Статья:

Влияние современной экономики на образование

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Несветаева С.В. Влияние современной экономики на образование // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние современной экономики на образование

Несветаева Симона Вячеславона
студент, Самарский государственный университет путей сообщения, РФ,г.Самара
Валиуллина Оксана Евгеньевна
научный руководитель, ст. преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, РФ,г.Самара

 

Современный этап развития России характеризуется тем, что та роль, которую играет образование, определяется теми задачами, которые связаны с переходом страны к демократическому и правому государству.

Образование также призвано формировать новое качество экономики и общества. Его развитие также связано с тем, что во всем мире растет влияние такого фактора, как человеческий капитал. В обществе и государстве существует однозначное мнение относительно того, что российская система образования имеет объективные возможности для конкуренции с теми системами образования, которые существуют в развитых странах.

Для этого образованию необходимо обеспечить:

 - широкую поддержку со стороны общественности;

 - ответственную и активную государственную образовательную политику;

 - глубокую и всестороннюю модернизацию образования. Для этого должны быть выявлены те ресурсы, которые требует модернизация. Должны быть также созданы механизмы их эффективного использования.

Система образования является одним из основных социальных институтов. Она представляет собой важнейшую сферу, в которой осуществляется становление личности. Также систему образования можно определить как исторически сложившуюся общенациональную систему образовательных учреждений, а также органов управления этими учреждения. Функционирование системы образования обеспечивает интересы, связанные с воспитанием подрастающих поколений, подготовкой их самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также с удовлетворением индивидуальных образовательных потребностей. Системой образования охватываются учреждения, которые занимаются дошкольным воспитанием, общеобразовательные учреждения, а также профессиональные учебные заведения, которые могут являться начальными, средними или высшими. Также в систему образования принято включать различные формы подготовки и переподготовки, а также курсы, которые относятся к вопросам повышения квалификации работников. В нее также входят культурно-образовательные и внешкольные учреждения.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

С одной стороны, систему образования можно определить как некую целостность или упорядоченность. В данном случае она представляется в качестве взаимной связи различных частей, которые относятся к структуре такого явления как образование.

В качестве цели системы образования можно рассмотреть вопросы, которые связаны с обеспечением прав человека на получение образования. Исходя из этой цели под критерием, которым определяется эффективность функционирования системы образования можно рассматривать уровень образованности тех лиц, которые эта система выпускает.

Те изменения, которые происходят в системе образования, связаны с влиянием определенных факторов:

В качестве основных факторов, которые влияют на становление и развитие системы образования можно выделить:

 - политико-экономические процессы, связанные с трансформацией страны. Данные процессы изменили те требования, которые относятся к рынку труда. Эти изменения также коснулись тех, кто обучается в системе образования. Те государственно-политические и социально-экономические преобразования, которые имели место быть в конце 80-х – начале 90-х годов весьма существенно повлияли на российское образование. За счет этих преобразований нашла свою реализацию академическая автономия высших учебных заведение. Было также обеспечено многообразие образовательных учреждений, образовательные программы стали более вариативные. Данные процессы были отражены и закреплены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Современные условия характеризуются тем, что в них система образования уже не может быть внутренне замкнутой и сосредоточенной сама на себе.

 - государственная социальная политика, которая в той или иной степени учитывает те интересы, которые соответствуют отдельным гражданам, а также их группам, этносам и слоям. Образовательно-воспитательные учреждения в той или иной стране, так или иначе, развиваются под значительным влиянием, которое относится к политике государства в социальной сфере;

 - исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны формируется также под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек, в различной ступенчатости средней школы и т. д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, в других странах – пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании;

 - общие тенденции мирового развития: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

– переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

– возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

– динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы низкоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

– возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80 % национального богатства, что в свою очередь обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования;

 - педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детских садов сначала обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщинматерей для работы на производстве. Потом большое влияние стал оказывать и чисто педагогический фактор, т. е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению. Педагогический фактор играет существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений.

Далее, более подробно рассмотрим вопросы, которые связаны с тем, как современная экономика влияет на образование.

Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что экономика постоянно изменяется в связи в влиянием на нее весьма широкого спектра различных факторов.

Экономика может находиться в зависимости от экономических циклов, цен на те или иные товары (например, газ, нефть др.). Политические события, такие как революции и войны также оказывают влияние на экономику как отдельных стран и регионов, так и всего мира.

Экономические кризисы способные оказать серьезное влияние на структуру экономики отдельных стран.

Также нельзя забывать и о влиянии на экономику и экономическое развитие такого фактора как новые технологии.

Современная экономика характеризуется тем, что от разработки до внедрения той или иной технологии проходит весьма непродолжительный промежуток времени. Целые технологические отрасли (например, принцип сотовой связи) – зарождаются и исчезают за период жизни всего одного поколения. Все это, с одной стороны, ведет к постоянному прогрессу и способствует эффективности тех или иных процессов, а с другой стороны – приводит также и к отсутствию стабильности.

Отличительной чертой современного экономического развития является также тот факт, что экономика является глобальной. Проблемы и трудности в одном регионе, который является интегрированным в систему международных экономических и финансовых отношений приводят к тому, что проблемы возникают также и других регионах, которые напрямую никак не связаны с той или иной проблемой.

Одной из основных задач образования, как в России, так и во всем мире является обеспечение экономики специалистами в тех или иных отраслях. Однако система образования, особенно когда она тесно связана с определенными государственными программами и нормативными актами, не способна резко перестраиваться вслед за перестройками, которые имеют место быть в экономическом развитии.

В России уже в течение длительного времени наблюдается нехватка кадров в тех или иных отраслях экономики. Данный вопрос касается не только потребности в технических кадрах и тех специальностях, которые требуются в компаниях, но которые в силу социальных догм принято считать «не престижными». Вопрос нехватки кадров стоит также и в части замещения вакансий высшего управляющего звена. Нередко собственники крупных компаний выражают негодование по поводу того, что в стране отсутствуют управленцы, знания которых отвечали бы потребностях бизнес-процессов. Так, по заявлению бывшего владельца компании «Миракс-Групп» Сергей Полонского «в стране безработица, а на работу взять некого». Несмотря на то, что компании «Миракс» уже не существует, а сам Полонский находится под следствием – ситуация с нехваткой квалифицированных сотрудников продолжает иметь место быть.

Система образования в России находится в отрыве от реальных потребностей экономики страны. Контроль со стороны государства заставляет образовательные учреждения, как государственные, так и частные, больше ориентироваться на соблюдение нормативов, нежели на объективные потребности экономики.

В том, чтобы система образования готовила необходимые кадры в корне заинтересованы предприятия. Многие компании давно практикуют отправку сотрудников на повышение квалификации, в том числе за счет собственных средств. Это необходимо для тех предприятий, которые стремятся к стабильному развитию и расширению своей деятельности.

Разумеется, образование в той части, которая касается фундаментальных научных исследований и разработок, нуждается в государственной поддержке. Бизнес не будет вкладывать деньги в те сферы, где риск их не возврата является завышенным.

Однако, в тех вопросах, которые касаются подготовки специалистов, которые в будущем не планируют вести научную деятельность, а планируют работать сфере рыночной экономики – роль государства должна быть максимально снижена.

Позиция, которая связана с необходимость жесткого контроля со стороны государства за образовательным процессом, определяется тем, что в случае ослабления этого контроля будут выпускаться специалисты не имеющие необходимых навыков и знаний, которые устанавливают государственные стандарты.

Тем не менее, именно чрезмерный контроль со стороны государственных органов приводит к тому, что система образования является не гибкой и не может перестраиваться настолько гибко, насколько этого требует экономика.

Можно считать вполне обоснованным утверждение о том, что не только предприятия, но и сами учебные заведения должны проявлять инициативу и идти на контакт. Любое учебное заведение, особенно частное, которое не имеет государственного финансирование и существует за счет взимания платы за обучение – заинтересовано в быстром и успешном трудоустройстве своих выпускников. Таким образом, если учебное заведение напрямую будет обращаться к работодателям с целью выяснения того, какие специальности требуются и какими навыками должны обладать потенциальные кандидаты на замещение той или иной вакансии, то данное учебное заведение сможет построить образовательную программу таким образом, чтобы давать обучающимся те знания и навыки, которые непосредственно нужны им для трудоустройства.

Важно также обратить внимание и на такой вопрос, что, несмотря на тот факт, что влияние экономики на образование является определяющим, учебные заведения не должны исполнять исключительно конвейерную работу по подготовки «людей-функций» для экономики. Культурное и духовное развитие, а также осведомленность в таких областях как например, право, являются необходимыми для человека, который живет в современном мире. Для этого и необходима надзорная функция государства. Однако, в тех вопросах которые касаются непосредственно подготовки по той или иной специализации – каждое отдельное учебное заведение, а также система образования в целом – должны ориентироваться именно на существующие потребности экономики.

Между экономикой и образованием должен быть симбиоз. Для этого должна быть налажена эффективная коммуникация между руководством крупнейших предприятий и учебных заведений. Это может быть сделано путем организации регулярных конференций как на федеральном уровне, так и на региональных уровнях. В данном процессе ключевую организационную роль должно играть государство. Оно должно быть не «надзирателем» за системой образования и бизнесом, а организатором эффективных коммуникаций между этими сферами, так как, безусловно, является в этом процессе заинтересованным субъектом.

Таким образом, в завершение можно сделать следующий вывод.

Образование находится под влиянием широкого спектра факторов, экономический из которых, безусловно, является одним из основных.

Образование должно обеспечивать потребности экономики.

Взаимосвязь и взаимодействие образования – естественный и взаимовыгодный процесс. Государство должно максимально способствовать возникновению и поддержанию этого процесса.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
2. Педагогка: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефаивичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2012.