Государственный долг Российской Федерации
Секция: Экономика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Государственный долг Российской Федерации
Органы власти всегда стремились к экономической стабильности в стране, но ее обеспечение только за счет налоговых сборов невозможно. В сложившейся ситуации необходимо было прибегнуть к оптимальному перераспределению ресурсов, так одним из основных инструментов «развития» экономики страны стал государственный долг. Изначально государство занимало внутри страны, но по мере роста пришлось прибегнуть к займам извне.
Благодаря этим займам государство могло успешно выполнять задачи стратегического планирования, главная из которых заключается в повышении уровня качества жизни населения.
Что же такое государственный долг? Государственным долгом называется сумма всех непогашенных на определенный момент времени долговых обязательств государства (центрального правительства) перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая начисленные по ним проценты, штрафы и пени, а также обязательства по предоставленным государственным гарантиям [6].
Рост государственного долга сильно влияет на функционирование экономики. За последние несколько лет долговая политика России пошла под откос, внешние долги растут, кредиторы отказываются предоставлять займы, увеличиваются проценты налогов. В настоящее время эта проблема занимает особое место среди других вопросов современной бюджетной политики России.
Для того чтобы понять, чем России грозит увеличение государственного долга, стоит обратиться к компетентным в этом вопросе людям, одним из которых является знаменитый журналист, автор множества экономических и политических статей Алексей Суховерхов. Недавно он опубликовал статью под названием «Государственный долг России в 2017–2019 годах», в которой приводится краткий анализ документа Министерства финансов Российской Федерации «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017–2019 гг.». В ней автор с самого начала выразил свою позицию: «Министерство финансов добилось полного провала при проведении приватизации, почти потратило весь Резервный фонд. И теперь оно шаг за шагом переходит к последнему варианту финансирования бюджета и планирует увеличить госдолг России в 2017–2019 году до критических отметок. В результате еще при нашей жизни, скорее всего, нас ждет дефолт. А наших детей – пожизненные выплаты заимствований, сделанных при Путине и его команде» [4].
Изложенные журналистом мысли справедливы с учетом сложившихся обстоятельств, ведь при постоянном увеличении суммы государственного долга экономика страны может не только пошатнуться, но и рухнуть вовсе. Чтобы не допустить этого, Министерство финансов всерьез задумалось об уменьшении государственного долга путем сокращения внешнего долга и увеличения внутренних займов, так правительство намерено занимать более триллиона рублей на внутреннем рынок ежегодно [5]. К чему это может привести?
Кризисная ситуация в стране возникает с того, что государство больше не способно погасить текущие обязательства по займу, вследствие чего вступает в новые долговые обязательства. Таким образом, выплачивая один займ, государство автоматически берет другой. Это может продолжаться очень долго, но, однажды, настанет момент, когда кредиторы начнут отказывать в предоставлении денежных средств.
В такой ситуации первое, что приходит на ум большинству населения, финансовых аналитиков и журналистов – дефолт. Как известно дефолт – (англ. default) невыполнение обязательств:
1. Неисполнение договора; невыполнение обязательства, неуплата долга. Финансовая несостоятельность.
2. Отказ (банка, правительства) выплатить по каким-л. причинам свои внешние или внутренние долги или проценты по ним [1].
О дефолте говорят, его боятся, а значит, постараются избежать. Большинство аналитиков связывают сложившуюся в стране ситуацию с внешним давлением со стороны Америки и ЕС, а также со стремительным увеличением курса доллара.
Недавние санкции сильно пошатнули экономику нашей страны. В своем выступлении на сессии «Государственный долг – порок или добродетель» Гайдаровского форума, первый заместитель Председателя Банка России Ксения Юдаева подметила, что главная задача в сложившейся ситуации – это стабилизация российской экономики в условиях внешних шоков. По ее словам, необходимо создавать условия для ее быстрой адаптации к новой ситуации при сохранении высокого уровня ценовой, макроэкономической и финансовой стабильности, а также, проведение «безрисковой» политики в отношении государственного долга. Государственный долг способен выполнять все эти функции только в том случае, когда в средне- и долгосрочной перспективе государственный бюджет является сбалансированным и государство способно обслуживать свои обязательства, не прибегая к дефолтам и печатному станку [3].
Все мировые державы, которые существуют в данный момент, имеют государственный долг. Россия, не занимая лидирующих долговых позиций среди крупнейших стран мира, за долгие годы накопила огромный внешний и внутренний долг.
По состоянию на 1 января 2017 года общий долг РФ составил 518,7 млрд. долларов США, что эквивалентно 31459621830000 рублей. Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2017 году выплаты по внешнему долгу России составят 125,3 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижение курса национальной валюты по отношению к какой-либо иностранной валюте, золоту. Причины девальвации - инфляция, дефицитность балансов платежных) [2] суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2017 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов, как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта. Если государственный долг продолжит расти, то о вопросе сохранения финансовой стабильности не может быть и речи.
Представителям власти необходимо понимать, что при создании законопроектов, реформ, других нормативно-правовых актов государство должно оставаться социально-ответственным и не позволять долгу наносить ущерб жизни населения.