Диссидентское движение на Кубе
Секция: Политология
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Диссидентское движение на Кубе
Мы живем в эпоху повсеместной демократизации, свободы слова, мнения, вероисповедания, убеждений, выбора, свободы передвижения, то есть свобод, которые понимаются нами как фундамент любого цивилизованного общества, где человеческие права имеют верховенство. Куба же, называемая Островом Свободы, со времен революции перестала соответствовать своему неофициальному названию. Социалистическая идеология, господствующая в стране, всячески подавляет право граждан на выражение своего мнения, свобода слова носит лишь формальный характер, ограниченный идеологическим мировоззрением правительства, а любая попытка инакомыслия подвергается различного рода преследованиям и дискриминации. Все это привело к появлению на Кубе противников социалистического режима – диссидентов. Корни кубинского диссидентского движения уходят еще к середине XX века, а именно к революции 1959 года, которая, как часто отмечают, просто сменила диктаторский режим Батисты на диктаторский режим Кастро. Множество восставших поднялось на революцию исключительно ради свержения режима первого и затем уже, столкнувшись с коммунистическими настроениями в новом послереволюционном обществе, перестало поддерживать и лидеров революции – Фиделя Кастро и Че Гевару. Хотя сам Фидель Кастро заявлял, что Куба – «самая свободная страна на свете», на сегодняшний день вышеуказанные свободы – свободы лишь де-юре и на самом деле ограничены идеологическими рамками. Несмотря на то, что по Конституции кубинский народ обладает основными фундаментальными правами и свободами, соблюдаются они с оговоркой – они не могут идти вразрез с социалистической идеологией: согласно Статье 61 Конституции Кубы ни одна из этих свобод не может реализовываться «вопреки существованию и целям социалистического государства, вопреки решимости кубинского народа построить социализм и коммунизм. Нарушение этого принципа наказуемо.» Кубинские граждане перестали обладать свободой выбора: правительство решает, что им можно изучать, где им работать, что они могут купить, что им разрешено читать, что они могут смотреть по телевизору, и могут ли они поехать за границу. Пресекается любая критика правительства: СМИ и интернет контролируются государством, а все журналисты в обязательном порядке должны вступить в национальную ассоциацию журналистов, которая, в свою очередь, подконтрольна Коммунистической партии. Особого внимания заслуживает Уголовный кодекс Кубинской Республики: журналистам, блоггерам, различным активистам предъявляются практически надуманные обвинения, к примеру, в «создании опасности» (такие формулировки вполне естественны для УК Кубы, где также встречаются фразы «общественная опасность», «вражеская пропаганда», «неуважение к властям», «сопротивление», «клевета на национальные институты» и «опасный нрав»), для того, чтобы не позволить диссидентам пользоваться свободой выражения мнений, создания объединений и собраний. Еще одна особенность кубинского Уголовного кодекса – наличие законов о превентивных, еще несовершенных преступлениях. Интересен также изданный в феврале 1999 года Национальным собранием Кубы Закон №88 «О защите национальной независимости и экономики Кубы», который устанавливает уголовную ответственность за прямую и косвенную поддержку политики США в отношении Кубы, в рамках закона Хелмса-Бертона (официально закон называется «За свободу и демократическую солидарность с Кубой» и является элементом санкционной политики США в отношении Кубы). Этот закон предусматривает лишение свободы на срок до 15 лет для лиц, признанных виновными в передаче государственной информации правительству США и уличенных в работе на секретные службы США. Также закон предусматривает до пяти лет лишения свободы за сотрудничество с любыми иностранными радио- и телестанциями, печатными изданиями или другими средствами массовой информации. Вашингтон следит за развитием ситуации с правами человека на Кубе, однако американский истеблишмент и кубинский имеют совершенно различный взгляд на проблему диссидентства, так как тех заключенных, которых на Западе считают политическими, кубинские власти называют заключенными, отбывающими срок за обычные правонарушения.
В связи с чем, Кастро заявляет, что на Кубе нет политических заключенных, по его словам, если ему дадут список фамилий, и если такие заключенные действительно существуют, то до вечера они будут освобождены.
Диссидентское движение – это и организованные группы, и лица, действующие независимо. Среди организаций наиболее крупными и влиятельными являются три: Патриотический союз Кубы (Unión Patriótica de Cuba, UNPACU), Damas de Blanco (женщины, одетые в белое, несут по улицам портреты своих осужденных родственников с целью привлечения внимания к защите прав политических заключенных на острове, а также предоставление им амнистии.Все их демонстрации являются мирными, однако кубинские власти к таким акциям относятся крайне негативно, считая Damas de Blanco организацией, финансируемой США и направленной на дестабилизацию обстановки в стране) и блок Arco progresista, объединяющий несколько социал-демократических партий (Partido Arco Progresista(PARP), Coordinadora Social Democrata de Cuba, Partido del Pueblo). Они выступают с критикой монополизации государством всех сфер жизни общества, политики власти в отношении диссидентов. Основные политические цели – убедить кубинское правительство объявить политическую амнистию и заново установить суверенное Национальное учредительное собрание, которое было упразднено после свержения Батисты в 1952 г. Они также борются за мирное достижение уважения и соблюдения прав и свобод всех кубинских граждан, а также требуют от власти признание и декриминализацию политического плюрализма внутри государства. Куба, по их мнению, должна двигаться в сторону установления демократии и социального равенства, отказаться от конфронтации и принципов холодной войны с США, и начать создание нового правового фундамента, закладывающего основы уважения прав и свобод человека, а отношения между США и Кубой должны быть пересмотрены, чтобы в дальнейшем была возможность совместно содействовать развитию и укреплению независимого гражданского общества.
Самая известная кубинская диссидентка – журналистка и блоггер Йоани Санчес. Критиковать политический режим на Кубе она начала, будучи студенткой: ее диссертация под названием «Диктатуры в латиноамериканской литературе» была воспринята как завуалированная критика режима Кастро. В апреле 2007 Санчес запустила блог «Поколение Y», в котором всё более резко стала обсуждать проблемы кубинской жизни.
В общем и целом, диссидентство на Кубе представляет собой достаточно сложное и многогранное социальное явление, представленное не только крупными организациями, но и лицами, пытающимися бороться с режимом Кастро самостоятельно. Одни борются с режимом словом – публикуют различные материалы о ситуации на Кубе в Интернете и СМИ, некоторые проводят мирные марши и демонстрации, а другие действуют радикально – устраивают голодовки. Перспективы для движения неоднозначны: маловероятно, что диссидентские организации смогут провернуть крупномасштабную акцию по свержению режима, тем более, что наметившийся в Латинской Америке поворот слева направо, возможно, рано или поздно затронет и Кубу, и процесс некоего размывания социалистических основ в сторону большей демократизации произойдет естественным путем.