной политики и использования действенного механизма ее реализации в целях более полного удовлетворения жизненных потребностей людей, улучшения условий и качества их жизни. Характер и направления социальной политики, а также средства и инструменты ее реализации задаются и формируются государством с учетом особенностей социальной сферы как объекта регулирования, его сложности и значимости, а также состояния развития на определенный период.

Повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития государства. Уровень и качество жизни являются важнейшими социальными категориями, которые позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного и местного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень и качество социального развития населения [1].

В настоящее время главной целью социальной политики Республики Беларусь является повышение качества и уровня жизни, многогранное развитие человека.

Важнейшую роль в повышении уровня и качества жизни выполняет обеспечение эффективной занятости населения. Государство должно способствовать максимально возможной занятости населения. К примеру, если гражданин по независимым от него причинам не может трудоустроиться в течение длительного периода времени, то государство должно ему гарантировать, например, обучение по востребованным специальностям, которые на данный момент востребованы на рынке труда, либо повышение квалификации, либо предоставление других видов помощи [2].

Одной из самых важных проблем в Республике Беларусь – это снижение рождаемости при увеличении смертности. Необходимо проводить идеологические и консультационные мероприятия для людей в возрасте 15-38 лет с целью укрепления в сознаниях роли традиционной семьи, семейного счастья и соответственно увеличения рождаемости. Поэтому целесообразно будет увеличить количество работников в сфере здравоохранения и социальных защиты. Предполагаемый экономический эффект от этого внедрения представлен ниже.

Таблица 1.

Рождаемость в Республике Беларусь за 2017-2022 гг.

 

2017

2018

2019

2020

2021

Количество родившихся, человек

102 356

94 338

87 851

95 489

110 678

 

Таблица 2.

Среднесписочная численность работников в сфере здравоохранения и социальных услуг в Республике Беларусь

 

2017

2018

2019

2020

2021

Среднесписочная численность работников в сфере здравоохранения и социальных услуг, человек

359 263

341 289

332 587

321 348

327 514

 

Таблица 3.

Прогнозная среднесписочная численность работников в сфере здравоохранения и социальных услуг в Республике Беларусь

 

При ежегодном увеличении на 1%

При ежегодном увеличении на 2%

При ежегодном увеличении на 3%

2022

330 789

334 064

337 339

2023

334 097

340 746

347 460

2024

337 438

347 561

357 883

 

Таблица 4.

Новые работники в сфере здравоохранения и социальной защиты, которые будут проводить комплекс мероприятий для повышения рождаемости

 

При ежегодном увеличении на 1%

При ежегодном увеличении на 2%

При ежегодном увеличении на 3%

2022

3 327

6 550

9 825

2023

6 583

13 232

19 946

2024

9 924

20 047

30 369

 

Планируется направить новых работников в сфере здравоохранения и социальной защиты в каждый населенный пункт первичного уровня Республики Беларусь (1356).

 

Таблица 5.

Обеспеченность населенных пунктов специализированными работниками в сфере здравоохранения и социальной защиты

 

При ежегодном увеличении на 1%

При ежегодном увеличении на 2%

При ежегодном увеличении на 3%

2022

2,45

4,83

7,25

2023

4,85

9,76

14,71

2024

7,32

14,79

22,4

 

В итоге, при минимальном увеличении среднесписочной численности работников в сфере здравоохранения и социальной защиты, обеспеченность населенных пунктов будет от 2 работников.

Теперь необходимо рассчитать, как это внедрение повлияет на рождаемость. Для начала необходимо рассчитать количество проведенных мероприятий работниками в год.

Пусть в среднем 1 работник проводит 1 мероприятие в неделю, следовательно: 1*53=53 мероприятия в год проводит один работник. Таким образом, количество проведенных мероприятий показано ниже (табл.3.5).

Таблица 6.

Количество проведенных консультационных и идеологических мероприятий всеми работниками в год, шт

 

При ежегодном увеличении работников на 1%

При ежегодном увеличении работников на 2%

При ежегодном увеличении работников на 3%

2022

176 331

347 150

520 725

2023

348 899

701 296

1 057 138

2024

525 972

1 062 491

1 609 557

 

Однако не все проведенные мероприятия будут успешными. Пусть каждое десятое мероприятие увенчается успехом. Тогда получим следующее (табл. 3.6).

Таблица 7.

Количество успешных консультационных и идеологических мероприятий всеми работниками в год, шт

 

При ежегодном увеличении работников на 1%

При ежегодном увеличении работников на 2%

При ежегодном увеличении работников на 3%

2022

17 633

34 715

52 072

2023

34 889

70 129

105 713

2024

52 597

106 249

160 955

 

Если каждое десятое мероприятие будет успешным, то уровень рождаемости будет увеличиваться (табл. 3.7).

Таблица 8.

Рождаемость с учетом проведения комплекса мероприятий, человек

 

При ежегодном увеличении работников на 1%

При ежегодном увеличении работников на 2%

При ежегодном увеличении работников на 3%

2022

128 320

145 402

162 759

2023

145 576

180 816

216 400

2024

163 284

216 936

271 642

 

Таким образом, целесообразно будет увеличить численность работников в сфере здравоохранения и социальной защиты с целью увеличения рождаемости и, соответственно, улучшению как демографической ситуации в стране, так и уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.

 

Список литературы:
1. Государственное регулирование уровня жизни –  [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: www.dslib.net/econom-teoria/gosudarstvennoe-regulirovanie-urovnja-zhizni-naselenija.html?ysclid=latmu3dyzy295114711 (Дата обращения 03.01.2023).
2. Государственное регулирование уровня и качества жизни – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://moodle.pac.by/moodle/pluginfile.php/53506/mod_resource/content/1/тема%205%2C25.pdf (Дата обращения 03.01.2023).
3. Рождаемость и смертность в Республике Беларусь – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: dataportal.belstat.gov.by/Indicators/Search?code=1063066# (Дата обращения 03.01.2023).
4. Численность занятых в экономике по видам экономической деятельности – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: dataportal.belstat.gov.by/Indicators/Search?code=1063066# (Дата обращения 03.01.2023).