Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ

Конференция: LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Авдеева А. ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(73). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(73).pdf (дата обращения: 18.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РФ

Авдеева А.А.
студент, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В статье рассматривается принцип работы риск-ориентированного подхода, его преимущества и возможности оптимизации работы таможенных органов.

 

Ключевые слова: таможенные органы, валютный контроль, валютное регулирование, валютные операции, риск-ориентированный поход.

 

Начиная с апреля 2016 г. Федеральная таможенная служба (ФТС) и другие таможенные органы Российской Федерации выполняют функции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).

Необходимо отметить, что валютный контроль является одной из важнейших сфер контрольной и административной деятельности таможенных органов РФ, помимо осуществления непосредственно таможенного контроля.

Система управления рисками является основным инструментом определения объектов и форм таможенного контроля в сфере валютного регулирования.  В основу процессов управления рисками в Федеральной таможенной службе России положена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками, основанная на оценке вероятности нарушения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства.

Целью развития риск-ориентированного подхода при проведении валютного контроля таможенными органами РФ является создание «умной», гибкой, информационно-насыщенной, самонастраивающейся системы управления рисками.

Суть риск-ориентированного подхода заключается в том, что таможенные органы фокусируют свое внимание на тех субъектах, у которых наибольший риск нарушения валютного законодательства. Это позволяет сосредоточить ресурсы на проверке подозрительных операций и предотвратить возможные нарушения.

В настоящее время субъектно-ориентированный подход представлен отраслевым и автоматизированным категорированием участников ВЭД с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России и Центрального банка Российской Федерации. [8] Распределение участников ВЭД по категориям уровня риска осуществляется ежеквартально.

При распределении участников ВЭД по категориям производится последовательный расчет значений каждого из 31-го критерия, характеризующий участников ВЭД на основе различных аспектов его деятельности, после чего на основе окончательных значений определяется итоговый уровень риска деятельности участника ВЭД - низкий, средний или высокий. [3]

Таким образом, риск-ориентированный подход при осуществлении валютного контроля таможенными органами РФ является эффективным инструментом борьбы с незаконными финансовыми операциями и способствует улучшению контроля за валютными потоками через границу. Его использование позволяет снизить риски для экономики страны и обеспечить соблюдение валютного законодательства. Категоризация участников ВЭД при реализации риск-ориентированного подхода при валютном контроле позволяет эффективно выявлять и снижать риски незаконного оборота валюты и финансовых средств. Анализируя каждую из категорий участников и сосредотачиваясь на наиболее значимых рисках, таможенные органы РФ могут улучшить контроль за валютными операциями и обеспечить соблюдение законодательства в данной области.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контро-ле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (последняя редакция)
2. Агапова А.В. Валютный контроль, осуществляемый таможенными ор-ганами Российской Федерации / А.В. Агапова, Р.Х. Кочкаров, Р.М. Аширов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №10-1 (104). – С. 6-8. 
3. Ахмедзянов Р.Р. Анализ деятельности и перспективы развития ФТС России как органа валютного контроля / Р.Р. Ахмедзянов, В.В. Зверева // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 39 (1). – С. 24-28
4. Беспалова В.В. Направления совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, как составной части экономиче-ской безопасности страны //  Инновационная наука. – 2022. - №9-2. – С. 16-20.
5. Сергеев А.В. Анализ результатов деятельности ФТС РФ как органа ва-лютного контроля / А.В. Сергеев, Е.В. Алексеева  // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. - №9 (103). – С.  179-182. 
6. Категорирование участников ВЭД при реализации риск-ориентированного подхода. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/64766/