Статья:

О некоторых изменениях в законодательстве об административной ответственности в 2016 году

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Друченко Т.А. О некоторых изменениях в законодательстве об административной ответственности в 2016 году // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 15.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О некоторых изменениях в законодательстве об административной ответственности в 2016 году

Друченко Татьяна Алексеевна
магистрант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону
Харченко Денис Андреевич
научный руководитель, канд. филос.наук, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена внесенными изменениями в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, отсутствием единого обзора данных изменений, а также необходимость, изучения влияния данных изменений на дальнейшее развитие законодательства и уровень общественных правоотношений.

Развитие административного права как отдельного правового института напрямую зависит от социальных, политических, экономических и культурных аспектов жизни на определенном этапе развития государства. Формально, с формированием первых общин начали появляться и административные правоотношения. С появлением Киевской Руси, начал усложняться процесс управления обществом. Постепенно государство увеличивало сферы управления, стали появлялись новые функции и задачи государства и как следствие необходимость расширения законодательной базы. Основной целью законодателя тех времен, было объединение законов и унификация их на всей территории Киевской Руси, что воплотилось одном из известнейших документов российской истории – Русской Правде.

Становление прав и свобод гражданина, возникновение понятия правового государства и разделения властей, обусловило создание системы управления внутри государства, осуществляемой исполнительными органами, что повлекло за собой образование отдельной отрасли права, регулируемой отношения в сфере государственного управления.

Во времена советской власти административная система менялась кардинально, начиная от сталинских противоправных репрессий и заканчивая принятием в 1980 году Основ законодательства СССР, а затем принятие в 1984 году Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

С развитием государства, право также развивается и совершенствуется. Сфера деятельности человека расширяется, появляются новые государственные органы и соответственно формируются новые правоотношения и как следствие правонарушения в этих отношениях. С любыми переменами в обществе неразрывно связаны и изменения в законодательстве.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) – это основной документ, регулирующий общественные отношения в области административного права. Начав свое действие в 2002 году, КоАП РФ продолжает дополняться новыми статьями. В ходе осуществления практического применения Кодекса и увеличения количества судебной практики, уточняются формулировки и ужесточаются санкции в уже существующих нормах, тем самым закон совершенствуется.

Основная задача внесений изменений и дополнений в КоАП РФ, это поддержание актуальности настоящего нормативного акта и улучшение общественных отношений регулируемых различными сферами права.

Из-за частоты вносимых изменений, разных сроков вступления их в законную силу и отсутствия единого документа, с комментариями и пояснениями к дополнениям, существует некая сложность отслеживания и популяризации данных норм среди участников общественных отношений.

Цель данной статьи детально рассмотреть изменения и дополнения материальных и процессуальных норм, вносимых в КоАП РФ и вступившие в законную силу в I–III квартал 2016 года.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения» оговаривал право оплаты половины взыскиваемой суммы административных штрафов налагаемых за нарушение ПДД, в случае досрочной уплаты таких штрафов. Данные изменения КоАП РФ, вступили в законную силу с 1 января 2016 года. [5, ст. 2].

Законодателем установлено, что при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, в области дорожного движения, за исключением некоторых административных правонарушений, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа, административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, а в случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере [2, ст. 32.2].

Важно отметить, что не по всем административным правонарушениям в сфере дорожного движения действует льготный период оплаты штрафа. Право оплаты половины суммы наложенного административного штрафа не распространяется на случаи повторного нарушения вождения транспортного средства без надлежащей регистрации, повторное превышение скорости на 40 км/ч и более, управление автомобилем в нетрезвом состоянии и отказ от освидетельствования на алкогольное и иное опьянение, проезд на красный (запрещающий) сигнал светофора, выезд и движение по встречной полосе, а также последствия ДТП в виде вреда здоровью средней или легкой степени тяжести. Данные ограничения свидетельствую о том, что изменения в первую очередь призваны не смягчить наказание, а повысить процент добровольного исполнения наказания за административное правонарушение.

Статьей 29.10 КоАП РФ предусмотрены требования к постановлению по делу об административном правонарушении. Так, в соответствии с ч. 1.1. статьи в постановлении помимо общих сведений, должна содержаться информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в двадцатидневный срок, важно учитывать, что по общему определению административного штрафа, согласно КоАП РФ минимальный размер штрафа за административное правонарушение в области ПДД составляет 250 рублей.

Данные нововведения направлены на увеличение количества оплачиваемых штрафов, что позволит значительно упростить работу Федеральной службы судебных приставов, уменьшив количество подлежащих принудительному взысканию административных штрафов. Однако данную норму нельзя считать идеальной, возможность уплатить меньшую сумму административного штрафа, как следствие, может повлечь за собой увеличение совершаемых нарушений в сфере дорожного движения. Участники административных правоотношений, чувствуя некую безнаказанность, в виде уменьшения административного наказания, легче решаться на совершение правонарушения.

Изменения в КоАП РФ также коснулись сферы коммунальных ресурсов. Были введены новые составы административных правонарушений в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

По официальным данным НП «Совет рынка», по состоянию на 1 января 2014 года задолженность потребителей электроэнергии перед гарантирующими поставщиками составила около 135 млрд руб. Еще около 100 млрд руб. составила дебиторская задолженность прочих сбытовых компаний (независимых ЭСК и других). По итоговым данным НП «Совет рынка», по состоянию на 1 января 2014 года задолженность потребителей на розничных рынках электроэнергии выросла на 22,3 млрд. руб. по сравнению с предыдущим периодом (с 2012 по 2013 год — на 35 млрд. руб.) [3, с. 1].

Проблемы высокой задолженности по оплате коммунальных платежей обусловили необходимость ужесточения, и закрепления на законодательном уровне мер воздействия на участников правоотношений с целью повышения платежной дисциплины.

В КоАП РФ были введены новые статьи 9.22. Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод и 14.61. Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате, а также ряд существующих раннее норм были изложены в новой редакции.

Нужно отметить, что ответственность за нарушение порядка введения ограничения в той или иной степени существовала и ранее, однако носила скорее гражданско-правовой характер. В то время как статья 9.22. впервые вводит административную меру ответственности за данный вид нарушений.

Причинами низкой платежной дисциплины в сфере коммунальных ресурсов считают: низкую мотивацию к оплате существующих неотключаемых должников; отсутствие со стороны исполнителей коммунальных услуг (управляющих компаний, ТСЖ) гарантий своевременного и полного исполнения обязательств перед ресурсоснабжающими организациями; низкое финансирование муниципальных организаций из бюджета Российской Федерации, для оплаты энергоресурсов; отсутствие ответственности у потребителей энергоресурсов за невыполнение установленного законодательством порядка введения ограничений поставок энергоресурсов.

Стоит отметить, что в целом введение административной ответственности за нарушение ранее введенного в установленном законом порядке режима полного или частичного ограничения режима потребления энергоресурсов должно положительно повлиять на укрепление платежной дисциплины потребителей энергоресурсов [3, с 1].

До настоящего времени законодательством о валютном регулировании и валютном контроле не был предусмотрен эффективный механизм возврата размещенных за рубежом денежных средств резидентов Российской Федерации. В связи с этим был принят Федеральный закон от 28.11.2015 № 350-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Законодательство большинства иностранных государств позволяет зачислить денежные средства, полученные от продажи внешних ценных бумаг или в результате доверительного управления, только на счета клиента, открытые в банках на территории соответствующих государств [4, с. 1].

Среди других изменений, в перечень разрешенных валютных операций, предусмотренных Федеральным Законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», законодатель добавляет зачисление на счета физических лиц – резидентов РФ: денежных средств, полученных физическим лицом – резидентом РФ в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской либо иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, закрепленном на законодательном уровне; денежных средств, выплачиваемых физическому лицу – резиденту РФ в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему – нерезиденту [8, ст. 27.5-3].

Согласно п. 6 ст. 15.25 этого Кодекса административное наказание предусмотрено, в частности, за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Теперь уточнено, что и само непредставление или представление с нарушением определенного порядка указанных банковских документов будет являться отдельным нарушением, наказуемым в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП, даже если сам отчет представлен по всем правилам.

Указанные изменения смягчают административную ответственность, поэтому они будут распространяться на лиц, которые совершили административные правонарушения ранее, но с которых не успели фактически взыскать административный штраф.

Также, касаемо финансовой сферы, в 2016 году ужесточена ответственность за нарушения требований к ведению бухгалтерского учета. Федеральным законом от 30 марта 2016 года № 77-ФЗ вводится административная ответственность за повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, увеличиваются размеры штрафов, накладываемых на должностных лиц, расширяется перечень нарушений, которые признаются грубыми.

Так, в соответствии с ст. 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету специалист будет оштрафован на сумму от пяти до десяти тысяч рублей (ранее от двух до трех тысяч рублей), а за повторное совершение административного правонарушения полагается штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

В новой редакции статьи, расширяется перечень нарушений, которые считаются грубыми, в числе прочего к грубым нарушениям относятся: регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, ведение счетов вне применяемых регистров бухгалтерского учета, а также составление финансовой отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета [1, с. 1].

Принятие данного нормативного акта должно способствовать повышению эффективности пресечения грубого нарушения требований к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности [1, с. 1].

В соответствии со статьей 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита и охрана наиболее важных объектов от административных правонарушений, а также предупреждение данных административно-правовых деликтов. Внесение изменений в законодательство об административной ответственности, способствует его улучшению, путем изменения и дополнения существующих норм, с учетом существующей практики, а также создания новых норм, с целью урегулирования различных вопросов в сферах развивающихся правоотношений.

 

Список литературы:
1. Гусев А. «Комментарий к Федеральному закону от 30.03.2016 года № 77-ФЗ». – ИД Аюдар Инфо – Режим доступа: свободный – URL: http://www.audarpress.ru/magazine/16/number/2210/article/19493/print (Дата обращения 14.11.2016).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ - Консультант плюс - режим достаупа: свободный URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 / (Дата обращения: 10.11.2016).
3. Обзор: Административная ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления энергоресурсов / Евгений Родин – электронный ресурс Bigpower electric – Режим доступа: свободный – URL: http://www.bigpowernews.ru/print/67853.phtml(Дата обращения: 14.11.2016).
4. Сухов А.Б. «Комментарий к Федеральному закону от 28.11.2015 № 350-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ и статьи 12 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». – Предпринимательство и право – Режим доступа: свободный – URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6597 (Дата обращения 14.11.2016).
5. Федеральный закон «О внесении изменений в КоАП РФ в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения» от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ – Консультант плюс – Режим достаупа: свободный – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172512/ (Дата обращения: 14.11.2016).
6. Федеральный закон «О внесении изменений в КоАП РФ» от 30.03.2016 № 77-ФЗ – Консультант плюс – Режим достаупа: свободный – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200674/ (Дата обращения: 14.11.2016).
7. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ – Консультант плюс – Режим достаупа: свободный – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/ (Дата обращения: 14.11.2016).