Государственная поддержка и регулирование развития малого предпринимательства в России
Секция: Экономика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Государственная поддержка и регулирование развития малого предпринимательства в России
Малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль, так как является её неотъемлемой частью социально-экономической системы. Он обеспечивает стабильность рыночных отношений, способствует снижению уровня безработицы, создает рабочие места, повышает эффективность производства путем кооперации и специализации производства. Все это благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Для бизнеса в РФ в настоящее время характерно импортозамещение. С введением санкций против РФ ответными мерами стало развитие производства отечественной продукции. В целях смягчения негативного влияния кризисных явлений на экономику распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
Согласно, этому плану, были изменены критерии, согласно которым, организация будет являться малой по размеру. Эти изменения позволяют расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства. Они наглядно представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Критерии, малых предприятий на 2014 и 2015 год
Критерии |
2014 |
С 2015 (согласно Плану по обеспечению устойчивого развития экономики в 2015 году от 27.01.15 N 98-р) |
Доля участия в уставном капитале: · субъектов РФ, · муниципальных образований, · иностранных организаций, · общественных и религиозных организаций, · фондов, · организаций не являющимися малыми и средними по размеру |
не должна превышать 25%.
|
не должна превышать 49%.
|
Средняя численность работников |
· до 15 человек – микро п\п; · от 15 до 100 человек – малые п\п; · от 101 до 250 – средние п\п. |
|
Предельные значения выручки |
· микро п\п – 60 млн. руб.; · малые п\п – 400 млн. руб.; · средние п\п – 1 млрд. руб.. |
· микро п\п – 120 млн. руб.; · малых п\п – 800 млн. руб.; · средних п\п – 2 млрд. руб. |
Для развития и устойчивого функционирования малого бизнеса необходимы четкие и простые в использовании и понимании схемы учета, которые станут для руководства основой стабильного функционирования. Для этого необходимо сформировать единую учетно-информационную систему, включающую в себя бухгалтерский, налоговый учет, а также данные оперативно-технического учета, отражающие объективную информацию.
Сейчас в упрощении бухучета малым организациям можно выделить следующие послабления:
· Кассовый метод признания доходов и расходов.
· Обобщенный план счетов - возможность утвердить в учетной политике сокращенный план счетов и обобщать хозяйственные операции на основных счетах.
· Упрощенные регистры бухучета. Минфин разрешает вести только журнал учета хозяйственных операций, при условии, что организация не занимается производством, и у нее не более 30 операций в месяц.
· Разрешено вести учет, не применяя целый ряд ПБУ, исключением являются эмитенты публично размещаемых ценных бумаг.
· Возможность предоставления сокращенной бухгалтерской отчетности.
· Книга доходов и расходов или книга доходов при упрощенной системе налогообложения.
Также, в целях уменьшения налогового бремени для малых предприятий, используются специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения; ЕСХН для сельскохозяйственных товаропроизводителей; ЕНВД для отдельных видов деятельности; патентная система налогообложения (введена с 2013 года). При использовании специальных налоговых режимов, организации освобождается от уплаты таких налогов как: НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, налог на землю.
Сейчас имеется положительная тенденция развития малого предпринимательства, несмотря на некоторые законодательные барьеры. Так из-за повышения отчислений в пенсионные фонды за период 2012–2013 гг. зарегистрировалось всего 305500, а прекратили свою деятельность 874300 индивидуальных предпринимателей [2].
Бухгалтерский учёт в 2016 году для малого бизнеса характеризуется рядом нововведений, таких как – отсутствие штрафных санкций за первые незначительные нарушения, не несущие угрозы жизни, здоровью и заработным выплатам сотрудников предприятия. Это освобождает предприятия от нецелесообразных и излишних проверок.
Вступает в силу постановление Правительства РФ об исключении субъектов малого предпринимательства из графика надзорных проверок. Президентом подписан закон о трёхлетних (2016–2018 гг.) – надзорных каникулах для организаций в сфере малого бизнеса. Также, на 2017 год в некоторых регионах снижены льготные налоговые ставки (для УСН – от 1%, для ЕНВД – от 7,5%).
Для оказания помощи и содействия малому бизнесу в России существуют программы поддержки малого и среднего предпринимательства различных уровней и организации, формирующие инфраструктуру поддержки малого предпринимательства. Наиболее распространённой, является финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства: кредитование, субсидирование и выделение грантов. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.
В настоящее время осуществляется финансовая поддержка компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещения затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.
Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить субсидии, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов. Помощь может выделяться для реализации следующих целей: приобретения помещения; покупки оборудования, товара для последующей продажи; покупки нематериальных активов. Выделенные средства обязательно должны быть направлены на развитие малого и среднего бизнеса.
Виды финансовой помощи и условия поддержки малого бизнеса Гранты для предпринимателей, которые только начинают бизнес, – в сравнении с 2015 годом, в 2016 году увеличили размер субсидии, которая выросла с 300000 до 500000 рублей. Гранты выдаются на конкурсной основе для направления их на нужды бизнеса (кроме аренды помещений и выплаты зарплаты работникам).
Чтобы получить субсидию на развитие малого бизнеса, предпринимателю необходимо: подготовить и защитить проект развития бизнеса и предоставить полный пакет документов по требованию комиссии. В 2017 году государство имеет возможность предоставлять субсидии от Центра занятости до 58800 рублей для открытия небольшого частного бизнеса.
Также имеется возможность обучения за счет государственных средств, профессиональная переквалификация. Бизнес-инкубаторы (в основном на базе Фондов поддержки малого предпринимательства) – помощь для расширения области рабочей площади, обучение азам предпринимательства, помощь в составлении бизнес плана для получения субсидии. Аутсорсинг -помощь в ведении бухгалтерского и налогового учета на безвозмездной основе. На содействие развитию инновационных технологий 2017 государством выделяются средства для покрытия затрат на продвижение нового продукта, приобретения на него патента и лицензионных прав (максимум 2500000 рублей).
С программами субсидирования подробно можно ознакомиться на сайте портала Правительства РФ и Министерства социальной политики. В 2017 году государственная поддержка малого бизнеса стала более усовершенствованной и позволяет выделять помощь различным слоям населения на любые виды деятельности.
На сегодняшний день государство старается создавать наиболее благоприятные условия для развития и функционирования малого и среднего предпринимательства в России. В свою очередь, адаптируясь к нововведениям и внешним условиям, малые и средние организации в нашей стране успешно развиваются.