Статья:

Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кривельский М.В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России

Кривельский Михаил Валерьевич
студент, финансово-экономический факультет, бакалавриат ГБОУ ВПО МО «Технологический Университет», РФ, г. Королёв
Салманов Олег Николаевич
научный руководитель, д-р экон. наук, проф., финансово-экономический факультет, ГБОУ ВПО МО «Технологический Университет», РФ, г. Королёв

 

Выбор оптимального способа финансирования является одним из важнейших этапов инвестиционного процесса. Механизм государственно-частного партнерства позволяет решать проблему финансирования инвестиционных проектов в не всегда прибыльных, но социально значимых сферах. В статье проанализированы особенности финансирования в рамках государственно-частного партнерства.

В современных условиях хозяйствования существенно повысилась роль взаимодействия бизнеса и власти, проявляющаяся в формах государственно-частного партнерства.

Опыт, накопленный в последние годы, свидетельствует, что одним из основных механизмов ресурсной базы и мобилизации неиспользованных резервов для экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной (общественной) собственностью является государственно-частное партнерство (ГЧП).

В ряде современных исследований представлены теоретические и практические аспекты (ГЧП), дано понятие, определен предмет, проработаны проблемы взаимодействия бизнеса и власти, формы и механизмы применения государственно-частного партнерства.

По мнению Васильевой М.В., Федоровой О.В [1], партнерство государства и бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы, позволяющие повысить эффективность использования государственной собственности.

В такой системе отношений происходит объединение потенциалов и ресурсов и двух хозяйствующих субъектов. С одной стороны, государства — в форме его собственности, с другой стороны, бизнеса — в виде применения современных частнопредпринимательских методов хозяйствования, менеджмента, маркетинга, внедрения инновационных технологий, а также привлечения инвестиций.

Савон Д.Ю, Маркер Е.В. [3] считают, что государственно-частное партнерство – один из важнейших реальных механизмов снижения рисков и сроков реализации научно-технических и инновационных проектов, бюджетных целевых программ. В документах, определяющих направления государственной политики в научно-инновационной сфере, особое значение придается необходимости развития государственно-частного партнерства.

Скаринский К.О. [5], понимает государственно-частное партнерство, как конкретные проекты, реализуемые различными государственными органами и бизнесом совместно или только частными компаниями на объектах государственной и муниципальной собственности.

Однако, исследования не раскрывают в полной мере процесс развития системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России, не отмечают специфичность этого процесса, чем и обуславливается актуальность работы.

Финансирование инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства имеет свои специфические особенности:

·     определенная сфера применения – социально значимые области (ЖКХ, экология, транспорт, НИОКР, инфраструктура ит. д.);

·     высокая длительность срока реализации проектов (от 10 до 50 лет);

·     высокие риски, требующие процедур разделения и хеджирования;

·     учет концепции эффективности расходования бюджетных средств;

·     масштаб проекта.

В таблице 1 представлено распределение частных и государственных инвестиций по проектам ГЧП в РФ. Минимальный показатель потребности в инфраструктурных инвестициях в мире для удержания показателя ВВП не должен быть ниже 3,5%. В настоящее время в России из-за сложных экономических условий возник недостаток денежных средств для осуществления инфраструктурных проектов [5].

Таблица 1.

Распределение частных и государственных инвестиций по проектам ГЧП в РФ за 2015 год [1]

 

Объем инвестиций, млн. руб

Оценка доли участия в финансировании, млн руб

Кол-во проектов

Средняя стоимость проектов, млн. руб

% раскрываемости долей фин-я проекта

Всего

5284048

2661579

 

279

15939,24

25,09 %

Гос. средств

904339

Частных средств

157180

 

Доля финансирования частными и государственными средствами представлена на рисунке 1 [5].

 

Рисунок 1 Доля финансирования частными и государственными средствами проектов по ГЧП за 2015 год

 

Инвестиции в инфраструктуру составляют 3% от ВВП. Из этого следует, что важным становятся инструменты реализации государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающие вовлечение в строительство частного бизнеса.

Такая форма партнерства во множестве случаев имеет инвестиционный тип характера, который определяется, как спецификой целей, так и формами организации данного сотрудничества. Следовательно, в совокупности базовых элементов государственно-частного сотрудничества приемлемо назвать следующие [4]:

·     сторонами государственно-частного сотрудничества являются частный бизнес и государство;

·     согласование сторон закрепляется на юридической основе – официально;

·     - согласование сторон включает равноправный характер;

·     - государственно-частное сотрудничество имеет четко публично выраженную, общественную направленность;

·     - материальные затраты и риски, а также выполненные цели разделяются между сторонами в определенных пропорциях заранее.

Об конструктивности государственно-частного сотрудничества в Российской Федерации говорить сложно. Но за последний период времени многое выполнено для распространения механизма государственно-частного сотрудничества в Российской Федерации как в плане информационного характера (разработка печатных изданий, специализированных сайтов), так же на уровне конкретных мер (создание законопроектов, формирование региональных центров и авторитетных государственных структур государственно-частного партнерства). Работает совет экспертов по законодательству о государственно-частном сотрудничестве Комитета Госдумы по предпринимательству и экономической политике, который занимается разработкой правовых основ по применению механизмов государственно-частного сотрудничества в России. Созданы модельные законы о государственно-частном партнерстве для регионов; образуются региональные центры ГЧП (6 уже функционируют, в 11 субъектах они разрабатываются).

Главный довод в поддержание государственно-частного сотрудничества заключается в том, что частный и государственные секторы отмечаются своими собственными уникальными преимуществами и характеристиками. Их союз позволяет достигать лучших результатов и действовать более эффективно, то есть в тех сферах, там где преимущественно заметны рыночные провалы (невысокая норма прибыли, долгий срок реализации и переменный лаг между отдачей и инвестициями) или деструктивность государственного управления.

За последнее время области практики разнообразных форм государственно-частного сотрудничества увеличиваются, совершенствуются и сами формы сотрудничества, и их модификации. Государственные органы организуют свой управляющий вид деятельности в сфере сотрудничества с бизнесом частных компаний в 3-х главных направлениях. Во-первых, оно формирует принципы и стратегию, на которых работают отношения общества с бизнесом в целом и с общественной властью. Во-вторых, вырабатывает институциональную сферу для реализации и создания проектов для сотрудничества. В-третьих, занимается непосредственно управлением ГЧП и его организацией, разрабатывает методы и формы, конкретные механизмы.

Несмотря на это, введение ГЧП в Российской Федерации наталкивается на ряд проблем правового (отсутствие нужной нормативной базы для работы государственно-частного партнерства), экономического (неразвитость отношений на рынке) и управленческого (незначительно знакомство с принципами ГЧП государственной бюрократии и отсутствие у множества чиновников профессионально-правовой подготовки для создания подходящих контрактов в этой области) характера.

Для активного развития в России ГЧП (государственно-частного партнерства) необходимо развивать нормативно-правовую базу; систему распределения рисков и вознаграждения, которые оказались бы приемлемыми для вкладывающих в производство; развитая система посредников между частным и государственными секторами экономики; государственная координация инвестиционного процесса. Только полное вовлечение в политические процессы бизнес-структур, путем создания стимулов и взаимной заинтересованности в конечном результате, в интересах общества и государства, является перспективой для развития ГЧП.

В современной России не стоит вопрос партнерства как такового. Нужно создать заинтересованность в участии в государственных инвестиционных проектах. Сделать это непросто, так как, в своем большинстве, такие проекты рассчитаны на длительный период окупаемости и не обладают высоким процентом извлечения прибыли. Ведь это, как правило, инфраструктурные проекты, требующие достаточно больших и рискованных вложений средств. В этих случаях государство и должно предоставлять гарантии возврата денежных средств хотя бы с минимумом дохода.

На сегодняшнем этапе развития общества и государства государственно-частному партнерству в России, его развитию, мешает и высокий уровень коррупции во властных структурах. Это, как и забюрократизированность государственно-частных отношений, не может не влиять на степень доверия со стороны предпринимателей к госорганам. Например, для решения вопроса о разделе продукции предпринимателям нужно согласовать вопросы в 28 структурных подразделениях, а продолжительность согласования достигает 3-х лет.

Но, говоря о препятствиях со стороны государства нельзя не отметить и отсутствие нацеленности на социальное партнерство со стороны бизнеса. Основное требование которого – это получение преференций и «справедливое» распределение государственных дотаций. Цель же всей деятельности бизнесменов, и это можно понять – получение максимальной выгоды при минимальных затратах. Свою роль в этом играет и отсутствие значимых льгот по налогам, других законодательных норм, подталкивающих предпринимателей к ГЧП.

При условии наличия указанных обстоятельств, партнерство бизнеса и государства сможет более эффективно влиять на решение существующих проблем, и, кроме того, позволит власти качественно исполнять свои задачи, а для частных структур появятся дополнительные возможности для развития. На сегодняшний день государственно-частное партнерство является наилучшей возможностью для повышения инвестиционной привлекательности тех или иных проектов.

Сотрудничество государства и частных структур – это союз бизнеса и власти, призванный в результате совместных действий реализовывать значимые для общества проекты в самых разнообразных сферах жизни – от инновационных технологий и методов до исполнения услуг, необходимых обществу. При чем, этот альянс способен решать задачи на всех уровнях – от муниципального до международного.

 

Список литературы:
1. Васильева М.В., Федорова О.В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-finansirovaniya-investitsionnyh-proektov-v-ramkah-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii (Дата обращения: 22.11.2016).
2. Кабашкин В.А., Гребенев Д.О. Основные механизмы организации государственно-частного партнерства на региональном уровне // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. №15. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-mehanizmy-organizatsii-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-na-regionalnom-urovne (Дата обращения: 22.11.2016).
3. Савон Д.Ю, Маркер Е.В. Государственно-частное партнёрство в региональной системе финансового обеспечения экологической и социальной ответственности бизнеса // Интернет-журнал Науковедение. 2012. №4 (13). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnyorstvo-v-regionalnoy-sisteme-finansovogo-obespecheniya-ekologicheskoy-i-sotsialnoy-otvetstvennosti (Дата обращения: 22.11.2016).
4. Скаринский Константин Олегович, магистрант программы «управление развитием организаций», Сидоренко Екатерина Николаевна Проблемы формирования и реализации проектов государственно-частного партнерства в России // Символ науки. 2016. №4-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-i-realizatsii-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii-1 (Дата обращения: 22.11.2016).
5. Официальный сайт Федеральной службы статистики. Инвестиции в России. 2015 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicationc/catalog/doc_1136971099875 (Дата обращения: 22.11.2016).