Статья:

Ценность информации на этикетках пищевых продуктов для потребителей

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Николаева Е.В. Ценность информации на этикетках пищевых продуктов для потребителей // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ценность информации на этикетках пищевых продуктов для потребителей

Николаева Екатерина Викторовна
магистрант, Уральский Государственный Экономический Университет, РФ, г. Екатеринбург

 

В статье рассматривается ценность и понятность информации на этикетках / маркировка пищевых продуктов для потребителей. Выводы сделаны на основе проведенного группой магистрантов онлайн опроса 500 человек.

Согласно исследованиям Госстата, проведенным в 2014 году [4], 52,5% людей не использует информацию на этикетках на продуктах питания и напитках, 21,8% покупателей считают, что чтение этого занимает слишком много времени, у 16,1% информация на этикетке не вызывает доверия, еще14,6% просто не понимают ее смысл. Информация на этикетке на продуктах питания и напитках должна быть размещена в соответствии c требованиями следующих нормативных документов:

·  ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [5].

·  Закон РФ «О защите прав потребителей» [2].

·  Постановление Правительства РФ № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» [3].

·  ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» [1].

Действие данных нормативных актов направлено, в первую очередь, на информирование потребителей в целях защиты их прав. Структура и тип информации, которая должна быть нанесена на этикетке продуктов питания и напитков, рассчитаны на удобство для потребителя, а также на формирование у него полного представления о продукте: состав, пищевая ценность, срок годности, вес, данные о производителе, информация о документах, в соответствии с которыми выработана продукт и прочее. Магистранты группы М-ТПП-15 кафедры Технологий питания Уральского государственного экономического университета провели маркетинговые исследования, чтобы выяснить, изучают ли потребители информацию на этикетках продуктов питания и напитков и какая именно информация на этикетках продуктов питания и напитков понятна потребителям. В частности, был проведен онлайн опрос потребителей. Всего потребителям было предложено ответить на 14 обязательных вопросов, для выяснения актуальности и ценности для них информации на этикетках пищевых продуктов и напитков, а также для формирования портрета опрошенной аудитории. Всего в опросе приняли участие 514 человек, 507 из которых читают информацию на этикетке пищевых продуктов и напитков. Большинство аудитории – 48% имеют высшее образование, возраст большинства – 64 % опрошенных – 18–25 лет. 52 % респондентов приобретают продукты питания и напитки один раз в 2–3 дня. Наибольшую активность в опросе проявили женщины – 75 % от общего числа опрошенных.

Рассмотрим детальнее данные опроса о том, какую информацию потребители изучают на этикетках продуктов питания и напитках, и какая информация им понятна.

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Понятна ли Вам следующая информация на этикетках/маркировках продуктов и напитков?»

 

Срок годности

Наличие ГМО

Знак соответствия ЕАС

Вес (брутто/нетто)

Состав

Энергетическая / Пищевая ценность

Рекомендации по использованию / приготовлению

Данные о производит.

Обозначение ГОСТ, ТУ, СТО

Условия хранения

Да, понятна

94%

53%

16%

85%

68%

76%

77%

75%

45%

83%

Нет, не понятна

0%

4%

28%

1%

1%

1%

2%

2%

9%

0%

Скорее не понятна

1%

15%

29%

2%

5%

6%

4%

3%

46%

3%

Скорее понятна

5%

27%

27%

11%

25%

17%

17%

20%

0%

14%

 

Как мы видим из графика (Рисунок 1), построенного на основании данных Таблицы 1, наиболее понятна потребителям информация на этикетке продуктов питания и напитков о сроке годности, весе и условиях хранения. Менее всего понятна информация о наличии знаков соответствия ЕАС и обозначения нормативных документов, в соответствии с которыми произведен данный продукт (ГОСТ, СТО, ТУ).

 

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Понятна ли Вам следующая информация на этикетках/маркировках продуктов и напитков?»

 

Сравним эти данные с ответами на вопрос «Какую именно информацию на этикетках и маркировках Вы изучаете?». Исходя из этих данных можно сделать вывод, какая именно информация на этикетках пищевых продуктов и напитков имеет наибольшую информационную ценность для потребителя.

Таблица 2.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Какую именно информацию на этикетках и маркировках Вы изучаете?»

 

Срок годности

Наличие ГМО

Знак соответствия ЕАС

Вес (брутто/нетто)

Состав

Энергетическая / Пищевая ценность

Рекомендации по использованию / приготовлению

Данные о производит.

Обозначение ГОСТ, ТУ, СТО

Условия хранения

Да, изучаю

93%

23%

6%

46%

55%

35%

25%

16%

16%

51%

Зачастую обращаю внимание

6%

26%

13%

31%

31%

25%

30%

24%

25%

31%

Смотрю очень редко

1%

29%

27%

17%

12%

25%

34%

34%

28%

15%

Не смотрю абсолютно

0%

21%

54%

6%

2%

15%

10%

26%

31%

3%

 

Рассмотрим эти данные на графике (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какую именно информацию на этикетках и маркировках Вы изучаете?»

 

Как мы видим, наибольшую ценность для потребителя имеет информация о сроке годности продукта – 93% респондентов. Напомним, этот же тип информации признан потребителями и самым понятным на этикетке пищевых продуктов и напитков питания – 94%. Это обусловлено тем, что срок годности напрямую связан с безопасностью продуктов питания и напитков. На втором месте по значимости для потребителей информация о составе продуктов – 55% ответивших изучают эту информацию, хотя в вопросе про понятность этой информации, состав продуктов питания и напитков по популярности только на 7 месте.

Достаточно интересно распределились данные о понятности и ценности для потребителей следующих типов информации на этикетках продуктов питания и напитков:

·     наличие ГМО: изучают – 23%, понятно – 53%;

·     данные о производителе: изучают – 16%, понятно – 75%;

·     обозначение нормативной документации, на основании которой выработаны пищевые продукты и напитки (ГОСТ, СТО, СТУ): изучают – 16%, понятно – 45%;

·     знак соответствия ЕАС: изучают – 6%, понятно – 16%.

Как видно из данной корреляции, доступность информации для понимания, совершенно не означает ее информационную ценность для потребителя. Наибольшую ценность имеет информация, связанная с безопасностью продукции: срок годности, состав и условия хранения. Информация о нормативных документах и производителе, хотя и направлена на защиту прав потребителя и его максимальное информирование, все-таки не несет такой ценности для последнего.

Такое восприятие информации на этикетках пищевых продуктов и напитках связано с недостаточным информированием потребителей о ценности этой информации. Для формирования наиболее грамотного потребительского поведения в части изучения информации на этикетках пищевых продуктов и напитков рекомендовано организовать доступные источники информирования потребителей. В частности, по итогам опроса большинство респондентов – 49% – предпочли бы получать информацию о содержании этикеток пищевых продуктов и напитков на информационных стендах в магазине. Такой подход, во-первых, позволит формировать более грамотного потребителя, который сможет по максимум извлекать информацию о товаре по его этикетке; во-вторых, повысит информационную ценность данных на этикетке, направленных на защиту прав потребителя, в-третьих, организация подобных стендов в магазинах может стать выгодным маркетинговым ходом в условиях жесткой конкуренции ритейлеров.

 

Список литературы:
1. ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004.
2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (с изменениями и дополнениями). Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
4. Россияне не читают этикетки на товарах // The DairyNews – Ежедневные Новости Молочного Рынка – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.dairynews.ru/processing/rossiyane-ne-chitayut-etiketki-na-tovarakh.html (дата обращения: 02.01.2017).
5. ТР ТС 022/2011. Пищевая продукция в части ее маркировки // Евразийская экономическая комиссия – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.tsouz.ru/db/techreglam/documents/trtspishevkamarkirovka.pdf (дата обращения: 02.01.2017).