Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Российской Федерации
Секция: Экономика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в Российской Федерации
В условиях экономической нестабильности и санкционных ограничений возрастает актуальность развития инновационной деятельности. В статье проведен анализ состояния инновационной деятельности в Российской Федерации и обозначены перспективные направления ее развития.
Опыт развитых стран доказывает, что инновационная деятельность, является залогом обеспечения экономической безопасности и снижения зависимости национальных экономик от конъюнктуры мирового рынка.
Исследование международных рейтингов свидетельствует о том, что в настоящее время продолжается отставание Российской Федерации от мировых лидеров, занимающих прочные позиции в глобальном инновационном пространстве [2; 7]. В связи с этим актуально изучение современного состояния инновационной деятельности в Российской Федерации и выявление проблем, сдерживающих ее полноценное развитие.
Динамический анализ удельного веса организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций в РФ за 2010–2015 гг. показал, что пик инновационной активности приходился на 2011 год, когда значение исследуемого показателя составляло 10,4%. В последующем наблюдалось его снижение до уровня 9,3%. (рис.1) [5].
В свою очередь, снижение инновационной активности повлекло сокращение удельного веса инновационных товаров, работ и услуг. Данный показатель имел тенденцию роста с 2010 (4,8%) по 2013 год (9,2%), но в 2015 году он снизился до уровня 8,4%.
Рисунок 1. Инновационная активность организаций, % [4]
Сложившаяся ситуация обусловлена рядом факторов, оказывающих негативное влияние на инновационную сферу Российской Федерации [3].
1. Недостаточное финансирование инновационной деятельности. Об этом свидетельствует рейтинг национальных расходов на НИОКР, в котором в 2014 году РФ занимала 28 место. С 2010 по 2014 годы затраты на технологические инновации демонстрировали положительные тенденции, увеличившись в 3 раза (в 2014 году 1211897,1 млн. рублей) [4]. Однако в 2015 году анализируемый показатель сократился на 0,05% по отношению к предыдущему периоду. Вероятнее всего, это связано с кризисными явлениями в экономике Российской Федерации.
Даже несмотря на рост объемов затрат на технологические инновации, инновационная активность предприятий заметно сократилась. Это является результатом снижения инвестиций в инновационную сферу, вызванного тем, что инвесторы не готовы рисковать, вкладывая деньги в наукоемкие производства и технологии.
2. Для России характерен низкий уровень реализации научно-технического потенциала и использования знаний для целей социально-экономического развития. В частности, по индексу знаний, характеризующему потенциал страны по отношению к экономике знаний, в 2013 году страна занимала лишь 44 место.
3. Отмечается снижение численности квалифицированных кадров, занятых исследованиями и разработками. За период 2005–2015 годы данный показатель сократился на 9,1%. По причине миграции ученых, изобретателей, исследователей за рубеж ежегодные российские потери оцениваются не менее чем в 3 млрд. долларов.
Решение проблемы нехватки квалифицированных инженерных кадров и ученых частично возложило на себя Агентство Стратегических Инициатив, создавшее новую модель системы дополнительного образования – детский технопарк «Кванториум» [1]. Проект реализуется с целью выявления и развития таланта у детей по таким направлениям, как нейробиология, биотехнология, прикладная космонавтика, перспективные транспортные средства, беспилотная авиация и т.д., что в будущем позволит им выйти на рынок труда уже высококвалифицированными научными кадрами. В данном проекте принимают участие Республика Татарстан, Алтайский край, Московская область, Ханты-Мансийский Автономными округ. К 2020 году в стране должны функционировать не менее 10 Кванториумов.
В практике экономико-статистических исследований инновационную активность принято изучать в разрезе организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые и экологические инновации. Согласно данным Росстата, можно заключить, что удельный вес организаций, занимающихся технологическими инновациями, на протяжении периода с 2010–2015 гг. был выше удельного веса организаций с организационными, маркетинговыми и экологическими инновациями и составлял в среднем 8,7%. На долю организаций, осуществляющих маркетинговые инновации, в 2015 году приходилось 1,8%, организационные инновации – 2,7%, экологические инновации – 1,6% от общего числа обследованных организаций (рис.2).
Рисунок 2. Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые, организационные, экологические, технологические инновации, % [5]
Так как 2017 год объявлен годом экологии в РФ, полагаем, что экологическая сфера станет одним из наиболее перспективных направлений инвестирования и развития инновационной деятельности. Внедрение экологических инноваций должно осуществляться по таким направлениям, как охрана окружающей среды, совершенствование сбора, сортировки и глубокой переработки бытовых и промышленных отходов, безопасная утилизация особо опасных отходов, очистка сточных вод, охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания.
Автором проведено сопоставление рейтинга субъектов РФ по специальным затратам, связанным с экологическими инновациями, и экологического рейтинга. Исходя из материалов таблицы 1, следует заключить, что по двум представленным рейтингам не наблюдается совпадений в отношении субъектов РФ.
Таблица 1.
Рейтинг субъектов РФ по специальным затратам на экологические инновации и экологический рейтинг [5; 6]
№ п.п. |
Рейтинг субъектов РФ по специальным затратам, связанным с экологическими инновациями |
Экологический рейтинг субъектов РФ |
Регионы-лидеры |
||
1 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
Тамбовская область |
2 |
Липецкая область |
Республика Алтай |
3 |
Тюменская область |
Белгородская область |
4 |
Сахалинская область |
Чукотский АО |
5 |
Архангельская область |
Ульяновская область |
6 |
Мурманская область |
Алтайский край |
7 |
Республика Татарстан |
Курская область |
8 |
Республика Коми |
Чувашская Республика |
9 |
Иркутская область |
Ростовская область |
10 |
Челябинская область |
Томская область |
Регионы-аутсайдеры |
||
1 |
Ивановская область |
Тверская область |
2 |
Республика Адыгея |
Республика Саха |
3 |
Республика Хакасия |
Еврейская АО |
4 |
Республика Алтай |
Московская область |
5 |
Республика Калмыкия |
Ханты - Мансийский АО |
6 |
Республика Ингушетия |
Ленинградская область |
7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
Тульская область |
8 |
Чеченская Республика |
Северная Осетия |
9 |
Республика Тыва |
Челябинская область |
10 |
г. Севастополь |
Свердловская область |
Исследования показали, что, как правило, экологические инновации финансируются в большей степени в регионах, характеризующихся неблагоприятной экологической ситуацией. Одним из ярких примеров выступает Ханты-Мансийский автономный округ. Согласно официальным статистическим материалам, находясь в группе регионов-аутсайдеров, на экологические инновации ХМАО направляет средств значительно больше (4478,3 млн. руб. в 2015 году), чем другие регионы, также имеющие комплекс экологических проблем (Московская область – 229,8 млн. руб., Ленинградская область – 221 млн. руб., Тульская область – 220,6 млн. руб., Свердловская область - 181,4 млн. руб.) [5]. В среднем, ХМАО финансирует экологические инновации на 90% больше, чем другие регионы-аутсайдеры.
Несмотря на то, что в ближайшем будущем экологические инновации могут занять лидирующие позиции на российском рынке инноваций, существуют перспективы и для развития маркетинговых и организационных инноваций.
Маркетинговые инновации – это введение нового метода маркетинга, который включает в себя кардинальные изменения в дизайне/упаковке продукта, в его размещении и продвижении на рынок. В 2015 году на 0,1% увеличились затраты на маркетинговые инновации.
Под организационными инновациями понимают инновационные изменения в организационной структуре предприятий. Внедрение организационных инноваций предполагает достижение следующих целей:
1) реализацию новой стратегии развития;
2) изменение структуры предприятия с учетом изменений в законодательстве и введения новых стандартов;
3) улучшение финансовых показателей в рамках основной деятельности предприятия;
4) устранение внутриорганизационных проблем;
5) вывод предприятия из кризисной ситуации.
Полагаем, что нестабильная экономическая ситуация РФ и ориентация на политику импортозамещения, могут стать отправными точками в процессе развития организационных инноваций.
Для того чтобы решить существующие проблемы и вывести российскую инновационную сферу на качественно новый уровень развития, необходимо расширить и усовершенствовать методологию государственного регулирования инновационной деятельности.
В настоящее время в Российской Федерации государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется на основе прямых и косвенных методов (табл.2).
Для ее развития, прежде всего, следует повысить эффективность государственных расходов на научные и инновационные исследования, так как в настоящее время финансирование выделяется без надлежащего учета результатов работы.
Таблица 2.
Методы государственного регулирования инновационной деятельности
Прямые методы |
Косвенные методы |
Финансирование в соответствии с законами |
Налоговые льготы |
Контрактное финансирование посредством государственных целевых программ |
Кредитные льготы фирмам, организациям |
Государственные контракты на приобретение новшеств |
Долевое финансирование инновационных проектов |
Объединение университетов с промышленной сферой |
Создание консорциумов, инженерных центров, технопарков и технополисов |
Наиболее эффективными методами регулирования являются косвенные методы, которые направлены на стимулирование инновационных процессов, на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата. Действие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования.
Необходимо стараться ускоренными темпами увеличивать научно – технический потенциал, расширять научно – исследовательские возможности ВУЗов и развивать программы по поддержке научных кадров. Для достижения данных целей следует увеличить количество технополисов и технопарков в тех регионах, где наиболее сконцентрирован выпуск инноваций и проживает достаточное количество высококвалифицированных кадров. Создание технополисов и технопарков приведет к трансформации знаний в области технологий, поддержке предприятий в сфере наукоемкого бизнеса, формированию той экономической среды, которая обеспечит устойчивое научно-технологическое предпринимательство, созданию новых малых и средних предприятий, повышению степени конкурентоспособности отечественной продукции.
Исследование методологии государственного регулирования инновационной деятельности, применяемой за рубежом, позволило заключить, что в России следует более серьезно подходить к вопросам развития патентного права, которое закрепляет права изобретателей на интеллектуальную собственность. Это позволяет изобретателю получать ренту за пользование его новшеством, что, в свою очередь, должно стимулировать повышение уровня научной активности в стране. Потребность в укреплении патентного права обусловлена следующими положениями:
· необходимость понижения цены на подачу патентных заявок;
· ускорение подачи патентных заявок не только путем режима «единого окна», но и за счет создания «горячих линий»;
· создание правовой защиты для новаторов, чьи патенты не удовлетворяют законодательным нормам не по вине самого новатора;
· снижение налоговой нагрузки в течение 15 лет на предприятие, реализующее патент.
В заключении отметим, что компетентная реализация «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года» и дополнительные возможности предпринимательского сектора позволят обеспечить необходимые условия для развития кадрового потенциала, прогрессивных технологий и инноваций, а также повысить инновационную активность, что, в свою очередь, будет способствовать выходу России на ведущие позиции в международных инновационных рейтингах.