ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов


участников



LVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Сущность демократического социального правового государства обусловливает необходимость проведения сильной социальной политики и использования действенного механизма ее реализации в целях более полного удовлетворения жизненных потребностей людей, улучшения условий и качества их жизни. Характер и направления социальной политики, а также средства и инструменты ее реализации задаются и формируются государством с учетом особенностей социальной сферы как объекта регулирования, его сложности и значимости, а также состояния развития на определенный период.
Повышение уровня благосостояния, улучшение условий жизни различных слоев населения относятся к числу важнейших долгосрочных приоритетов социально-экономического развития государства. Уровень и качество жизни являются важнейшими социальными категориями, которые позволяют оценить эффективность экономической и социальной политики, проводимой органами государственного и местного управления, и используются в качестве инструмента измерения степени достижения поставленных целей и влияния экономических реформ на уровень и качество социального развития населения [1].
В настоящее время главной целью социальной политики Республики Беларусь является повышение качества и уровня жизни, многогранное развитие человека.
Важнейшую роль в повышении уровня и качества жизни выполняет обеспечение эффективной занятости населения. Государство должно способствовать максимально возможной занятости населения. К примеру, если гражданин по независимым от него причинам не может трудоустроиться в течение длительного периода времени, то государство должно ему гарантировать, например, обучение по востребованным специальностям, которые на данный момент востребованы на рынке труда, либо повышение квалификации, либо предоставление других видов помощи [2].
Одной из самых важных проблем в Республике Беларусь – это снижение рождаемости при увеличении смертности. Необходимо проводить идеологические и консультационные мероприятия для людей в возрасте 15-38 лет с целью укрепления в сознаниях роли традиционной семьи, семейного счастья и соответственно увеличения рождаемости. Поэтому целесообразно будет увеличить количество работников в сфере здравоохранения и социальных защиты. Предполагаемый экономический эффект от этого внедрения представлен ниже.
Таблица 1.
Рождаемость в Республике Беларусь за 2017-2022 гг.
| 
 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 
| Количество родившихся, человек | 102 356 | 94 338 | 87 851 | 95 489 | 110 678 | 
Таблица 2.
Среднесписочная численность работников в сфере здравоохранения и социальных услуг в Республике Беларусь
| 
 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 
| Среднесписочная численность работников в сфере здравоохранения и социальных услуг, человек | 359 263 | 341 289 | 332 587 | 321 348 | 327 514 | 
Таблица 3.
Прогнозная среднесписочная численность работников в сфере здравоохранения и социальных услуг в Республике Беларусь
| 
 | При ежегодном увеличении на 1% | При ежегодном увеличении на 2% | При ежегодном увеличении на 3% | 
| 2022 | 330 789 | 334 064 | 337 339 | 
| 2023 | 334 097 | 340 746 | 347 460 | 
| 2024 | 337 438 | 347 561 | 357 883 | 
Таблица 4.
Новые работники в сфере здравоохранения и социальной защиты, которые будут проводить комплекс мероприятий для повышения рождаемости
| 
 | При ежегодном увеличении на 1% | При ежегодном увеличении на 2% | При ежегодном увеличении на 3% | 
| 2022 | 3 327 | 6 550 | 9 825 | 
| 2023 | 6 583 | 13 232 | 19 946 | 
| 2024 | 9 924 | 20 047 | 30 369 | 
Планируется направить новых работников в сфере здравоохранения и социальной защиты в каждый населенный пункт первичного уровня Республики Беларусь (1356).
Таблица 5.
Обеспеченность населенных пунктов специализированными работниками в сфере здравоохранения и социальной защиты
| 
 | При ежегодном увеличении на 1% | При ежегодном увеличении на 2% | При ежегодном увеличении на 3% | 
| 2022 | 2,45 | 4,83 | 7,25 | 
| 2023 | 4,85 | 9,76 | 14,71 | 
| 2024 | 7,32 | 14,79 | 22,4 | 
В итоге, при минимальном увеличении среднесписочной численности работников в сфере здравоохранения и социальной защиты, обеспеченность населенных пунктов будет от 2 работников.
Теперь необходимо рассчитать, как это внедрение повлияет на рождаемость. Для начала необходимо рассчитать количество проведенных мероприятий работниками в год.
Пусть в среднем 1 работник проводит 1 мероприятие в неделю, следовательно: 1*53=53 мероприятия в год проводит один работник. Таким образом, количество проведенных мероприятий показано ниже (табл.3.5).
Таблица 6.
Количество проведенных консультационных и идеологических мероприятий всеми работниками в год, шт
| 
 | При ежегодном увеличении работников на 1% | При ежегодном увеличении работников на 2% | При ежегодном увеличении работников на 3% | 
| 2022 | 176 331 | 347 150 | 520 725 | 
| 2023 | 348 899 | 701 296 | 1 057 138 | 
| 2024 | 525 972 | 1 062 491 | 1 609 557 | 
Однако не все проведенные мероприятия будут успешными. Пусть каждое десятое мероприятие увенчается успехом. Тогда получим следующее (табл. 3.6).
Таблица 7.
Количество успешных консультационных и идеологических мероприятий всеми работниками в год, шт
| 
 | При ежегодном увеличении работников на 1% | При ежегодном увеличении работников на 2% | При ежегодном увеличении работников на 3% | 
| 2022 | 17 633 | 34 715 | 52 072 | 
| 2023 | 34 889 | 70 129 | 105 713 | 
| 2024 | 52 597 | 106 249 | 160 955 | 
Если каждое десятое мероприятие будет успешным, то уровень рождаемости будет увеличиваться (табл. 3.7).
Таблица 8.
Рождаемость с учетом проведения комплекса мероприятий, человек
| 
 | При ежегодном увеличении работников на 1% | При ежегодном увеличении работников на 2% | При ежегодном увеличении работников на 3% | 
| 2022 | 128 320 | 145 402 | 162 759 | 
| 2023 | 145 576 | 180 816 | 216 400 | 
| 2024 | 163 284 | 216 936 | 271 642 | 
Таким образом, целесообразно будет увеличить численность работников в сфере здравоохранения и социальной защиты с целью увеличения рождаемости и, соответственно, улучшению как демографической ситуации в стране, так и уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.


