Статья:

ПРАВОВАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ САНКЦИЙ СТРАН КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Молькова К.Д. ПРАВОВАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ САНКЦИЙ СТРАН КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(70).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ САНКЦИЙ СТРАН КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАПАДА

Молькова Ксения Дмитриевна
студент Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Нижний Новгород
Терехов Андрей Михайлович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Российский государственный университет правосудия, РФ, г. Нижний Новгород

 

В международном праве под санкциями понимаются принудительные меры, применяемые в случае отказа субъекта международного права выполнять свои международно-правовые обязательства. Принятие международных санкций предусмотрено статьей 41 Устава ООН [1].

Изначально санкции рассматривались как мера принуждения со стороны уполномоченных международным сообществом органов по отношению к определенным государствам, нарушающим нормы международного права. Однако впоследствии практика применения санкций существенно расширилась, и этот инструмент был принят на вооружение другими, несанкционированными субъектами. Наравне с международными санкциями стали появляться односторонние принудительные меры. Так в современных международных отношениях выделяют две группы мер принуждения в зависимости от предмета применения, которые Ю.Н. Жданов квалифицирует как контрмеры (горизонтальные меры), применяемые государствами, так и санкции (вертикальные меры), устанавливаемые международными организациями.

В настоящее время существует три вида санкций ЕС против России.

Первый — это индивидуальные санкции против конкретных граждан и организаций, виновных, по мнению Евросоюза, в нарушении суверенитета и территориальной целостности Украины. Первый пакет индивидуальных санкций был принят 17 марта 2014 года.

Второй — ограничительные меры против Крыма и Севастополя, которые были приняты 23 июня 2014 года в ответ на присоединение и вхождение полуострова в состав России.

Третий — антироссийские экономические санкции, введенные 31 июля 2014 года после крушения малайзийского «Боинга».

После признания Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР) и начала военных действий Российской Федерации на территории Украины Европейский Союз преумножил антироссийские экономические санкции. Как итог,  помимо действующих экономических ограничительных мер, принято семь пакетов санкций (по состоянию на август 2022 г.), предусматривающих существенные ограничения в сфере транспорта, торговли, визовой политики, банковской деятельности, энергетики.

Стоит отметить, что принятые в 2022 году ограничительные меры не являются самостоятельными санкциями - лишь частью экономических антироссийских санкций, которые были приняты в июле 2014 года.

Формально санкции ЕС являются предупредительными, не влекущие наказание. Ограничительные же меры против России были приняты с нарушением данного положения, то есть санкции были введены не как предупредительная мера, а как наказание за политическую деятельность России [2].

Изначально Евросоюз придерживался идеи адресных санкций , смысл которых заключался в том, что наибольший эффект санкций должен был быть направлен на лиц, принимающих решения, при этом санкции должны минимально затрагивать население страны. Несмотря на это применение новой волны санкций против России в 2022 году в связи с началом специальной военной операции на территории Украины свидетельствует об отходе Евросоюза от идеи адресных санкций. Новые ограничительные меры, принятые в 2022 году, носят неизбирательный характер, так как направлены на причинение максимального ущерба России, а вместе с ней и всему ее населению.

Главным вопросом санкционной политики ЕС является проблема соответствия нормам международного права. В российской научной литературе преобладает позиция, согласно которой ограничительные меры Евросоюза в отношении Российской Федерации незаконны. Тем не менее для определения законности ограничительных мер необходим анализ не санкционной политики в целом, а только конкретные меры.

По-другому складывается ситуация в экономической сфере. Европейский Союз связан с Россией двусторонними и многосторонними соглашениями и договорами, однако это не мешает странам коллективного Запада применять санкции, противоречащие международному праву.

Не существует международно-правового акта, который уполномочивал бы Евросоюз признавать другое государство виновным в нарушении международного права и применять к такому государству меры ответственности.

Действующее международное право не лишает государства применения защитно-ограничительных мер экономического характера, в том числе для обеспечения своей безопасности.

Кроме того, такие меры, как замораживание активов Российской Федерации и ее физических и юридических лиц, а также их возможный последующий вывод явно противоречат основополагающим принципам современного права [3].

В рамках санкционной политики против России были заморожены значительные суммы денежных средств, а также имущество, принадлежащее Российской Федерации и частным лицам. После заморозки активов политики ЕС и Украины начали выступать с предложениями не просто заморозить активы, а принудительно их арестовать. Подобные решения противоречили положениям современного международного и национального права, а также принципу неприкосновенности частной собственности.

25 мая 2022 года Комиссия Евросоюза подготовила первый пакет законопроектов, направленных на легализацию механизма ареста имущества и денежных средств физических лиц, подпадающих под санкции. Евросоюз намерен легализовать действия, связанные с нарушением санкционного режима, и в качестве одного из видов наказаний предусмотреть ответственность в виде конфискации имущества и денежных средств.

В настоящее время компетенция уголовного права лежит на государствах-членах ЕС, но статья 83 Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС) дает странам ЕС право нормализовать уголовное право в отношении особо тяжких преступлений зарубежных стран. Комиссия подготовила проект решения Совета, предусматривающий включение нарушений санкционного режима ЕС в число наиболее тяжких видов преступлений зарубежных стран. Одновременно с этим Комиссия подготовила проект положения о конфискации , который определяет механизм розыска, идентификации, конфискации и управления имуществом в уголовном судопроизводстве. 

Формально механизм привлечения к уголовной ответственности за нарушение ограничительных мер и конфискации имущества в качестве уголовного наказания соответствует существующей практике. Однако этот механизм выступает как легализация незаконного захвата частной собственности, так как условием наступления уголовной ответственности является вина заинтересованного лица.

Физические лица приобретают недвижимость в Евросоюзе в рамках действующего национального законодательства и используют ее, не нарушая местные законы. При отсутствии виновных действий с их стороны, Европейский Союз налагает ограничения на это имущество, исключающие возможность его использования. В случае попытки реализации прав собственника в отношении собственного имущества такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, а имущество конфисковано.

Ограничительные меры Евросоюза действуют как санкции, так как являются средством наказания. Однако с юридической точки зрения они таковыми не являются, поскольку представляют собой односторонние ограничительные меры, принимаемые в соответствии с внутренним законодательством Европейского Союза[4].

Несмотря на то, что нормы международного права не исключают возможности применения мер экономического характера к другим странам  по причине безопасности, ограничительные меры Евросоюза в отношении Российской Федерации не могут быть квалифицированы как полностью соответствующие обеим сторонам.

Независимо от характера действий РФ в пределах специальной военной операции на территории Украины, большинство антироссийских экономических санкций ЕС не соответствуют международному праву и являются безрассудными и неэффективными. Применение санкционных мер в действующем виде вместе с активными поставками вооружений до и после начала боевых действий оказалось наименее эффективным средством обеспечения мира.

 

Список литературы:
1. Добрынина Л.Ю., Губарева А.В. — Правовое обоснование ответных мер Российской Федерации на экономические санкции США, ЕС и их союзников [Электронный ресурс] // Национальная безопасность / nota bene. – 2020. – № 1. DOI: 10.7256/2454-0668.2020.1.30252 URL: https: // nbpublish.com/library_read_article.php?id=30252 / (дата обращения: 28.11.2023).
2. Зеленова А.А., Терехов А.М. К вопросу о законности санкционной политики США в отношении России с точки зрения норм международного права // В сборнике: Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор В.Ю. Стромов. 2019. С. 179-183.
3. "Раздел I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии. 1. Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) [Электронный ресурс]  - URL: https: // www. consultant.ru /document/cons_doc_LAW_121087 / (дата обращения: 28.11.2023).
4. Шитова Татьяна Викторовна, Лешко Анастасия Ильинична, Чебакова Виктория Игоревна Юридическая природа международных санкций [Электронный ресурс] // Эпоха науки. 2018. №16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-priroda-mezhdunarodnyh-sanktsiy (дата обращения: 30.11.2023).