Ценность информации на этикетках пищевых продуктов для потребителей
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Ценность информации на этикетках пищевых продуктов для потребителей
В статье рассматривается ценность и понятность информации на этикетках / маркировка пищевых продуктов для потребителей. Выводы сделаны на основе проведенного группой магистрантов онлайн опроса 500 человек.
Согласно исследованиям Госстата, проведенным в 2014 году [4], 52,5% людей не использует информацию на этикетках на продуктах питания и напитках, 21,8% покупателей считают, что чтение этого занимает слишком много времени, у 16,1% информация на этикетке не вызывает доверия, еще14,6% просто не понимают ее смысл. Информация на этикетке на продуктах питания и напитках должна быть размещена в соответствии c требованиями следующих нормативных документов:
· ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [5].
· Закон РФ «О защите прав потребителей» [2].
· Постановление Правительства РФ № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» [3].
· ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» [1].
Действие данных нормативных актов направлено, в первую очередь, на информирование потребителей в целях защиты их прав. Структура и тип информации, которая должна быть нанесена на этикетке продуктов питания и напитков, рассчитаны на удобство для потребителя, а также на формирование у него полного представления о продукте: состав, пищевая ценность, срок годности, вес, данные о производителе, информация о документах, в соответствии с которыми выработана продукт и прочее. Магистранты группы М-ТПП-15 кафедры Технологий питания Уральского государственного экономического университета провели маркетинговые исследования, чтобы выяснить, изучают ли потребители информацию на этикетках продуктов питания и напитков и какая именно информация на этикетках продуктов питания и напитков понятна потребителям. В частности, был проведен онлайн опрос потребителей. Всего потребителям было предложено ответить на 14 обязательных вопросов, для выяснения актуальности и ценности для них информации на этикетках пищевых продуктов и напитков, а также для формирования портрета опрошенной аудитории. Всего в опросе приняли участие 514 человек, 507 из которых читают информацию на этикетке пищевых продуктов и напитков. Большинство аудитории – 48% имеют высшее образование, возраст большинства – 64 % опрошенных – 18–25 лет. 52 % респондентов приобретают продукты питания и напитки один раз в 2–3 дня. Наибольшую активность в опросе проявили женщины – 75 % от общего числа опрошенных.
Рассмотрим детальнее данные опроса о том, какую информацию потребители изучают на этикетках продуктов питания и напитках, и какая информация им понятна.
Таблица 1.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Понятна ли Вам следующая информация на этикетках/маркировках продуктов и напитков?»
Срок годности |
Наличие ГМО |
Знак соответствия ЕАС |
Вес (брутто/нетто) |
Состав |
Энергетическая / Пищевая ценность |
Рекомендации по использованию / приготовлению |
Данные о производит. |
Обозначение ГОСТ, ТУ, СТО |
Условия хранения |
|
Да, понятна |
94% |
53% |
16% |
85% |
68% |
76% |
77% |
75% |
45% |
83% |
Нет, не понятна |
0% |
4% |
28% |
1% |
1% |
1% |
2% |
2% |
9% |
0% |
Скорее не понятна |
1% |
15% |
29% |
2% |
5% |
6% |
4% |
3% |
46% |
3% |
Скорее понятна |
5% |
27% |
27% |
11% |
25% |
17% |
17% |
20% |
0% |
14% |
Как мы видим из графика (Рисунок 1), построенного на основании данных Таблицы 1, наиболее понятна потребителям информация на этикетке продуктов питания и напитков о сроке годности, весе и условиях хранения. Менее всего понятна информация о наличии знаков соответствия ЕАС и обозначения нормативных документов, в соответствии с которыми произведен данный продукт (ГОСТ, СТО, ТУ).
Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Понятна ли Вам следующая информация на этикетках/маркировках продуктов и напитков?»
Сравним эти данные с ответами на вопрос «Какую именно информацию на этикетках и маркировках Вы изучаете?». Исходя из этих данных можно сделать вывод, какая именно информация на этикетках пищевых продуктов и напитков имеет наибольшую информационную ценность для потребителя.
Таблица 2.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Какую именно информацию на этикетках и маркировках Вы изучаете?»
Срок годности |
Наличие ГМО |
Знак соответствия ЕАС |
Вес (брутто/нетто) |
Состав |
Энергетическая / Пищевая ценность |
Рекомендации по использованию / приготовлению |
Данные о производит. |
Обозначение ГОСТ, ТУ, СТО |
Условия хранения |
|
Да, изучаю |
93% |
23% |
6% |
46% |
55% |
35% |
25% |
16% |
16% |
51% |
Зачастую обращаю внимание |
6% |
26% |
13% |
31% |
31% |
25% |
30% |
24% |
25% |
31% |
Смотрю очень редко |
1% |
29% |
27% |
17% |
12% |
25% |
34% |
34% |
28% |
15% |
Не смотрю абсолютно |
0% |
21% |
54% |
6% |
2% |
15% |
10% |
26% |
31% |
3% |
Рассмотрим эти данные на графике (Рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какую именно информацию на этикетках и маркировках Вы изучаете?»
Как мы видим, наибольшую ценность для потребителя имеет информация о сроке годности продукта – 93% респондентов. Напомним, этот же тип информации признан потребителями и самым понятным на этикетке пищевых продуктов и напитков питания – 94%. Это обусловлено тем, что срок годности напрямую связан с безопасностью продуктов питания и напитков. На втором месте по значимости для потребителей информация о составе продуктов – 55% ответивших изучают эту информацию, хотя в вопросе про понятность этой информации, состав продуктов питания и напитков по популярности только на 7 месте.
Достаточно интересно распределились данные о понятности и ценности для потребителей следующих типов информации на этикетках продуктов питания и напитков:
· наличие ГМО: изучают – 23%, понятно – 53%;
· данные о производителе: изучают – 16%, понятно – 75%;
· обозначение нормативной документации, на основании которой выработаны пищевые продукты и напитки (ГОСТ, СТО, СТУ): изучают – 16%, понятно – 45%;
· знак соответствия ЕАС: изучают – 6%, понятно – 16%.
Как видно из данной корреляции, доступность информации для понимания, совершенно не означает ее информационную ценность для потребителя. Наибольшую ценность имеет информация, связанная с безопасностью продукции: срок годности, состав и условия хранения. Информация о нормативных документах и производителе, хотя и направлена на защиту прав потребителя и его максимальное информирование, все-таки не несет такой ценности для последнего.
Такое восприятие информации на этикетках пищевых продуктов и напитках связано с недостаточным информированием потребителей о ценности этой информации. Для формирования наиболее грамотного потребительского поведения в части изучения информации на этикетках пищевых продуктов и напитков рекомендовано организовать доступные источники информирования потребителей. В частности, по итогам опроса большинство респондентов – 49% – предпочли бы получать информацию о содержании этикеток пищевых продуктов и напитков на информационных стендах в магазине. Такой подход, во-первых, позволит формировать более грамотного потребителя, который сможет по максимум извлекать информацию о товаре по его этикетке; во-вторых, повысит информационную ценность данных на этикетке, направленных на защиту прав потребителя, в-третьих, организация подобных стендов в магазинах может стать выгодным маркетинговым ходом в условиях жесткой конкуренции ритейлеров.