Статья:

Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Керсон С.С. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 82 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Керсон Светлана Сергеевна
студент, Самарский Государственный Экономический Университет, РФ, г. Самара
Гранкина Арина Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, Самарский Государственный Экономический Университет, РФ, г. Самара

 

В условиях экономической нестабильности и санкционных ограничений возрастает актуальность развития инновационной деятельности. В статье проведен анализ состояния инновационной деятельности в Российской Федерации и обозначены перспективные направления ее развития.

Опыт развитых стран доказывает, что инновационная деятельность, является залогом обеспечения экономической безопасности и снижения зависимости национальных экономик от конъюнктуры мирового рынка.

Исследование международных рейтингов свидетельствует о том, что в настоящее время продолжается отставание Российской Федерации от мировых лидеров, занимающих прочные позиции в глобальном инновационном пространстве [2; 7]. В связи с этим актуально изучение современного состояния инновационной деятельности в Российской Федерации и выявление проблем, сдерживающих ее полноценное развитие.

Динамический анализ удельного веса организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций в РФ за 2010–2015 гг. показал, что пик инновационной активности приходился на 2011 год, когда значение исследуемого показателя составляло 10,4%. В последующем наблюдалось его снижение до уровня 9,3%. (рис.1) [5].

В свою очередь, снижение инновационной активности повлекло сокращение удельного веса инновационных товаров, работ и услуг. Данный показатель имел тенденцию роста с 2010 (4,8%) по 2013 год (9,2%), но в 2015 году он снизился до уровня 8,4%.

 

Рисунок 1. Инновационная активность организаций, % [4]

 

Сложившаяся ситуация обусловлена рядом факторов, оказывающих негативное влияние на инновационную сферу Российской Федерации [3].

1.  Недостаточное финансирование инновационной деятельности. Об этом свидетельствует рейтинг национальных расходов на НИОКР, в котором в 2014 году РФ занимала 28 место. С 2010 по 2014 годы затраты на технологические инновации демонстрировали положительные тенденции, увеличившись в 3 раза (в 2014 году 1211897,1 млн. рублей) [4]. Однако в 2015 году анализируемый показатель сократился на 0,05% по отношению к предыдущему периоду. Вероятнее всего, это связано с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации.

Даже несмотря на рост объемов затрат на технологические инновации, инновационная активность предприятий заметно сократилась. Это является результатом снижения инвестиций в инновационную сферу, вызванного тем, что инвесторы не готовы рисковать, вкладывая деньги в наукоемкие производства и технологии.

2.  Для России характерен низкий уровень реализации научно-технического потенциала и использования знаний для целей социально-экономического развития. В частности, по индексу знаний, характеризующему потенциал страны по отношению к экономике знаний, в 2013 году страна занимала лишь 44 место.

3.  Отмечается снижение численности квалифицированных кадров, занятых исследованиями и разработками. За период 2005–2015 годы данный показатель сократился на 9,1%. По причине миграции ученых, изобретателей, исследователей за рубеж ежегодные российские потери оцениваются не менее чем в 3 млрд. долларов.

Решение проблемы нехватки квалифицированных инженерных кадров и ученых частично возложило на себя Агентство Стратегических Инициатив, создавшее новую модель системы дополнительного образования – детский технопарк «Кванториум» [1]. Проект реализуется с целью выявления и развития таланта у детей по таким направлениям, как нейробиология, биотехнология, прикладная космонавтика, перспективные транспортные средства, беспилотная авиация и т.д., что в будущем позволит им выйти на рынок труда уже высококвалифицированными научными кадрами. В данном проекте принимают участие Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область, Ханты-Мансийский Автономными округ. К 2020 году в стране должны функционировать не менее 10 Кванториумов.

В практике экономико-статистических исследований инновационную активность принято изучать в разрезе организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые и экологические инновации. Согласно данным Росстата, можно заключить, что удельный вес организаций, занимающихся технологическими инновациями, на протяжении периода с 2010–2015 гг. был выше удельного веса организаций с организационными, маркетинговыми и экологическими инновациями и составлял в среднем 8,7%. На долю организаций, осуществляющих маркетинговые инновации, в 2015 году приходилось 1,8%, организационные инновации – 2,7%, экологические инновации – 1,6% от общего числа обследованных организаций (рис.2).

 

Рисунок 2. Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые, организационные, экологические, технологические инновации, % [5]

 

Так как 2017 год объявлен годом экологии в РФ, полагаем, что экологическая сфера станет одним из наиболее перспективных направлений инвестирования и развития инновационной деятельности. Внедрение экологических инноваций должно осуществляться по таким направлениям, как охрана окружающей среды, совершенствование сбора, сортировки и глубокой переработки бытовых и промышленных отходов, безопасная утилизация особо опасных отходов, очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания.

Автором проведено сопоставление рейтинга субъектов РФ по специальным затратам, связанным с экологическими инновациями, и экологического рейтинга. Исходя из материалов таблицы 1, следует заключить, что по двум представленным рейтингам не наблюдается совпадений в отношении субъектов РФ.

Таблица 1.

Рейтинг субъектов РФ по специальным затратам на экологические инновации и экологический рейтинг [5; 6]

№ п.п.

Рейтинг субъектов РФ по специальным затратам, связанным с экологическими инновациями

Экологический рейтинг

субъектов РФ

Регионы-лидеры

1

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Тамбовская область

2

Липецкая область

Республика Алтай

3

Тюменская область

Белгородская область

4

Сахалинская область

Чукотский АО

5

Архангельская область

Ульяновская область

6

Мурманская область

Алтайский край

7

Республика Татарстан

Курская область

8

Республика Коми

Чувашская Республика

9

Иркутская область

Ростовская область

10

Челябинская область

Томская область

Регионы-аутсайдеры

1

Ивановская область

Тверская область

2

Республика Адыгея

Республика Саха

3

Республика Хакасия

Еврейская АО

4

Республика Алтай

Московская область

5

Республика Калмыкия

Ханты - Мансийский АО

6

Республика Ингушетия

Ленинградская область

7

Карачаево-Черкесская Республика

Тульская область

8

Чеченская Республика

Северная Осетия

9

Республика Тыва

Челябинская область

10

г. Севастополь

Свердловская область

Составлено автором

 

Исследования показали, что, как правило, экологические инновации финансируются в большей степени в регионах, характеризующихся неблагоприятной экологической ситуацией. Одним из ярких примеров выступает Ханты-Мансийский автономный округ. Согласно официальным статистическим материалам, находясь в группе регионов-аутсайдеров, на экологические инновации ХМАО направляет средств значительно больше (4478,3 млн. руб. в 2015 году), чем другие регионы, также имеющие комплекс экологических проблем (Московская область – 229,8 млн. руб., Ленинградская область – 221 млн. руб., Тульская область – 220,6 млн. руб., Свердловская область - 181,4 млн. руб.) [5]. В среднем, ХМАО финансирует экологические инновации на 90% больше, чем другие регионы-аутсайдеры.

Несмотря на то, что в ближайшем будущем экологические инновации могут занять лидирующие позиции на российском рынке инноваций, существуют перспективы и для развития маркетинговых и организационных инноваций.

Маркетинговые инновации – это введение нового метода маркетинга, который включает в себя кардинальные изменения в дизайне/упаковке продукта, в его размещении и продвижении на рынок. В 2015 году на 0,1% увеличились затраты на маркетинговые инновации.

Под организационными инновациями понимают инновационные изменения в организационной структуре предприятий. Внедрение организационных инноваций предполагает достижение следующих целей:

1)  реализацию новой стратегии развития;

2)  изменение структуры предприятия с учетом изменений в законодательстве и введения новых стандартов;

3)  улучшение финансовых показателей в рамках основной деятельности предприятия;

4)  устранение внутриорганизационных проблем;

5)  вывод предприятия из кризисной ситуации.

Полагаем, что нестабильная экономическая ситуация РФ и ориентация на политику импортозамещения, могут стать отправными точками в процессе развития организационных инноваций.

Для того чтобы решить существующие проблемы и вывести российскую инновационную сферу на качественно новый уровень развития, необходимо расширить и усовершенствовать методологию государственного регулирования инновационной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе прямых и косвенных методов (табл.2).

Для ее развития, прежде всего, следует повысить эффективность государственных расходов на научные и инновационные исследования, так как в настоящее время финансирование выделяется без надлежащего учета результатов работы.

Таблица 2.

Методы государственного регулирования инновационной деятельности

Прямые методы

Косвенные методы

Финансирование в соответствии с законами

Налоговые льготы

Контрактное финансирование посредством государственных целевых программ

Кредитные льготы фирмам, организациям

Государственные контракты на приобретение новшеств

Долевое финансирование инновационных проектов

Объединение университетов с промышленной сферой

Создание консорциумов, инженерных центров, технопарков и технополисов

 

Наиболее эффективными методами регулирования являются косвенные методы, которые направлены на стимулирование инновационных процессов, на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата. Действие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования.

Необходимо стараться ускоренными темпами увеличивать научно – технический потенциал, расширять научно – исследовательские возможности ВУЗов и развивать программы по поддержке научных кадров. Для достижения данных целей следует увеличить количество технополисов и технопарков в тех регионах, где наиболее сконцентрирован выпуск инноваций и проживает достаточное количество высококвалифицированных кадров. Создание технополисов и технопарков приведет к трансформации знаний в области технологий, поддержке предприятий в сфере наукоемкого бизнеса, формированию той экономической среды, которая обеспечит устойчивое научно-технологическое предпринимательство, созданию новых малых и средних предприятий, повышению степени конкурентоспособности отечественной продукции.

Исследование методологии государственного регулирования инновационной деятельности, применяемой за рубежом, позволило заключить, что в России следует более серьезно подходить к вопросам развития патентного права, которое закрепляет права изобретателей на интеллектуальную собственность. Это позволяет изобретателю получать ренту за пользование его новшеством, что, в свою очередь, должно стимулировать повышение уровня научной активности в стране. Потребность в укреплении патентного права обусловлена следующими положениями:

·     необходимость понижения цены на подачу патентных заявок;

·     ускорение подачи патентных заявок не только путем режима «единого окна», но и за счет создания «горячих линий»;

·     создание правовой защиты для новаторов, чьи патенты не удовлетворяют законодательным нормам не по вине самого новатора;

·     снижение налоговой нагрузки в течение 15 лет на предприятие, реализующее патент.

В заключении отметим, что компетентная реализация «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года» и дополнительные возможности предпринимательского сектора позволят обеспечить необходимые условия для развития кадрового потенциала, прогрессивных технологий и инноваций, а также повысить инновационную активность, что, в свою очередь, будет способствовать выходу России на ведущие позиции в международных инновационных рейтингах.

 

Список литературы:
1. Агентство Стратегических Инициатив – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://asi.ru/ (Дата обращения: 27.12.2016г.).
2. Глобальный инновационный индекс – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://lib.ieie.su/docs/2015/Russia_v_zerkale02_Globalnyj_Innovacionnyj_Indeks.pdf (Дата обращения: 25.12.2016г.).
3. Иванова С.А. Основные проблемы инновационного развития статистики – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/33127 (Дата обращения: 28.12.2016г.).
4. Министерство Финансов «Федеральный бюджет на 2014-2016 года». Расчеты аналитического отдела – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://minfin.ru/ru/ (Дата обращения: 30.12.2016г.).
5. Федеральная служба государственной статистики – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 28.12.2016г.).
6. Экологический рейтинг субъектов РФ – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://greenpatrol.ru/ru/stranica-dlya-obshchego-reytinga/ekologicheskiy-reyting-subektov-rf?tid=291 (Дата обращения: 28.12.2016г.).
7. The global innovation index 2016 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2016-intro5.pdf (Дата обращения: 25.12.2016г.).