Статья:

Правовой аспект государственного управления в сфере высшего образования в России (история Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Аронов А.А. Правовой аспект государственного управления в сфере высшего образования в России (история Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовой аспект государственного управления в сфере высшего образования в России (история Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

Аронов Александр Андреевич
студент, Самарский университет, РФ, г.о. Самара
Ябарова Асия Якубовна
научный руководитель, ассистент, Самарский университет, РФ, г.о. Самара

 

Правовую основу российской системы высшего образования можно представить двумя следующими уровнями источников: «внешние» (международные) нормативные правовые акты и «внутренние» (внутригосударственные) нормативные правовые акты.

Под влиянием процесса глобализации в сфере ВО возрастает роль международно-правовых норм как инструмента регулирования соответствующих отношений. Эти нормы получили отражение как в международных соглашениях и договорах, которые регулируют исключительно образовательные отношения, так и в документах, лишь отчасти затрагивающих их.

К «внутренним» правовым источникам, помимо Конституции РФ, Положения о Министерстве образования и науки РФ иных нижестоящих правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, до недавнего времени относились два федеральных закона. Это Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Федеральный закон от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании». Существующие недостатки законодательной базы обусловили необходимость принятия нового закона «Об образовании в РФ», который заменил два выше упомянутых базовых закона. Законопроект был принят Госдумой 19 декабря 2012 года. Закон вступил в силу 1 сентября 2013 года, а полное его действие началось лишь с 2016 г. [1].

История становления нормативно-правовой базы в сфере ВО имеет следующее развитие. Ранее по ст.1 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. ФЗ от 22.08.2004 №122-ФЗ) существовал лишь один уровень данного нормативно-правового регулирования – федеральный. [5]. Но 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.2002 N199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [6]. Согласно этому закону система внутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере образования включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный (муниципальный).

Федеральный уровень представлен следующими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами:

1)  Конституция Российской Федерации.

В ст. 43 закреплено право каждого на образование. Касательно высшего образования эта норма уточняет следующим образом: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». [1]. Также в России «устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты, которые поддерживают различные формы образования и самообразования». Пункт 1 ст. 72 причисляет общие вопросы образования к совместному ведению РФ и ее субъектов; ст.114 обеспечивает проведение Правительством РФ единой государственной политики в образовательной сфере.

2)  Федеральный закон от 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;

3)  другие «профильные» федеральные законы. Это законы, которые приняты для регламентирования отношений в сфере образования. К ним можно отнести Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» [7].

4)  «непрофильные» законы. Они включают в себя лишь отдельные нормы по регулированию отношений в сфере образования и имеют особый статус.

5)  Подзаконные нормативно-правовые акты в данной сфере можно объединить по принципу убывания юридической силы следующим образом:

a)  Указы Президента РФ, которые можно разделить на две группы:

· указы, содержащие нормы по регулированию отношений исключительно в сфере ВО (например, Указ Президента РФ от 06.04.2006 № 15 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»);

· указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики высшего и послевузовского профессионального образования (Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»);

b)  Постановления Правительства РФ, которые могут быть аналогично классифицированы;

c)   НПА Минобрнауки РФ.

Система муниципального образовательного права – это совокупность НПА, которые принимают органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией в области образования. Данные акты немногочисленны. Причина их применения, как правило, связана с необходимостью предоставления дополнительной соцподдержки и льгот участникам отношений в сфере образования.

Следует отметить, что в соответствии со ст.3 закона «Об образовании в РФ» «законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствие с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования» [4]. Про международно-правовые источники в статье не упоминается. О них идет речь лишь в п. 1 ст. 57, который посвящен международному сотрудничеству России в области образования: «Международное сотрудничество РФ в области образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются правила международного договора». Подобная интерпретация искажает суть нормы Конституции. По смыслу норм ст.ст.3 и 57 выходит, что международные договоры России заключаются только для регулирования вопросов международного сотрудничества в образовательной сфере. А для регулирования всех остальных образовательных отношений используются лишь внутригосударственные источники права. Такое закрепление норм может ошибочно указывать на непрямой характер действия общепризнанных международных принципов.

Другим недостатком нормативно-правовой базы является противоречивость положений так называемых «профильных» и «непрофильных» законов, содержащих правовые нормы по регулированию отношений в сфере ВО. В этой связи было принято решения о создании принципиального нового закона, который содержал бы все поправки, накопившиеся за последние годы. По итогам была сформирована рабочая группа под руководством Минобрнауки для подготовки пилотного варианта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Данный пилотный текст закона был подвергнут бурному обсуждению в кругах образовательных сообществ в течение полугода в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе и Союзе ректоров России. Далее законопроект со всеми внесенными коррективами был открыт для общественного рассмотрения. В конечном итоге разбор документа об образовании растянулся на несколько лет. К составителям данного законопроекта поступило более 600 тысяч обращений от граждан с поправками, поступило свыше 40 тысяч коллективных обращений. Однако, 31 декабря 2012 г., почти три года спустя, новый закон «Об образовании в РФ» получил официальное опубликование. В силу он вступил с 1 сентября 2013 года.

Согласно новому закону, учиться на бюджетной форме, в том числе, и в вузе, можно не только в государственных, но и негосударственных образовательных учреждениях (если у них есть государственная аккредитация). Образование без ограничений. Была поставлена цель – создание качественного образования, которые было бы доступно всем детям, даже с ограниченными возможностями здоровья. Широкое использование принципов инклюзивного образования. Срок действия результатов Единого государственного экзамена был увеличен до 4 лет. Отметим, что ранее эта цифра была равна 18 месяцам. Важной стала поправка возможность ежегодной пересдачи экзамена, и выбор в рамках поступления в вуз наиболее высоких результатов. Ученики выпускных классов смогут лично выбирать учебные курсы, как в стенах своей родной школы, так и вне её с использованием информационно-коммуникационных технологий. Новый закон дал возможность применять в ходе образовательного процесса модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, и сетевое взаимодействие образовательных организаций.

Также следует отметить, что наиболее важные поправки коснулись правил зачисления в высшие учебные заведения. Абитуриенты различных категорий льгот, ранее пользовавшиеся правом зачисления в вуз вне конкурса, теперь будут иметь возможность на бюджетной основе учиться на подготовительных отделениях. А в дальнейшем конкурсный отбор для этой категории поступающих, будет проходить в обычном режиме при равных условиях. В прошлом осталось и такая форма образования как начальная профессиональная. При этом произошло объединение таких форм как среднее профессиональное образование и высшее профессиональное. Было введено понятие «конфликт интересов педагогического работника». Данное понятие определило ситуацию заинтересованности педагога в получении материальной выгоды в ходе выполнения своей работы. Проект закона еще раз укрепил статус основных российских университетов: МГУ и СПбГУ. Так данным вузам, в одном ряду с федеральными и национально-исследовательскими университетам, дано право вводить свои собственные образовательные стандарты [2].

Безусловно, утверждение нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» была аргументировано, т.к. возникла необходимость изменить существующую законодательную базу в образовательной сфере, в том числе и «непрофильных» законов. Наряду с законопроектом «Об образовании в РФ» правительство внесло в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в иные федеральные законы, связанные с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации». В итоге закон внес изменения и поправки в 105 законодательных актов. В целом данные изменения можно отнести к регламентированию используемых термин, сопоставлению с нормами, которые содержатся в отраслевом законодательстве, а также регулированию и систематизации льгот при зачислении в вузы.

Таким образом, с принятием законов «О внесении изменений в иные федеральные законы, связанные с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» и «Об образовании в Российской Федерации» возникла необходимость пересмотра нормативно-правовой базы подзаконного уровня. Так нормативно-правовая база в сфере образования и на уровне субъектов претерпели изменения согласно принятым законом и положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

Список литературы:
1. Госдума приняла закон об образовании, снабдив его поправками / Риановости, 18 декабря 2012 г. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://ria.ru/society/20121218/915321304.html. (дата обращения: 21.05.17).
2. История закона «Об образовании». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://edu.glavsprav.ru/spb/law/history/. (дата обращения: 10.05.17).
3. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Текст и справочные материалы: карманный справочник юриста. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с.
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. (дата обращения: 21.05.17). 
5. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/popular/education/#info (дата обращения: 21.05.17.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121965. (дата обращения: 21.05.17).
7. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/51_fz.htm. (дата обращения: 21.05.17).