Особенности антикризисного управления предприятиями строительного комплекса в условиях экономической нестабильности
Секция: Экономика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Особенности антикризисного управления предприятиями строительного комплекса в условиях экономической нестабильности
В данной статье изложены результаты теоретико-методологического исследования и современные подходы, направленные на антикризисное управление предприятиями строительной отрасли в условиях современного состояния российской экономики. В статье раскрыта основная сущность антикризисного управления, исследованы принципы построения механизма антикризисного управления, использованы современные подходы и методики предупреждения банкротства строительных предприятий.
Актуальность статьи заключается в том, что каждый финансовый или экономический кризис приносит строительному бизнесу новые возможности, в результате чего он либо изменяется, либо исчезает. Для того, чтобы постоянно развиваться, надо эффективно использовать антикризисное управление – оно полезно не только в условиях экономической нестабильности.
Антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России. Однако, в современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально–экономической системы. «Krisis» – в переводе с греческого – решение, поворотный пункт или исход. Понятие «кризис» теснейшим образом связано с понятием «риск», которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения [4, с.231].
Роль антикризисного управления как особенности управления деятельностью предприятия строительной отрасли в целом велика. С переходом к рыночным отношениям потребность в его практическом применении возникла у строительных предприятий, пребывающих в состоянии хронической неплатежеспособности. Однако, между потребностью и ее удовлетворением возникает «пропасть». Это связано с наличием смежных неразрешенных проблем.
К основным задачам антикризисного управления относят:
· модификацию функционирования хозяйственных механизмов во всех сферах деятельности предприятия (организации);
· трансформацию критериев принятия управленческих решений на всех уровнях управления предприятием (организацией);
· разработку и реализацию стратегии и тактики предприятий в изменяющихся условиях внешней среды;
· активное применение новых усовершенствованных возможностей управления;
· применение максимального числа легальных методов хозяйственного маневрирования.
Среди факторов, вызывающих кризисные явления в жизнедеятельности строительных предприятий, выделяют внешние и внутренние. Последние зависят, прежде всего, от эффективности менеджмента строительного предприятия, они определяют уровень его конкурентоспособности и устойчивости к изменениям внешней среды.
Внешние факторы могут повлиять на работу строительной компании также сильно, как и внутренние. Например, отраслевые проблемы экономики в любом случае затронут работу всех компаний, насколько идеально не были отлажены внутренние процессы. Мировой кризис затрагивает в целом всех, и неважно - хороший был у компании менеджмент или его не было вовсе, управлять компанией в кризисный период все равно придется с учетом новых реалий. В самом тяжелом случае можно пригласить специального менеджера, который занимается антикризисным управлением [1, с.17].
Мировая история знает массу кризисов, как международного характера, так и отраслевого, который влияет на часть компаний. За это время был выработан ряд принципов, который позволяет эффективно работать с кризисными явлениями любого масштаба, как на уровне экономики отдельного предприятия, так и на уровне государства.
К этим принципам относятся: раннее выявление кризисных явлений. Они никогда не случаются внезапно, они имеют свое зарождение, рост и максимальное проявление; немедленная реакция. Чем раньше начать работать с кризисными явлениями, тем шире набор возможностей по их нейтрализации; адекватное реагирование. Реакция должна быть достаточной, чтобы преодолеть проблемы, а также не должна быть избыточной, чтобы не тратить ресурсы предприятия сверх меры, это ослабит бизнес; мобилизация внутреннего потенциала компании.
Даже перед лицом банкротства необходимо опираться на внутренние резервы, в противном случае риск потерять бизнес очень велик. В первую очередь – наблюдение. Антикризисное управление предприятием - это процесс, который должен быть запущен постоянно, а не только в момент, когда кризис начался и стремительно развивается. Предупредить его начало гораздо проще и легче, чем болезненно выходить из него, параллельно решая массу накопившихся проблем. Первоочередная задача в антикризисном управлении - постоянный мониторинг тех параметров предприятия, которые формируют так называемое «кризисное поле». Отклонение этих параметров от установленных значений может свидетельствовать о кризисном развитии предприятия.
Их можно разделить на внешние и внутренние [2, с.317].
К внешним относятся те, на которые компания повлиять не в силах: инфляция, снижение доходов и покупательской способности, рост безработицы; рост конкуренции или усиление монополиста, валютная волатильность, снижение емкости рынка; рост цен на сырье, изменение покупательских предпочтений, научно-технический прогресс; государственное регулирование и непредсказуемость – через налоговые и контролирующие органы; стихийные бедствия, криминогенная обстановка, война.
К внутренним факторам: плохое понимание рынка, высокие инвестиционные риски; высокие издержки производства, некачественный бухучет, негибкое управление процессами; износ производства, низкая производительность труда, неадекватные социальные обязательства; низкая конкурентоспособность, малое число потребителей. Наблюдать надо за всеми параметрами. Изменение внешних параметров говорит о том, что компания также должна измениться, чтобы продолжить развитие. Изменение внутренних параметров показывает, что надо выправить ситуацию внутри производства.
В идеале стратегия антикризисного управления строительным предприятием разрабатывается на короткий промежуток времени, чаще всего на год. В основе стратегии лежат задачи по восстановлению платежеспособности и стабилизации финансового состояния компании. Преодоление кризиса предполагает адаптацию работы компании к новым условиям, ее реорганизацию, организационные и технологические нововведения.
Механизм антикризисного управления предприятием на примере одной из двух моделей стратегических планов – американской и японской нашла наибольшее применение в компаниях мира, в том числе и в строительной отрасли. Именно эти модели могут быть в основе индивидуальных планов.
В основе американской стратегии лежат следующие условия [5]:
· выпускаемая продукция должна выгодно отличаться от продукции конкурентов;
· продукция должна удовлетворять конкретные потребности конкретной целевой аудитории;
· продукция должна обладать низкой себестоимостью.
Модель стратегии содержит следующие отличительные особенности:
· разрабатываемые мероприятия по преодолению кризиса реализуются последовательно;
· высшее руководство имеет наибольший приоритет при принятии решений;
· исходя из этих условий, выбирается оптимальный план.
В результате реализации такого плана выполняется следующее:
· решения принимаются быстро;
· сроки реализации продукции увеличиваются;
· план реализуется в невысоком темпе и с определенным сопротивлением со стороны исполнителей.
Антикризисное управление строительным предприятием на примере стратегий японских компаний содержит следующие условия:
· компания должна получить прибыль;
· необходимо создать сообщество работников компании;
· необходимо развивать наукоемкие производства.
Производства, не содержащие наукоемкую составляющую, следует выводить в другие страны. Модель стратегии содержит следующие отличительные особенности:
· разработанный план должен быть позитивно принят исполнителями;
· запланированные мероприятия запускаются параллельно;
· действия исполнителей оптимизированы и доступны для реализации.
В результате работы по такой модели выполняется следующее:
· решения принимаются долго, но план реализуется за короткий срок;
· исполнители привлекаются к разработке антикризисного плана и впоследствии активно поддерживают его реализацию.
Эксперты антикризисного финансового управления предприятия отмечают, что в России наиболее применима японская модель. В наших реалиях у каждой компании есть дефицит ресурсов, который существенно ограничивает возможности «маневра» при разработке стратегий. Традиционной является сложная иерархия подчинения и принятия решений, а ограничения по времени не оставляют возможности для последовательной и поступательной антикризисной деятельности. Поэтому все антикризисные мероприятия запускаются параллельно.
Разработка стратегии должна основываться на финансовых возможностях предприятия. Для этого необходимо оценить объем чистого денежного потока предприятия во время кризиса, а также понять, хватит ли его для преодоления возникшей ситуации. Нужно оценить страховые резервы и насколько они покрывают возможные угрозы, связанные с кризисом. Следует проработать вопрос экономии денежных средств за счет текущих затрат, снижения инвестиционной деятельности и других расходов, а также определить дополнительные внешние финансовые источники.
Кроме того, стоит оценить потенциал финансового менеджмента - квалификацию управленцев и эффективность внутренних процессов по управлению денежными потоками. Если у предприятия достаточно внутренних резервов для преодоления кризиса, то разрабатывается комплексный план по выводу компании из него, в котором содержится перечень антикризисных мероприятий, объем выделяемых средств и срок реализации этих мероприятий, лица, ответственные за выполнение комплексного плана и ожидаемые результаты.
В случае привлечения денежных средств извне, разрабатывается инвестиционный план финансовой санации. С помощью этого плана компания может привлечь внимание кредиторов, инвесторов и других заинтересованных лиц к оздоровлению собственного бизнеса. План поможет оценить финансовое состояние компании, раскроет план действий и понять перспективы будущей деятельности строительной компании. Важная часть любой стратегии - контроль реализации всех ее разделов.
С этой целью на предприятии имеет смысл запустить оперативный финансовый контроль, к которому привлекаются главные менеджеры предприятия. Это позволит повысить управляемость процессов за счет постоянной обратной связи и коррекции антикризисных мероприятий.
Приведем механизм антикризисного управления. Что больше всего подходит и на чем сосредоточить свои усилия, руководитель должен выбрать сам. Система антикризисных мер представлена на рисунке 1 в виде причинно-следственной диаграммы (схемы Исикавы), такую диаграмму иногда называют «рыбья кость».
Рисунок 1. Механизм антикризисного управления [3, с.19]
Необходимо помнить, что кризис создает дополнительные условия для развития, если грамотно воспользоваться появляющимися возможностями.
Система антикризисных мер:
· Повышение производительности компании в условиях кризиса.
· Изменение маркетинговой деятельности строительного предприятия в кризисное время.
· Управление денежными средствами в условиях кризиса.
· Трансформация инвестиционной и финансовой деятельности предприятия строительной отрасли в кризис.
· Мотивация персонала в период кризиса.
Таким образом, под антикризисным управлением деятельностью строительного предприятия понимается управление, которое направлено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации, а также предотвращение ее в будущем.