Статья:

КИНЕМАТОГРАФ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Сташенко М.В., Пантюхина А.С. КИНЕМАТОГРАФ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(70).pdf (дата обращения: 16.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КИНЕМАТОГРАФ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Сташенко Мария Владимировна
студент, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород
Пантюхина Алина Сергеевна
студент, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород
Благорожева Жанна Олеговна
научный руководитель, ассистент кафедры социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород

 

CINEMA AS A REFLECTION OF PUBLIC OPINION

 

Alina Pantyukhina

Student, Belgorod State University, Russia, Belgorod

Maria Stashenko

Student, Belgorod State University, Russia, Belgorod

Zhanna Blagorozheva

Scientific supervisor, Assistant of the Department of Sociology and Organization of Work with Youth, Belgorod State University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В статье рассматривается такой вид современного искусства, как кинематограф. Проблема, рассматриваемая в исследовании, заключается в противоречии между недостаточностью социологических исследований и необходимостью наличия знаний о том, как кинематограф влияет на общественное мнение. Объектом исследования выступила студенческая молодежь НИУ «БелГУ». Предмет исследования: отношение студенческой молодежи к кино и оценка влияния произведений кинематографа на мнение молодежи. Исследование проводилось на основе метода анкетирования при помощи сервиса «Google Формы» (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.). Цель исследования, проанализировать роль кинематографа в отражении и формировании общественного мнения.

Abstract. The article examines such a type of modern art as cinema. The problem considered in the study is the contradiction between the insufficiency of sociological research and the need for knowledge about how cinema affects public opinion. The object of the study was the student youth of the National Research University "BelSU". The subject of the study is the attitude of students to cinema and the assessment of the influence of cinematography on the opinion of young people. The study was conducted on the basis of the questionnaire method using the Google Forms service (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.). The purpose of the study is to analyze the role of cinema in reflecting and shaping public opinion.

 

Ключевые слова: кинематограф, влияние, молодежь, общественное мнение, выбор, манипулирование.

Keywords: cinema, influence, youth, public opinion, choice, manipulation.

 

Кинематограф с самого своего зарождения играл и продолжает играть важную роль в отражении общественного мнения. Кино как искусство представляет собой особую форму выражения и коммуникации, способную оказывать значительное влияние на восприятие и мнение зрителей.

Кинематограф является своего рода зеркалом общества, отражая его ценности, проблемы, тенденции и изменения. Фильмы отражают социальные, политические, экономические и культурные аспекты общества, в частности, способствуют анализу и осмыслению широкого круга тем, таких как неравенство, расовые и этнические вопросы, гендерные вопросы, влияние власти, социальные движения и протесты и т.д.

Кино, как средство массовой коммуникации, обладает огромной силой формирования общественных представлений и установок. Фильмы могут не только воздействовать на эмоциональное состояние зрителя, но и вызывать обсуждения и рефлексию по поводу важных социально-политических вопросов. Кроме того, кино может служить инструментом пропаганды, формируя определенные социальные и политические убеждения. Фильмы и телепрограммы могут влиять на все, вплоть до выбора профессии, так об это свидетельствуют данные исследования от ТАСС: «Наибольшее число россиян, которые выбрали профессию по фильмам, живёт в Санкт-Петербурге (95%) и Москве (86%). Причём большинство (57%) опрошенных заявили, что описание профессии в кино более или менее соответствует действительности» [4].

В современном обществе кинематограф играет особенно важную роль в контексте глобализации. Фильмы из различных стран и культур приобретают все большую популярность и влияют на формирование общих мировоззрений и ценностей. Кроме того, с развитием интернета и цифровых технологий кино становится все более доступным для зрителей из разных стран, что усиливает его роль как отражателя и форматора общественного мнения.

Киноискусство как система влияния на общественное мнение прослеживается в трудах многих исследователей. Например, М.С. Мкртычева в своем труде «Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы» анализирует взаимосвязь кино и общества, а также раскрывает феномен популярности фантастического кино [3].

В статье В.Д. Кракашовой «Влияние кинематографа на сознание студенческой молодежи» представлены результаты анкетного опроса студентов Кубанского государственного университета в возрасте от 17 до 24 лет в 2020 году для исследования манипулятивных технологий кинематографа в управлении сознанием молодежи [2].

В книге С.А. Зелинского «Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание» анализируются тексты, синтезируются данные исследований и систематизируются большие объемы информации из разных областей знаний, раскрывая многоплановую картину манипуляции сознанием индивида и любой массы людей с помощью средств массовой информации, к которых в том числе относится и кинематограф [1].

В связи с этим, актуальность анализа влияния кинематографии на общество заключается в необходимости понимания того, какие фильмы и телепрограммы создают определенное воздействие на зрителей, в частности молодежь, а также в выявлении возможных негативных последствий такого воздействия. Для общества важно осознавать, что кинематография несет определенную ответственность за свое влияние на мировоззрение и ценности людей, и потому анализ этого влияния является важным инструментом для создания качественных и социально ответственных фильмов.

Для рассмотрения выраженности влияния кинематографа на молодежь было проведено пилотажное исследование с период с 20–25 декабря 2023 года. Объектом исследования является студенческая молодежь НИУ БелГУ.

В начале анкеты респондентам были представлены общие вопросы об их заинтересованности кино. Так, 90,2 % респондентов интересуются киноиндустрией, при этом 63,6% часто просматривают фильмы, что свидетельствует об актуальности исследования и распространенности такого типа досуга, как просмотр кино среди молодежи.

Студенческая молодежь предпочитает разнообразные жанры. Так, выбор при просмотре падает у 63,6% опрошенных на комедии и 63,6%– триллеры, не меньшей популярностью пользуются детективы – 45,5 % и мелодрамы – 36,4%.

В качестве гипотезы к исследованию было представлено утверждение о том, что студенческая молодежь предпочитает зарубежное кино и высоко оценивает его, в отличие от отечественного кино, посредством анализа результатом опроса можно утверждать о подтверждении выдвинутой гипотезы, так как 90,9% респондентов выбрали зарубежное кино, при этом отечественное кино оценивается третью респондентов на 3 балла, что говорит о сформированном выборе в качестве страны производства фильмов молодежью зарубежной (см. Рис.1.)

 

Распределение вариантов ответа на вопрос: «Оцените по шкале от 1 до 5 качество современного кино(1-низкое,5-высокое)»

 

Как показывают результаты опроса, в качестве стратегий выбора фильма для просмотра превалирует у 45,5% респондентов случайный выбор, при этом неоднозначным для выбора стали у 27,3 % респондентов отзывы, как вариант при выборе кино, из чего можно сделать вывод о распространенной стихийной форме подбора фильмов для просмотра, а не тщательном поиске и отборе по определенным критериям.

В качестве неких маркеров, по которым молодежь оценивает кино, как привлекательное и является наиболее популярными  у 81,8% опрошенных – игра актёров, 72,7% – сценарий, а также у 45,5% – работа режиссёра, что может свидетельствовать о высоком уровне включения в кино повестку респондентов, поскольку выбираются критерии, которые рассматривают внутренне содержание фильмов.

При этом следующий вопрос показывает, что целью просмотра фильмов у респондентов является, в большинстве своем (72,7%), возможность получения эмоций от просмотра, что может означать в некоторой степени уход от реальности и замена эмоциональной «опоры» экранной картинкой. Несмотря на это, 63,6% молодых людей считают кино просто способом провождения свободного времени и получения внутреннего удовлетворения.

Заданный респондентам прямой вопрос о влияние кино на молодежь показал, что 63,6% респондентов замечают это влияние. При этом, они считают, что это влияние бывает как положительное, так и отрицательное. В качестве отрицательного влияния от кино 45,5% опрошенных указывают склонность к формированию инфантильной личности, которая заботится о развлечениях, и такой же процент респондентов выбрали «уход от реальности», а 36,4% –склонность к насилию.

Благоприятные последствия при просмотре фильмов респонденты отмечают в развитии критического мышления и улучшении психологического состояния (54,5%), а 45,5% респондентов – в повышении информированности об окружающем мире.

Персонифицированное влияние от просмотра фильмов отмечают 72,7% респондентов, что говорит о подверженности отдельной личности влиянию киноиндустрии.

В качестве результатов от просмотра кино, которые воздействуют на личность, были представлены следующие: мысли, которые пытается донести режиссёр (63,6% опрошенных), 36,4% респондентов отмечают реалистичность событий, а 27,3% – идеал красоты и основностью на реальных событиях.

Студенческая молодежь на вопрос о манипулировании мнением посредством кино считает, что воздействию привержены люди, которые весьма восприимчивы в целом.

Проведённое исследование показывает высокую степени информированности студенческой молодежи о существующем влиянии и положительных, и отрицательных аспектов кинематографа.

Таким образом, кино на современном этапе развития общества оказывает огромное влияние на молодежь. Важно учитывать этот фактор и критически анализировать выбранные для просмотра фильмы. Представленные гипотезы к исследованию подтверждаются посредством проведенного опроса, так: Студенческая молодежь в значительной мере подвержена положительному влиянию от просмотра кинематографии и предпочитает зарубежное кино, при этом считая, что у зарубежных фильмов лучше качество, а также выявлено, что кинематограф может способствовать как эмоциональной разгрузке личности, так и формированию деструктивных паттернов в поведении.

 

Список литературы:
1. Зелинский С. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды–как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс. – Litres, 2022.
2. Кракашова В. Д. Влияние кинематографа на сознание студенческой молодежи //Проблемы науки. – 2020. – №. 11 (59). – С. 104-106.
3. Мкртычева М. С. Кино как предмет социологического изучения: возможности и перспективы //Теория и практика общественного развития. – 2012. – №. 12. – С. 113-118.
4. Опрос показал, что фильмы повлияли на выбор профессии почти трети россиян // synergytimes.ru URL: https://synergytimes.ru/be-aware/opros-pokazal-chto-filmy-povliyali-na-vybor-professii-pochti-treti-rossiyan (дата обращения: 23.12.2023).