ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЕЛЛАКТ»
Секция: Экономика
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «БЕЛЛАКТ»
Оценка конкурентоспособности продукции является ключевым аспектом успешной деятельности любой организации. В современных условиях рыночной экономики необходимо постоянно анализировать свою продукцию, качество, цену, удовлетворенность потребителей. Только таким образом можно удержаться на рынке и привлечь новых клиентов.
Оценка конкурентоспособности продукции позволяет выявить сильные и слабые стороны предоставляемых товаров и услуг организации, определить свои преимущества перед конкурентами, а также разработать стратегию для улучшения показателей. Это позволит организации быть в курсе изменяющихся требований рынка, адаптироваться к новым условиям и повышать свою эффективность.
Молочная промышленность Республики Беларусь является одной из ведущих отраслей экономики. В общем объеме пищевой промышленности производство молочной продукции составляет около 29% и в 2,5 раза превышает их потребление [1]. В Беларуси действуют 36 крупный молокоперерабатывающих организации. В их числе ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Здравушка», ОАО «Минский молочный завод №1», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», Волковысское ОАО «Беллакт» и тд.
Молокоперерабатывающая организация «Беллакт» является единственным в Беларуси производителем детского питания. Также оно экспортирует свою продукцию в страны СНГ, Китай, Саудовскую Аравию и другие. Здесь оно конкурирует с «Агуша», «ФрутоНяня», «Gerber», «Hipp» и другими.
Современное, высокотехнологичное предприятие «Беллакт» имеет широкий ассортимент продукции: для беременных и кормящих женщин, детские молочные продукты (молоко, кефир, йогурт), детские смеси, продукты прикорма (соки, пюре, каши), молоко, сливки, кефир, ряженка, сметана, творог, масло, йогурт, каши молочные. В 2023 г. была запущена линейка продуктов ТМ «Genetika»: напитки, специализированные для спортсменов и людей, ведущих активный образ жизни; положено начало производства творожных полуфабрикатов (сырники ТМ «Беллакт»), творожных глазированных десертов с пониженным содержанием жира и сахара [2].
Рисунок. Структура производственных мощностей ОАО «Беллакт» в разрезе основных групп продукции
Примечание – Источник: собственные разработки на основе [2].
Основными конкурентами ОАО «Беллакт» на внутреннем рынке являются ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Минский молочный завод №1», ОАО «Милкавита», ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», ОАО «Здравушка», ОАО «Молодечненский МК», ОАО «Молочные горки».
Проведем оценку конкурентоспособности основных видов молочной продукции (сметана, масло сливочное несоленое) относительно продукции ОАО «Савушкин продукт» бренд Брест-Литовск. Для этого сравним различные показатели качества, таких как внешний вид, цвет, консистенция, вкус и запах, цена.
Таблица 1.
Показатели конкурентоспособности сметаны
Наименования показателя |
ОАО «Беллакт» |
ОАО «Савушкин продукт» бренд Брест-Литовск |
1 |
2 |
3 |
Органолептические |
||
Внешний вид |
Однородная густая масса с глянцевой поверхностью |
Однородная густая масса с глянцевой поверхностью |
Цвет |
Белый с кремовым оттенком |
Белый с кремовым оттенком |
Консистенция |
Вязкая |
Вязкая |
Вкус и запах |
Кисломолочный без посторонних привкусов и запахов |
Кисломолочный без посторонних привкусов и запахов |
Содержание жира, % |
25 |
25 |
Экономические |
||
Цена за 380 г, руб. |
3,40 |
3,69 |
Примечание – Источник: собственные разработки на основе [2], [3]
По данным таблицы 1 видно, что по качественным параметрам сметана ОАО «Беллакт» не уступает товару производства ОАО «Савушкин продукт» бренд Брест-Литовск. По цене ОАО «Беллакт» более конкурентоспособна, так как индекс цены равен 0,92.
В таблице 2 представлены показатели конкурентоспособности масла сливочного несоленого.
Таблица 2.
Показатели конкурентоспособности масла сливочного несоленого
Наименования показателя |
ОАО «Беллакт» |
ОАО «Савушкин продукт» бренд Брест-Литовск |
1 |
2 |
3 |
Потребительские |
||
Массовая доля жира, % |
83,5 |
82,5 |
Масса нетто, г |
160 |
180 |
Срок годности |
60 |
60 |
1 |
2 |
3 |
Экономические |
||
Цена за 1 кг, руб. |
25,19 |
25,94 |
Примечание – Источник: собственные разработки на основе [2], [3]
Данный таблицы 2 показывают, что по потребительским и экономическим параметрам масло ОАО «Беллакт» превосходит ОАО «Савушкин продукт» бренд Брест-Литовск.
На основе проведенного анализа можно сделать следующий вывод, что для успешного удержания устойчивой позиции в условиях острой конкуренции ОАО «Беллакт» необходимо внедрять прогрессивные наукоемкие технологии для снижения затрат и экологической ответственности организации, продолжать расширять ассортимент продукции. Также важно использовать энергосберегающие технологии, улучшать методы управления и анализировать рыночный спрос для успешного развития организации.