Статья:

ГЕНИЙ, КАК СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Философия

Выходные данные
Савостьянов Д.А. ГЕНИЙ, КАК СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(73). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(73).pdf (дата обращения: 18.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕНИЙ, КАК СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Савостьянов Даниил Александрович
студент, Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, РФ, г. Санкт-Петербург

 

GENIUS AS THE ESSENCE OF HUMAN

 

Daniel Savostyanov

Student, Northwerstern branch Russian State University of Justice, Russia, Saint-Petersbourg

 

Аннотация. В предлагаемой статье автор анализирует вопросы, связанные с познавательской деятельностью Человека, его мыслимыми образами, как они отображаются в творческой деятельности, а так же, насколько творческое мышление Гения отличается от мышления обычного человека. Анализ сопровождается философскими формулами с пояснениями и философскими задачами.

Abstract. In this article, the author analyzes issues related to the cognitive activity of Man, his mental images, how they are reflected in creative activity, as well as how the creative thinking of a Genius differs from the thinking of an ordinary person. The analysis is accompanied by philosophical formulas with explanations and philosophical tasks.

 

Ключевые слова: человек универсальный, гений, разум, мозг, наука, мораль, творение.

Keywords: homo universalis, genius, mind, brain, science, moral, create.

 

§1. Предуведомление. Форма изложения.

Представленная работа сильно отличается по форме написания от предыдущих работ автора: «Философии, как основы научного знания» («Студенческий: научный журнал», № 34 (246). Часть 3. 2023) и «Этики человеческого смысла» («Universum: общественные науки», 11 (102), 2023). Несмотря на то, что настоящая статья продолжает прибегать к философским формулам для анализа, автор стремился сделать изложение максимально комплексным и рациональным; для этого в §2 идёт общий перечень определений, к которым мы будем апеллировать, в §3 – тезисы. На основе определений и тезисов мы далее будем выстраивать в §4 анализ в форме решения философских задач, каждая из которых будет посвящена своей категории. Размышления в §5-8 будут зависеть от результатов решения задач, нами рассмотренных.

§2. Определения

1. Гений, или, как мы ещё его можем назвать, Человек Универсальный (Homo Universalis), всесторонний гений – это есть высшая стадия развития человеческого сознания, на которой его разум в полной мере реализуется, раскрывается [3, с. 241], осуществляет свои интеллектуальные способности в трёх сферах разума: в знании, осознании и познании.

2. Сферы разума – это его составные части, образующие, дополняющие и определяющие его.

2.1. Знание – это сфера разума, заключающая в себе информацию, доступную человеку для восприятия; оно заключает в себе три фактора знания – искусство, философию и науку.

2.1.1. Искусство – это система деятельности, ценностей и знаний, направленная на создание произведений творчества, т. е. практического, материального продукта восприятия разумом окружающих процессов и явлений. [2, с. 222]

2.1.2. Философия – это система ценностей и знаний, ориентированная на изучение мира во всём его многообразии, а так же создании целостного мировоззрения или комплекса таких мировоззрений, которые могли бы объяснить сущность Человека и его взаимосвязь со Вселенной, причину тех или иных процессов и явлений – и разумную реакцию Человека на их происхождение. [2, с. 726]

2.1.3. Наука – это система знаний и методов, направленная на изучение окружающего мира, получение новой информации и её упорядочивание через гипотезу, исследование и открытие. [1, с. 236]

2.2. Осознание – это сфера разума, заключающая в себе понимание, восприятие человеком себя как индивида (он осознаёт своё «Я»), цели и смысла своего существования.

2.2.1. Смысл – это фактор осознания, обозначающий необходимость существования объекта или явления во Вселенной; здесь: осознание необходимости существования Человека, как биологического вида (Смысл жизни Человека).

2.2.2. Цель – это фактор осознания, обозначающий необходимость существования конкретного, отдельно взятого явления – человека, как индивида, необходимость его жизни (единичной);

(*) Примечание к опр. 2.2.2.: Если мы можем обозначить смысл неодушевлённого материального объекта, например, золота, то.

2.2.3. Идея – это фактор осознания, определяющий мировоззрение индивида или группы существ, исходя из цели существования.

2.3. Познание (мышление) – это сфера разума, которая характеризует собой обработку информации как об окружающем мире, так и о самом носителе этого мышления;

2.3.1. Объективное познание – это фактор познания, базирующееся на обработке информации через её анализ, синтез, абстракцию и иные логические операции.

2.3.2. Субъективное познание – это фактор познания, базирующийся не на обработке информации (как О. п.), а на эмоциональном переживании через восприятия и образы.

2.3.2.1. Восприятие – это реакция организма на внешнее раздражение, которая сопровождается дальнейшим переживанием и осмыслением пережитого; отражается в образах.

2.3.2.2. Образ – это способность разума мысленно представлять явления природы. Это конечная стадия восприятия и первопричина творчества.

§3. Тезисы

I. Человеческий разум многогранен.

II. Деятельность есть реализация потенциала.

III. Широта деятельности зависит от широты потенциала.

IV. Разум есть потенциал деятельности.

V. Один процесс или объект может быть как реализацией предыдущего, так и потенциалом следующего.

VI. Смысл явления постигается из реализации его сущности.

VII. Смысл явления в его реализации.

VIII. Реализация есть поступательное развитие.

IX. Смысл Человека – в реализации разума.

§4. Теоремы и задачи

А) Задачи первой категории

Об общих способностях разума

А-1) Условие: Почему мы говорим, что разум многогранен?

Ответ: Это следует из опр. 1, 2 и описания сфер разума (опр. 2.1., 2.2., 2.3. и 2.4.);

А-2) Условие:  Каждый человек от рождения имеет возможность к разумной деятельности.

Ответ: Это следует из тез. №II; в данном случае потенциалом для разумной деятельности выступает как головной мозг (активнее всего развивающийся в первые месяцы и годы жизни), так и окружающая среда, которая как раз этот мозг и стимулирует работать в рамках разумной среды – общества;

Иначе говоря, допустим, что объект α обладает разумом, а объект β – нет; =>

(*) Пояснение к уравнениям: Объект-α вступает во взаимодействие  с окружающим бытием, задающем определённые параметры реализации объекта [р] (в нашем случае, параметром выступает общество, т. е. сознательное, разумное внешнее бытие – esse rations), объект сам по себе неопределён – он может развиваться в параметрах этой среды, и тогда потенциал, изучаемый нами, развивается, но попадая в среду, этот параметр отвергающую [×], потенциал развиваться, не может – и он остаётся заблокированным.

В уравнении-2 объект-β изначально не восприимчив [×] в сознательном параметре; т. е. независимо от того, существует ли он в разумной среде или нет – его сущность останется неизменной; это правило относится ко всем неразумным живым существам и объектам неживой материи.

А-3) Условие: Чем существование отличается от реализации?

Ответ: Реализация есть поступательное развитие (см. тез. VIII в §2), т. е. реализация есть неотъемлемая часть существования. Иначе говоря, реализация выражается именно в качественных изменениях на фоне количественных; реализацию в долгосрочной перспективе мы можем назвать эволюцией.

А-4) Почему разум является потенциалом творчества?

Ответ: Это условие изложено в тез. №II (§2), а так же из тех утверждений, что наш разум опирается на такие свои элементы, как образ (2.3.2.2.), восприятие (2.3.2.1.), выраженные в субъективном познании (2.3.2.); а так же идея (2.2.3.) и навык.

Наличие идеи, образа и восприятия – и возможность их выражения через изученный навык – есть уже потенциальная реализация творческих способностей.

В) Задачи второй категории

О чувствах

В-1) Условие: Что есть чувство?

Ответ: Чувство – это психофизиологическая реакция организма, вызванная как на конкретное явление в природе, так и на общий его вид. В нашем случае, чувство – эквивалент восприятия (2.3.2.1).

(*) Дополнение к ответу задачи В-1: Чувство есть причина образа к этому явлению.

В-2) Условие: Может ли сильное чувство стать мотивацией к активности?

Ответ: Да, это следует из тезиса №III (§2).

В-3) Условие: Может ли чувство мотивировать к творчеству?

Ответ: Да, это следует из определений восприятия (2.3.2.1), образа (2.3.2.2) и творчества из задач первой категории (см. Задачи «А», §3).

В-4) Условие: Чем ярче и сильнее чувство, тем продуктивнее будет реализовываться разум.

Ответ: Это следует из ответов на условия задач В-2 и В-3.

(*) Дополнение к ответу задачи В-4: Выполнение этого условия возможно только в том случае, если человек склонен к творческой деятельности и его образ (2.3.2.2) в большей степени настроен на творческую работу.

С) Задачи третьей категории

Об образах

С-1) Условие: Образ связан с творческой деятельностью так же, как с ним связано чувство.

Ответ: Об этом нам гласят определения образа (2.3.2.2) и восприятия (2.3.2.1).

С-2) Условия: Чем ярче образ, тем ярче его воплощение в творчестве.

Ответ: Это нам сообщают определение образа (2.3.2.2) и ответ к задаче В-4.

(*) Дополнительное примечание:

Иначе говоря, зависимость творчества от образа, а образа – от восприятия, можно выразить графиком функции в трёхмерном представлении:

R(x, y, z)

где в этом трёхмерном R пространстве

x – ось восприятия

y – ось образа

z – ось творческой деятельности.

Сам график функции будет описываться как

z=(x, y)

При заданном значении

x [1; 10]

y [1; 10]

z [1; 10]

Обозначенную нами область, определённую x, y, z – мы назовём потенциалом Разума, его границей, которая динамично развивается и способна либо расширяться далее (выше по уровню), либо опускаться.

Рисунок 1. Уровень потенциала Разума (плотно заштрихованная область) и масштаб реализованного Разума (оставшаяся полная часть фигуры).

 

Судить по потенциалу Разума возможно, опираясь на весь опыт его реализации и протекающие в настоящий момент глубина и скорость реакций процессов восприятия, образа и творения.

§5. Этика образов

1. Таким образом, мы признаём, что, имея склонность к творческой деятельности, человек, переживающий сильные чувства, эмоции – и за счёт этого представляющий в своём сознании яркие образы – активнее углубляется в интеллектуальную работу. Высшая степень восприятия, переходящая в качественно новый образ – это вдохновение. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» – писал Пушкин [1, с. 46]. Для деятелей искусства высшей степенью образного мышления является вдохновение, для деятелей науки – озарение.

2. Следовательно, такие чувства как любовь, ненависть – являются сильными стимуляторами для всякой активности. Ведь во многом чувства – это сильная гормональная реакция организма на явления природы, сигнал о производстве которой отдаёт гипофиз; психическая реакция, восприятие стимулируют гипофиз, он стимулирует организм через гормоны – и подводит его к чувственному ощущению, которое создаёт в долгосрочной перспективе образ.

3. Если мы провозглашаем реализацию разума прогрессивным действием, то и максимальное чувственное восприятие мы должны признавать прогрессивным средством для главной цели – реализации творческих способностей.

4. Здесь мы и ставим главный вопрос: можно ли управлять своими чувствами или чувствами другого человека для максимального раскрытия потенциала разума?

5. Мы выходим в своих рассуждениях к проблеме взаимосвязи творчества и межличностных отношений, прогресса и морали; что для нас первично, что главенствует?

Вопрос этот, однако, противоречив и не точен сам уже в своём условии: в разные эпизоды времени чувства и необходимость их разумного проявления (мораль) бывают как прогрессивными (создание новых произведений), так и регрессивными (отрицание значимости того же произведения).

Когда мы заявляем, что чувства – при умении их реализовывать в творчестве – могут стимулировать это творчество, это воздействие чувств прогрессивное. Когда чувства помогут криминалисту понять мотивы преступника, «вжиться в его роль» – мы говорим о прогрессивном характере чувств.

Но когда чувства человека отказываются признавать этот прогрессивный характер, когда само восприятие считается выше реакции, когда сохранность целостности восприятия стоит выше конечного творческого продукта – тогда мы говорим о регрессивном характере, быть может, тех же чувств. Весь вопрос здесь стоит в осознании.

6. Никогда чувства нельзя ставить выше разумного осознания. Чувства есть неотъемлемая часть нашего сознания, но их преобладание над разумным осознанием может привести и к самой мысли об отказе чувствительной стимуляции разума, если это может вызвать «вредные» последствия для человека.

§6. О многогранности природы

1. Вопрос многогранности явлений природы решён лингвистикой. В латинском языке слово «Вселенная» переводится как «Universum». Отсюда и английское «Universe», французское «l’Univers», испанское «Universo»; даже в немецкий язык это слово перешло без изменений – «Universum» – и имеет значение наравне с «der Welt» (Земля, мир, земная сфера) и «das Weltall» (Вселенная, мироздание). Соответственно, мы можем сказать, что наша Вселенная есть универсальность, и все явления, ею порождённые и её дополняющие – универсальны и многогранны.

2. Потому и Человек – универсален.

§7. Мораль Универсального Человека

1. Человек будущего – это Человек гуманный (Homo humanis).

2. Сама наша установка «Homo humanis» – это формула осознания Человеком своей сущности. Гуманный Человек (дословный перевод – «Человек человечества» или «человечный Человек») – это та стадия, на которой разумность (sapience) становится гуманностью – т. е. она направлена на развитие человечества и природы вокруг него.

3. Мораль – те правила, что устанавливают между людьми правила общения и взаимодействия; сущность морали – соответствовать прогрессу и развитию.

§8. Проблема добра и прогресса

1. Мораль провозглашает такую форму взаимоотношений между людьми, чтобы они приносили пользу всем сторонам взаимоотношений; это комплекс норм, которые призваны упорядочить отношения между людьми.

2. Наша мораль оценивается такими категориями как «зло» и «добро»; мораль же должна оцениваться категориями «прогресс» и «регресс».

3. Прогрессивное действо – это такое действие, которое своей сущностью приводит к качественно полезным изменениям; эти изменения можно обосновать итоговой более сложной структурой (мышления); увеличенной производительностью разума в его творческом потенциале, образах; в процессе самого творчества – количестве новых созданных продуктов и их качества.

§ Заключительный

1. Подводя заключительную черту под нашим трудом, мы ставили себе за цель изучить те силы природы, что возбуждают струны разума Гения, порождая, подобно звукам – его мысли. Что есть Гений и его разум?

(а) Гений – носитель разума, реализующий его в прямом созидательном труде посредством творческих открытий.

(b) Разум – свойство материи изменяться и быть изменённой посредством представления, выражающегося в мышлении, творчестве, эмоциональном восприятии и воображении (формировании образов).

2. Схолий: Мы пришли к выводу, что больший Гений приводит к большему творческому изменению среды, формируясь большим восприятием, большими эмоциями, большей скоростью нейронных связей.

{R}↔[es]   (α)

{R}++[es]   (β)

Формула (α) – взаимодействие относительного разума с природой.

Формула (β) – взаимодействие относительного гениального разума с природой.

{R} – относительный разум;

{R}+ – относительный гениальный разум (разум прибавленный и прибавляющий);

[es] – природа, бытие (esse);

↔ - взаимодействие;

+ - взаимодействие (одна из сторон – Гений).

3. В заключении стоит отметить, что на измерении гениальности может влиять не только скорость нейронных связей, но и их количество: при среднем значении в 850 млрд нейронов [4] в головном мозге, 1 нейрон может иметь от 1000 до 30000 нейронных связей, что напрямую влияет и на когнитивные способности, и на принципы мышления. Способности при таком общем количестве нейронов разнятся, поскольку 850.000.000.000.000 нейронных связей и 8.500.000.000.000.000 связей отличаются более чем в 10 раз. Эволюция нервной системы (выраженной в конкретно-наглядного мышления (первая сигнальная система) и в абстрактном мышлении (вторая сигнальная система) по мнению И. П. Павлова) сводилась поэтапно к прогрессивному развитию мозга, которое стимулировалось усложнением нервных функций [5, с. 487].

4. Для философии и биологической науки актуальной задачей будет являться изучение природы Разума и Гения, прибегая к различным математическим и логическим моделям, чтобы не только комплексно рассмотреть саму структуру, саму суть естества Человека, но и рассчитать дальнейший вектор человеческой эволюции.

 

Список литературы: 
1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 445 с. 
2. Философский энциклопедическиы словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с. 
3. Кант, Иммануил. Антропология с прагматической точки зрения / Иммануил Кант ; [перевод с немецкого Н. Соколова]. – Москва : Издательство АСТ, 2023. – 384 с. – (Эксклюзивная классика).
4. https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.1201895109 (дата обращения: 15.02.2024).
5. Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. – 10-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Гиппократ, 1997. – 704 с., ил.