Статья:

Роль налогового контроля в формировании бюджета

Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Козлова Л.Д., Ермаков Д.В. Роль налогового контроля в формировании бюджета // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(53). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(53).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль налогового контроля в формировании бюджета

Козлова Любовь Дмитриевна
магистрант, Тюменский индустриальный университет, институт сервиса и отраслевого управления ТИУ, РФ, г. Тюмень
Ермаков Дмитрий Викторович
магистрант, Тюменский индустриальный университет, институт сервиса и отраслевого управления ТИУ, РФ, г. Тюмень

 

Усовершенствование налогового контроля и эффективность деятельности налоговых органов способствует повышению налоговых доходов страны и государственного бюджета, в частности. На сегодняшний день, проблема налогового контроля, как никогда актуальна.

Налоги являются неотъемлемой частью финансовых отношений, которые связаны с формированием денежных доходов страны, требующихся для реализации соответствующих функций – социальной, экономической, правоохранительной и другое.

Реализуя экономическую функцию, государство посредством налогов контролирует воспроизводство, стимулирует или сдерживает его развитие, усиливает или ослабляет накопление капитала, увеличивает или уменьшает платежеспособный спрос населения. Таким образом, налоги имеют важную роль, в формировании бюджета страны. Одним из основных инструментов налогового контроля являются налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.

 

Таблица 1

Камеральные налоговые проверки за 2012–2016 годы

  

2012

2013

2014

2015

2016

Количество проведенных камеральных проверок

40 778

32 217

28 429

29 210

27 255

из них выявивших нарушения

3 219

2 734

2936

1 928

2 295

Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок (тыс. руб.)

30 255

33 037

45 534

35 611

30 383

Сумма уменьшенных платежей по всем видам налогов по решениям судебных органов – всего, тыс. рублей

2 866

10 744

5 944

1 338

3 589

 

Наглядно динамика количества проведенных камеральных проверок за 2012–2016 годы представлена на рисунке 1.

 

Рисунок. 1. Количество проведенных камеральных проверок за 2012–2016 годы

 

Полученные данные отражают отрицательную динамику проведения камеральных налоговых проверок. Данный факт свидетельствует об изменении экономической ситуации в стране и о том, что большинство налогоплательщиков начинают применять специальные налоговые режимы.

Таблица 2

Выездные налоговые проверки за 2012–2016 годы

  

2012

2013

2014

2015

2016

Количество проведенных выездных проверок

67

52

61

45

30

из них выявивших нарушения

52

46

50

34

21

Дополнительно начислено платежей (тыс. руб.)

70 737

71 762

45 484

86 374

133 821

 

Наглядно динамика количества проведенных выездных проверок представлена на рисунке 2.

 

Рисунок. 2. Количество проведенных выездных проверок за 2012–2016 годы

 

Выездные налоговые проверки являются более эффективными в вопросе контроля и проверки налогоплательщиков, это отражено в суммах доначислений и в количестве выявленных нарушений.

Несмотря на полученные данные, на сегодняшний день, камеральные налоговые проверки являются немаловажным фактором пополнения бюджета. Одним из самых важных направлений камеральной налоговой проверки является проверка обоснованности заявленных налогоплательщиком сумм НДС к вычету и возмещению налога из бюджета.

На основе данных МИФНС №6 по Тюменской области, можно наглядно увидеть работу налоговых органов в сфере налогового контроля.

Несмотря на положительную динамику в пользу уменьшения налоговых нарушений, на достигнутом результате не стоит останавливаться и следует в дальнейшем повышать эффективность налогового контроля.

Существуют основные мероприятия по повышению эффективности налогового контроля, которые проводятся регулярно:

- совершенствование законодательной базы проведения налогового контроля;

- совершенствование организации, форм и методов налогового контроля;

- разработка оценки эффективности работы налоговых органов.

Данные мероприятия являются обязательными и постоянными, т. к. в налоговое законодательство часто вносятся изменения и поправки, поэтому необходимо разработать усовершенствованный комплекс мероприятий, конкретно направленный на решение проблем полноты налоговых поступлений в федеральный, региональные и местные бюджеты.

Например, внести в комплект подобные мероприятия:

- ужесточение ответственности за совершение налоговых правонарушений в зависимости от тяжести совершения нарушения (увеличение сумм штрафов, привлечение к уголовной ответственности);

- в случае уклонения от ответственности, предоставлять сотрудникам налоговых органов право на закрытие банковских счетов юридического и физического лица.

Достижение положительных результатов в усовершенствовании налогового контроля возможно при создании обширной программы, которая подразумевает под собой – проведение реформ в налоговом законодательстве и программном обеспечении.

Создание эффективно функционирующей системы налогового контроля позволит выполнять возложенные на налоговые органы функции на более высоком уровне.

 

Список литературы:
1. Гализдра С.В. Налоговое администрирование. – М.: Кнорус, 2015. – 448 с.
2. Грачева Е.Ю. Налоговое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – М.: Инфра-М, 2014. – 174 с.
3. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2014.
4. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2015.