ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ
Секция: Юриспруденция
LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НИХ
Глава 8 действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет виды ответственности за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Ряд нормативных актов предусматривает конкретные наказания за экологические правонарушения. Административная ответственность основывается на наличии в деянии элементов экологического проступка, вины субъекта (физического или юридического лица) и наличии правовых норм, устанавливающих запреты и содержащих санкции за нарушения.
Административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом, содержащим перечень составов экологических правонарушений и описание процедуры привлечения нарушителей к административной ответственности. Так, перечень административных правонарушений, частично совпадающих с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а частично выходящих за рамки этих законов, содержится, в частности, в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии" (статьи 61 и 62).
В отличие от дисциплинарной ответственности, административная ответственность имеет надведомственный характер, так как рассматривается не администрацией предприятия, а судами, учреждениями, должностными лицами, комиссиями, специально уполномоченными лицами по делам об административных правонарушениях (ст. 23.1-23.61 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
Представляется желательным сузить круг государственных органов, налагающих административные взыскания, и предоставить право налагать штрафы специально уполномоченным органам. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, рассматривают суды (мировые судьи), комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, организации, подразделения и территориальные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, дела об административных правонарушениях рассматриваются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды при исполнении ими служебных обязанностей в пределах установленной законом компетенции. Административная ответственность в сфере природопользования имеет ряд специфических особенностей.
1) Ответственность может возникнуть только в контексте конкретного нарушения закона, которое определяется как административное правонарушение.
2) субъектом ответственности по нему может быть любое (как юридическое, так и физическое) лицо, подлежащее ответственности по закону за административное правонарушение; см.: Приложение 2 к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, глава 8". [1] Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов".
3) ответственность применяется в соответствии с компетенцией специально уполномоченного органа или должностного лица.
4) Ответственность применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протокол о нарушении, рассмотрение дела и т.д.).
5) Ответственность применяется только к наказаниям, предусмотренным законом (ст. 3.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
6) Освобождение от наказания возможно в случаях, когда правонарушение не является тяжким (ст. 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).
7) Предусмотрено разграничение ответственности должностных лиц.
Наложение штрафов за данные правонарушения относится к компетенции специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды в Российской Федерации, а также технической инспекции труда профсоюзов.
Решение о взыскании штрафа может быть обжаловано в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде. Наложение штрафа не освобождает ответственное лицо от обязанности выплатить компенсацию за причиненный ущерб. Сумма взимаемого штрафа перечисляется на специальный счет в Национальном фонде окружающей среды.
Административное задержание допускается на срок не более 15 суток. Статистика говорит сама за себя: ежегодно миллионы нарушителей привлекаются к административной ответственности в области охраны окружающей среды.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации вправе принимать законы, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства, иных правил пользования животным миром, решений по борьбе со стихийными бедствиями и эпидемиями, правил карантина животных, ветеринарных правил.