Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов специалистов в области библиотечно-информационной деятельности
Секция: Экономика

XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблемы и перспективы разработки и внедрения профессиональных стандартов специалистов в области библиотечно-информационной деятельности
Статья посвящена вопросам внедрения профессиональных стандартов в области библиотечно-информационной деятельности. Раскрывается сущность понятия «профессиональные стандарты», цели и задачи их создания, алгоритм реализации профессиональных стандартов в реальных условиях на примере специалистов библиотеки. В статье рассмотрены задачи, структура и этапы внедрения профессиональных стандартов, проекты профессиональных стандартов «Руководитель организации культуры и искусства» и «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности».
Разработка и внедрение профессиональных стандартов – важное условие качественного развития российской экономики и социальной сферы. Профессиональные стандарты призваны «задать требования к квалификации каждого специалиста», а также перенастроить систему профессионального образования. Это достижимо при условии согласованной работы практикующего, научного, образовательного и управленческого сегментов профессионального сообщества над содержанием документа.
Идея разработки профессиональных стандартов различных областей экономической деятельности изначально поступила от союза Российских промышленников и предпринимателей. В конце 1990 – начале 2000-х годов Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» были разработаны профессиональные стандарты для таких сфер как туризм и гостиничный бизнес, индустрия общественного питания, образования, строительства, авиаконструирования и др.
Целью данного исследования является выявление актуальных проблем, связанных с разработкой и реализацией профессиональных стандартов, а также внедрением их в область библиотечно-информационной деятельности.
Впервые тема профстандартов в России была озвучена в 1997 г., когда этот термин был официально применен в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 г. 222. Сегодня такие понятия как «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. В указанной статье квалификация работника определена как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы сотрудника. Профессиональный стандарт – это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретной области экономической (профессиональной) деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням
Для работодателей профессиональный стандарт будет взят за основу для установления уже более конкретных требований для выполнения основной трудовой функции работника с учетом специфики деятельности организации.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 г. № 787 установлено, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС) состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих.
Задачи профессионального стандарта:
· взаимодействие сферы труда и системы образования;
· поддержка непрерывности профессионального развития сотрудников в течение всей трудовой деятельности;
· учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения;
· унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к сотрудникам;
· подтверждение и оценка профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования.
Структура профессионального стандарта установлена приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (в ред. от 29.09.2014 г.)
В первой части говорится о наименовании вида профессиональной деятельности, ее основная цель, код по общероссийскому классификатору занятий и отношение к видам экономической деятельности.
Вторая часть состоит из описания трудовых функций и уровней квалификации
Третья часть включает в себя характеристику обобщённых трудовых функций, а именно: трудовые действия, необходимые навыки и знания, другие характеристики, условия работы.
Четвертая часть содержит сведения об организациях-разработчиках.
Процедура внедрения профессиональных стандартов состоит из нескольких этапов, которые вносят точность в обязанности работников, а также помогают выявить несоответствия и провести работу по их устранению.
Этапы внедрения профессиональных стандартов:
1. Проверить соответствие наименований должностей профессиональному стандарту, и при необходимости – ввести новые должности в соответствии с профессиональным стандартом;
2. Проверить должностные обязанности работников на соответствие трудовым функциям и трудовым действиям этих специальностей, прописанным в стандарте, при необходимости – внести соответствующие изменения в трудовой договор и должностные инструкции;
3. Провести аттестацию работников службы персонала и оценить уровень их соответствия квалификационным требованиям, прописанным в профессиональном стандарте;
4. Если в ходе аттестации были выявлены несоответствия уровня знаний работника, следует обсудить с ним как возможность и порядок получения соответствующего образования или приобретения необходимых знаний и умений.
Для того чтобы оценить насколько сотрудник требованиям профессионального стандарта разрабатывается процедура сертификации, а если по определенному стандарту уже созданы сертификационные центры оценки, то работодатель может отправить туда работника, и эксперты с помощью специальных инструментов оценят соответствие этого работника всем требованиям, установленным в стандарте. Если сертификации по определенному стандарту пока нет, то работодатель может самостоятельно провести аттестацию работника.
Чтобы принять человека к себе в организацию на определенную должность, работодатель должен убедиться в его компетенции. Компетенции - это собой личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, типов поведения и социальных ролей, как, например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе. Они подразумевают как индивидуально-личностные характеристики (к примеру умение работать в команде, креативность, коммуникабельность), так и навыки (умение вести переговоры или умение составлять бизнес-планы).
Модель компетенций представляет собой набор характеристик (личностных и поведенческих), позволяющий человеку эффективно выполнять соответствующие его должности обязанности и добиваться требуемых результатов. Эффективная модель имеет довольно простую структуру, она ясна и легка для понимания.
Таблица 1.
Модель компетенций
| 
 Общекультурные компетенции  | 
 Коммуникационные компетенции  | 
 Профессиональные компетенции  | 
| 
 Знания в области мировой культуры, родного языка, культуры речи  | 
 Эффективные внешние и внутриорганизационные коммуникации  | 
 Работа с информацией и ИКТ 
  | 
| 
 Знания, умения, навыки, опыт в своей сфере деятельности  | 
 Социальные и кросскультурные навыки 
  | 
 Владение современными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации  | 
| 
 Способность к обобщению, анализу, планированию, достижению результатов  | 
 Ориентация на потребителя 
  | 
 Применение современных ИКТ 
  | 
| 
 Готовность к сотрудничеству  | 
 Готовность к диалогу в реальной и виртуальной среде 
  | 
 Способность формировать документные фонды, базы данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность  | 
Рассмотрим профстандарты для специалистов библиотеки. Библиотечная деятельность всегда была и будет неразрывно связана с культурой и искусством, и соответствующие профессиональные стандарты так же требуют внимания, когда речь идет о библиотекарях. В таблице 2 представлен проект Профессионального стандарта «Руководитель организации культуры и искусства».
Таблица 2.
Проект Профессионального стандарта «Руководитель организации культуры и искусства»
| 
 Код  | 
 Обобщенные трудовые функции  | 
 Трудовые функции  | 
 Уровень квалификации  | 
| 
 E  | 
 Руководство профильным подразделением организации библиотечно-информационной сферы  | 
 Руководство профильным подразделением, в составе которого специалисты в области комплектования, обработки и хранения библиотечных фондов.  | 
 6.1  | 
| 
 
 
  | 
 
  | 
 Руководство структурным подразделением, в составе которого специалисты по библиотечно-информационной деятельности  | 
 6.1  | 
| 
 J  | 
 Руководство профильным направлением (проектом) в организации библиотечно-информационной сферы  | 
 Руководство комплектованием, обработкой и хранением библиотечных фондов  | 
 6.2  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 Руководство библиотечно-информационной деятельностью  | 
 6.2  | 
| 
 N  | 
 Руководство организацией библиотечно-информационной сферы  | 
 Руководство библиотекой  | 
 7.1  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 Руководство центральной библиотечной системой  | 
 7.2  | 
| 
 Q  | 
 Руководство объединением организаций, крупной или уникальной организацией  | 
 Руководство крупной организацией библиотечно-информационной сферы с численностью персонала свыше 500 человек  | 
 
  | 
Теперь рассмотрим проект Профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности», представленный в таблице 3.
Основная цель вида профессиональной деятельности – это выполнение работы по обеспечению библиотечно-информационной деятельности и обслуживание библиотечных пользователей.
Охват ключевых занятий – библиотекари, библиографы, документоведы и специалисты родственных профессий.
Таблица 3.
Проект Профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»
| 
 Код  | 
 Обобщенные трудовые функции  | 
 Должности  | 
 Уровни квалификации  | 
| 
 A  | 
 Выполнение работ по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с направлением и технологией одного из производственных участков  | 
 Библиотекарь  | 
 6  | 
| 
 B  | 
 Составление библиографического описания документа, индексирования содержания в соответствии с установленными стандартами и правилами  | 
 Библиотекарь каталогизатор  | 
 6  | 
| 
 C  | 
 Осуществление работ по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме и обслуживанию пользователей  | 
 Библиограф  | 
 7  | 
| 
 D  | 
 Обеспечение работ по формированию фонда библиотеки в процессе комплектования  | 
 Эксперт по формированию библиотечного фонда  | 
 7  | 
| 
 F  | 
 Аналитическая, консультационно-методическая работа по совершенствованию деятельности библиотек  | 
 Методист библиотеки  | 
 8  | 
| 
 G  | 
 Ведение самостоятельного участка работы по одному или нескольким участкам библиотечной деятельности  | 
 Главный библиотекарь  | 
 8  | 
| 
 H  | 
 Ведение самостоятельного участка справочно-библиографической или информационной работы  | 
 Главный библиограф  | 
 8  | 
Внедрение профессиональных стандартов дает как работодателю, так и сотруднику четкое понимание своих функций, а также навыков которыми должен обладать сотрудник, и требований, которым он должен соответствовать.
Профессиональные стандарты вносят ясность во многие процессы организации, и сопутствуют решению проблем связанных с принятием специалистов на работу, а также с проверкой на профпригодность или уровень квалификации сотрудников.





