Статья:

Профессиональные стандарты бухгалтера

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Бойко А.Д. Профессиональные стандарты бухгалтера // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(48).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиональные стандарты бухгалтера

Бойко Анна Дмитриевна
студент, Омский государственный аграрный университет им. П.А Столыпина, РФ, г. Омск
Крюкова Ольга Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, начальник Центра информационно-аналитической работы и поддержки организационного развития СУДРиОР ФГБОУ ВО Омский ГАУ, РФ, г. Омск

 

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. По своей природе, профессиональный стандарт – это основополагающий документ для бухгалтера [12].

Итак, что же такое, профессиональный стандарт для бухгалтера? Рассмотрим этот вопрос поподробнее.

Бухгалтеру необходимо вести аналитический учет текущих операций экономической жизни субъекта хозяйствования, а также выполнять итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни. Эта обобщенная функция подразумевает подсчет в регистрах бухучета итогов и остатков, закрытие оборотов по счетам [1].

В обязанности исполнительного аппарата департамента (отдела) бухгалтерского учета, входит выполнение несложных расчетов по отдельным участкам бухгалтерского учета.

Исходя из выше изложенного, можем прийти к обоснованному выводу, что бухгалтер может не знать работу всех участков учета.

Предприятию является целесообразным произвести дифференциацию квалификационного уровня аппарата бухгалтерии, ввести например такие штатные должности бухгалтеров, например такие как, «ведущий бухгалтер», «старший бухгалтер», «бухгалтер участка» (по учету расчетов, основных средств, материалов и пр.), «бухгалтер-стажер» (на практике – «помощник бухгалтера»). Круг обязанностей бухгалтера каждой отдельно взятой категории, детально характеризует должностная инструкция [2].

Примечательно, что кассиры классифицируются, как служащие сферы обслуживания. Бухгалтерами они не являются [3].

Исходя из вышеизложенного, можем прийти к обоснованному выводу, что после кассира, участок «Касса» должен обрабатывать еще и бухгалтер. Такая двойная обработка информации достаточно неудобна.

Новый стандарт бухгалтера – это требования к знаниям.

В целом Стандарт, как нормативно – правовой акт специального действия предъявляет достаточно высокие требования к бухгалтеру. Эти требования являются отражением нормативных требований к ведению учета, включая составление отчетности [12].

Ориентируясь на вышеуказанный стандарт, любой специалист бухгалтерской отрасли намечает для себя пути и объем повышения квалификации. Так, бухгалтеру необходимы базовые знания о ведении архивного дела, по вопросам социального и медицинского страхования, а также базовых основ иного материального права, а именно: трудового, налогового и иных отраслей права [3].

Также, в зависимости от степени масштабов деятельности и размеров компании бухгалтеру необходимо знать международные стандарты финансовой отчетности. Однако следует отметить, что данное требование в большинстве своем предъявляется главным бухгалтерам предприятий, а также их заместителям [4].

Внедрение вышеуказанного стандарта, конкретизирует круг должностных (служебных) обязанностей сотрудников бухгалтерской службы, что позволяет в практической плоскости, исключить разного рода дублирования одних и тех же функций разными службами предприятия. Отметим при этом, что особенно жесткие требования указанным выше стандартом предъявляются к должности главного бухгалтера предприятия, что от главбуха ожидается знание судебной практики по вопросам бухгалтерского учета. Хотя знание арбитражной практики по налоговым спорам несравненно важнее.

При этом следует отметить что более лояльных требований к бухгалтерам, ведущим учет на малых предприятиях или в условиях специальных налоговых режимов, стандарт не предусматривает, а значит, требования являются унифицированными, что в свою очередь создает благоприятные условия для общего повышения образовательно – квалификационного уровня в отрасли [12].

Требования к образованию и стажу бухгалтера.

Требования стандарта к образованию и стажу бухгалтера, согласно вышеуказанного достаточно жестки. При этом следует отметить, что на уровне материальных норм законодательных актов, конкретные требования образовательно – квалификационного характера имеют место лишь для ключевых специалистов в сфере бухгалтерского учета предприятия, а именно для главных бухгалтеров [13].

В соответствии с требованиями вышеуказанного стандарта линейный бухгалтер должен иметь либо средне-специальное образование в сфере бухгалтерского учета, либо иметь дополнительное профессиональное образование. Однако, кроме наличия соответствующего образовательного уровня, одним из ключевых критериев является опыт практической деятельности в сфере учета и контроля, не менее 3-х лет [12].

Дополнительное профессиональное образование: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки, является практической необходимостью для каждого работника бухгалтерской отрасли, что обусловлено следующим, а именно: изменяющимся законодательством в сфере налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

Следует также отметить что бухгалтер, хоть и не имеет прямого отношения к производственному процессу, должен разбираться в общих чертах в его этапах, и тонкостях. Без отсутствия таких базовых знаний отсутствует возможность для бухгалтера подходить аналитически к тому или иному первичному документу, поступающему от производственных подразделений компании [4].

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к обоснованному выводу о том что, для специалистов бухгалтерской отрасли, важны не только базовая (образовательная подготовка), но и практический опыт деятельности в данной или смежных сферах, а также способность ориентироваться в нормах материального законодательства, а также соответствующих подзаконных актах, иметь представления о технологическом процессе производства, осуществляемого в компании где ведется бухгалтерский учет такими работниками.

Также следует отметить, что от профессионального уровня работников бухгалтерской службы зависят такие моменты как: оценка эффективности того или иного экономического субъекта, правильное ведение учетной деятельности в сфере движения активов и обязательств компании, правильность и полнота начислений и уплаты в бюджеты разных уровней налоговых отчислений и отчислений в разного рода социальные фонды [13].

От степени правильности, соответствие действующему законодательству и регламентирующим нормативным актам таких действий, зависит также наличие или отсутствие соответственно претензий со стороны контролирующих органов, и соответственно подобного рода спорных правоотношений, которыми сейчас изобилует судебная практика [5].

Также от профессионального уровня бухгалтерской службы, зависит правильность и своевременность подачи (опубликования) отчетной информации перед инвесторами, собственниками (держателями корпоративных прав) того или иного бизнеса. Данная составляющая присуща крупным компаниям, которые осуществляют размещение своих акций и долговых инструментов, как на фондовом рынке Российской Федерации, так и за рубежом.

Отдельно следует затронуть тему квалификационно-образовательного уровня главных бухгалтеров предприятий, а также их заместителей, учитывая тот неоспоримый факт что от деятельности данной категории лиц зависит организация процесса бухгалтерского учета на том или ином предприятии, а соответственно подбор и адаптация к конкретным стандартом (специфики) той или иной компании линейного персонала бухгалтерской службы [4].

Топ-менеджмент бухгалтерской службы, не только должен иметь необходимый образовательный уровень, но и опыт работы в сфере ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, по возможности в разных отраслях экономики, иметь право-понимание существующих норм и регламентов в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также ориентироваться в судебной практике в данной отрасли (споры с контролирующими органами), отслеживать изменения в действующем законодательстве, касающиеся сферы бухгалтерского учета и финансовой отчетности [6].

Исходя из вышеизложенного, в качестве заключительных моментов, можем сделать заключение, что нынешняя модель правовой регламентации сферы бухгалтерского учета и финансовой отчетности направлена на постоянное повышение квалификации работников данной отрасли.

К топ-менеджменту осуществляющему руководство данным подразделением на предприятии на уровне норм материального права, да и реалии практической деятельности, предъявляют более жесткие требования в плоскости образовательного, и что самое главного практического уровня освоения данной профессии [13].

Все вышеизложенное, говорит о практической актуальности затронутой нами в данной статье теме, и свидетельствует о необходимости дальнейшего анализа и описания данной тематики на периодической основе, что обосновывается постоянными изменениями соответствующей нормативно-правовой базы, а также усложнением экономических процессов которые обслуживаются бухгалтерами предприятий всех форм собственности.

 

Список литературы:

1. Агеева, О.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016 – 509 c.
2. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский финансовый учет. расчеты по оплате труда: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. – Люберцы: Юрайт, 2016 – 215 c.
3. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский Финансовый Учет. Отдельные Виды Обязательств: Учебное пособие – Люберцы: Юрайт, 2015 – 268 c.
4. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник – М.: МФПУ Синергия, 2013 – 720 c.
5. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник – М.: МФПУ Синергия, 2013 – 720 c.
6. Алисенов, А.С. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник и практикум для академического бакалавриата – Люберцы: Юрайт, 2016. – 457 c.
7. Алисенов, А.С. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник и практикум для СПО – Люберцы: Юрайт, 2016. – 457 c.
8. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет: – М.: Дашков и К, 2012. – 368 c.
9. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет: Практикум. – М.: Дашков и К, 2016. – 368 c.
10. Анциферова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет: – М.: Дашков и К, 2013 – 556 c.
11. Конституция Российской Федерации – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
12. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=57286.
13. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (последняя редакция) от 6 декабря 2011 года # 402-ФЗ – [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855.