Статья:

История развития японского дома древнейших времен и периода средневековья

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: История и археология

Выходные данные
Селезнева О.В. История развития японского дома древнейших времен и периода средневековья // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История развития японского дома древнейших времен и периода средневековья

Селезнева Ольга Витальевна
студент, Смоленский Государственный Университет, РФ, г. Смоленск
Беляева Ирина Александровна
научный руководитель, доц., Смоленский Государственный Университет, РФ, г. Смоленск

 

Внешний вид и конструкция японского жилого дома, начиная с древности и на протяжении многих веков, менялись. Происходило это в связи с тем, что национальная культура любой страны в результате налаживания связей с другими государствами подвергается в той или иной мере влиянию с их стороны, при этом воспринимает только те новшества, которые обогащают ее и не нарушают национального своеобразия и неповторимости. И, таким образом, на основе характерных черт сооружений других стран, в Японии сложился свой неповторимый стиль в архитектуре жилых домов.

Анализ структуры сооружений показывает, что в их основе лежит простая деревянная стоечно-балочная конструкция жилого дома рядового японца. Главным строительным материалом в Японии считается дерево. Связано это, во-первых, с тем, что большая площадь архипелага покрыта лесами, а, во-вторых, с высокой сейсмоопасностью – в год здесь происходит около 1500 землетрясений. Другими строительными материалами является бамбук и глина, для перегородок между комнат нередко используют рисовую бумагу. Крыши покрывались травой и соломой, реже черепицей из обожженной глины. Для полов используют маты «татами» так же из травы и соломы. Камень применялся крайне редко, в основном для строительства фундаментов.

К сожалению, на данный момент мало известно о том, как выглядели жилые постройки до IV века. Примерный внешний облик воссоздают по найденным глиняным моделям и рисункам на зеркалах. Предполагается, что самые первые японские жилые дома представляли собой прямоугольные, овальные или круглые землянки с крышей из соломы и веток, которая поддерживалась каркасом из дерева. Шалашеобразные постройки завершались открытыми фронтонами для выхода дыма от очага, который находился в центре сооружения. Именно прямоугольная полуземлянка легла в основу развития японского жилого дома.

Ко второму периоду относят постройки III–VI веков. Именно в это время зарождались раннефеодальные отношения, развивалось общество, а так же усложнялись виды жилых построек. Исследователи полагают, что в этот период впервые появились дома на уровне земли и на опорах, в последнем случае, пространство под домом могло использоваться как погреб. Дома на опорах, в первую очередь, были привилегией знати и отличались связью с окружающей природой. Дома на уровне земли были распространены по всей стране и имели сравнительно сложный каркас.

Третий период относится к VI–VIII векам, когда устанавливались тесные взаимоотношения с материком, и укреплялась государственность. В то время особыми указами устанавливалось, что дома чиновников должны полностью отличаться от домов рядовых граждан. Особыми чертами были заимствованные из китайской архитектуры крашеные стены и колонны, а так же черепичная кровля, что для того периода было редкостью. Но новые черты перенимались лишь жителями столичных регионов, а периферия старалась сохранить самобытный стиль. Впервые японский дом был не просто отдельно стоящей постройкой – появились первые ансамбли. В состав ансамблей входили жилые постройки, а так же сооружения, которые, скорее всего, использовали для хозяйственных нужд. Со временем отношения с Китаем укреплялись и изменения проявились не только в архитектуре, но и во всех сферах жизни.

Следующий этап развития японского дома относится к IX–XII вв. В этот период появляется единая система строительства жилища. Наиболее ярко данный этап развития проявился в новом типе жилища, получившим название «синдэн-дзукури», что в переводе с японского означает «спальный дворец аристократа». Первое время в подобных усадьбах имела место симметричная планировка всего участка, со временем строительство приобрело более свободный характер. Для подобных построек выделялся участок весьма значительных размеров – 120 на 120 метров. Главным строением выступало прямоугольное в плане жилое помещение, расположенное с запада на восток. Вокруг размещались комплексы дополнительных помещений, образуя букву «Н» или «П». Так же именно в это время ярко проявляется связь постройки с ландшафтом, которая будет прослеживаться всю последующую историю развития японского жилища до нашего времени. Нередко на территории усадеб разбивали внушительные парки с озерами, композиционным центром которых были небольшие островки. «Когда стены-перегородки китайского или японского домика раздвинуты или открыты, внутреннее пространство непосредственно сливается с пространством природы. Когда они задвинуты или закрыты, внутреннее пространство реально отделено от пространства вне здания, но зрительно перегородка охарактеризована, как условная временная граница …» [1, с.56].

Дальнейший этап можно назвать самым главным в становлении архитектуры японского жилища. Именно в XV–XVI вв. сложился тот тип постройки, который возводится и по сей день. Принципы планировки и организации внутреннего и внешнего вида были одинаковы как для усадеб, больших дворцовых комплексов, чайных домиков, так и для домов людей средних и низких слоев. Вся конструкция здания представляла собой систему стоечно-балочного каркаса, который поддерживал двускатную крышу из черепицы, соломы или травы. Стены-створки из рисовой бумаги можно раздвигать для того, чтобы «сделать все жилище более открытым и теснее связать его с окружающим садом» [2, с. 360]. Так же можно было увеличивать и уменьшать количество комнат. Мебель в доме почти отсутствует, что придает внутреннему пространству строгость и простоту. Пол устилают татами – матами из тростника. Чтобы жара переносилась легче, дома приподнимают над землей, а помещения делают открытыми. Такой дом так же был удобен тем, что многочисленные землетрясения наносили ему минимальный ущерб.

Так же важным фактором в формировании японского жилища является влияние близлежащих стран, в первую очередь, Китая, Кореи и Монголии.

«… главным для японской архитектуры жилищ было самостоятельное развитие древних, традиционных принципов. Китайская архитектура послужила главным образом не примером для заимствования или подражания, а скорее стимулом для дальнейшего развития» [3, с. 82]. Но именно черты китайской архитектуры чаще всего можно наблюдать в постройках японских зодчих. С VIII в. активно применяли кронштейны «доу-гун» и многоярусную крышу с широкими свесами. От Кореи Япония переняла строительство высоких фундаментов из природного камня, что имело важное значение, ведь такой фундамент был более устойчивым, а так же не пропускал влагу. Из Монголии были позаимствованы орнаменты. Таким образом, можно проследить сходства японской архитектуры с архитектурой Кореи, Китая и Монголии

Таблица 1.

Сравнительная характеристика жилых домов

 

Япония

Китай

Корея

Монголия

План здания

Ассиметричный план

Симметричный план

Симметричный план

Симметричный план

Использование цвета

Сдержанная цветовая гамма

Яркая цветовая гамма

Сдержанная цветовая гамма

В большинстве здания имеют сдержанную цветовую гамму

Материал для строительства

Дерево

Преимущественно дерево, природный камень

Дерево

Дерево, камень

Крыши

В жилых постройках массивные крыши

Сильный изгиб, края загнуты к верху

Спокойный и плавный изгиб крыши

Спокойный и плавный изгиб крыши, реже – четырехскатные крыши без изгиба

Роспись

Сдержанная, содержит природные мотивы. Преобладают коричневые оттенки

Яркая, основывается на природных мотивах. Основные цвета красный, синий и желтый

Чаще всего используются яркие цвета, среди которых преобладают красный и зеленый

Яркие цвета, преобладают красный, зеленый и белый. Часто встречаются природные мотивы

 

Таким образом, японское жилище по мере своего развития испытало на себе влияние других культур, но при этом сумело сохранить свой собственный, не имеющий аналогов в мире, стиль.

 

Список литературы:
1. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. Том 1. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2003 – 400 с.
2. Михайлов Б.П. Всеобщая история архитектуры/ Михайлов Б.П. – Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, Москва, 1958 – 682 с.
3. Лазарев, Г.З. Из истории японского жилища // Советская этнография, 1972. № 1. С. 78.