Статья:

Регулирования аграрного сектора и его макроэкономические последствия

Конференция: XXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Сертташ Л.Р. Регулирования аграрного сектора и его макроэкономические последствия // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(34). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 75-80.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Регулирования аграрного сектора и его макроэкономические последствия

Сертташ Лейла Ровшан кызы
диссертант Института Экономики НАН Азербайджана, Азербайджанская Республика, г. Баку

 

Государственное регулирование производства аграрного сектора включает в себя: влияние на производство сельскохозяйственных продуктов и сырья, переработку и продажу, обеспечение производственно-технических и материально-технических услуг сельского хозяйства. Основные обязанности государственного регулирования производства аграрного сектора: путем стабилизации и развития сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности страны, улучшения снабжения населения продовольственными продуктами, создания паритета между аграрной отраслью, и другими отраслями промышленности - улучшение уровня доходов между работниками сельского хозяйства и других отраслей промышленности.

Государственное регулирование производства в аграрной сфере целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

  • формирование рынка сельского хозяйства и продовольственных продуктов и обеспечение его эффективной деятельности;
  • финансирование, кредитование, льготные налоги, страхование;
  • регулирование цен в сельском хозяйстве;
  • защита интересов производителей во внешнеэкономических связях;
  • развитие аграрной науки и внедрение достижений науки и техники;
  • социальное развитие села и др.

Наряду с общепринятыми принципами целесообразно обратить внимание на следующее:

  • взаимосвязь саморегулирования рынка и влияния на него государства;
  • равноправие имеющихся на рынке форм собственности должно быть организовано таким образом, чтобы они выступали как владельцы продаваемых продуктов, услуг и получаемой прибыли;
  • относительное соответствие рыночным отношениям производителей товаров в сельском хозяйстве должно осуществляться методом частичных экономических изменений;
  • формирование механизма макроэкономического регулирования на аграрный рынок должно проводиться с учетом важной роли этого комплекса в экономике республики.

Таким образом, к субъектам, определяющим рыночные отношения в аграрном секторе, можно отнести следующие:

  • факторы воздействия рыночных субъектов;
  • виды рынка, определяющие субъект рынка.

С этой точки зрения государственное регулирование аграрной отрасли в общем виде можно представить как совокупность следующих направлений:

  • регулирование инвестиционных процессов производства сельскохозяйственных продуктов в сферах агробизнеса;
  • оказание поддержки деятельности производственной и непроизводственной инфраструктуры в этой отрасли, стимулирование развития инфрасруктуры аграрного рынка, а также с целью расширения экспортного потенциала проведение регулярных экономических вмешательств в продажно-закупочные цены;
  • правильная организация использования материально-технических ресурсов, трудового и производственного потенциала и других элементов;
  • с целью стимулирования продажи сельскохозяйственных продуктов повышение покупательской способности населения;
  • организация эффективной работы консалтинговой и маркетинговой службы, посредством статистическо-информационных услуг оказание влияния на аграрный сектор, охрана окружающей среды и экологического баланса, эффективное использование земельных и водных ресурсов и др.

Для их более широкого освещения, наряду с макроэкономическими и инфраструктурными факторами, определяющими отношения в аграрной сфере, большое значение имеет и активизация государственного регулирования рыночных механизмов.

Важность устойчивого развития аграрной отрасли в Азербайджане начала осознаваться и на государственном уровне. Это нашло свое отражение в принятых законах и государственных программах. Как известно, в начале 1990-х годов в результате ряда объективных и субъективных причин все отрасли экономики Азербайджана, в том числе и аграрная, пришли в упадок. Для выхода из положения, для последующего развития экономики страны в условиях рыночных отношений, развития любого вида предпринимательства было определено как главное стратегическое направление.

После обретения государственной независимости в азербайджанской экономике, в том числе и в сельском хозяйстве, начался переход на рыночные отношения, основанный на либеральных ценностях. Основная цель аграрных реформ, проводимых с 1995 г. по сегодняшний день, - обеспечение перехода от плановой экономики, основанной на административно-приказной системе в сельском хозяйстве, к новым экономическим отношениям. Начальный этап этого процесса уже завершился.

В стране начал формироваться механизм новых аграрных отношений и экономического управления. В первую очередь следует отметить, что в процессе формирования и развития частного сектора в сельском хозяйстве, тенденции упадка, имевшие место в 1991-1995 гг., были заменены экономическим ростом и осуществился выход из экономического кризиса. Но, несмотря на продвижения, сохраняется необходимость еще более усовершенствования управленческого механизма. -Аграрный рынок невозможно представить без оперативного экономического механизма. Это вытекает из-за неумения оказывания объективной реакции на требования изменяющейся экономической коньюктуры аграрного рынка.

Как было отмечено, основная задача осуществления аграрных реформ на современном этапе эффективное регулирование государством аграрного сектора и действенность этого регулирования как целостного экономического механизма. Результаты этого заключаются в еще большем совершенствовании и обеспечении нормального функционирования вновь созданных регуляторов и административных структур, в формировании инфраструктур аграрного рынка, создании центров технического обслуживания, развитии перерабатывающих предприятий, внедрении усовершенствованных производственных технологий. Иначе говоря, переход вновь созданных аграрных хозяйств от уровня натурального хозяйствования к более специализированным, с высоко прибыльным объемом производства, конкурентоспособным производственным структурам. Однако, это требует проведения новой политики и более точного определения роли государственных и частных секторов ускорения существующих структурных реформ, подчинение проектируемых регулирующих структур положениям вновь принятой политики. Нормативно-правовым актом в этом направлении мог бы стать закон «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства». Соответственно с этим формирование правовой базы проведения аграрных реформ должно регулироваться принятием этого закона. Основные направления государственного регулирования сельскохозяйственного производства должны утверждаться этим законом [5, С, 291].

Главная функция государства в регулировании сельскозяйственного производства в переходный период - изыскание необходимых финансовых ресурсов для проведения аграрных реформ, сосредотачивая их в едином центре, направлять на развитие производства, формирование новых хозяйственных структур и превращение их в единые свободные производства. Наряду с этим, сегодня в республике, создание «Фонда развития сельского хозяйства» создало бы условия для централизации финансовых ресурсов и расходования их по назначению.

В настоящее время единственная причина вмешательства и заботы государства в аграрной отрасли экономики страны заключается не только в экономической слабости (нехватка финансовых средств и в итоге нужда в агротехнике, удобрениях и т.д.) аграрных субъектов частного сектора, а это исходит из особенностей сельского хозяйства (нарушение региональных принципов, производство стратегических продуктов, уровень обеспечения продовольственной потребности населения, рыночная проблема и др.).

Другая причина такого состояния в аграрном секторе республики заключается в очень слабой технической базе производства, в повсеместном применении ручного труда и не осуществление производства на промышленной основе. На всех участках техническая вооруженность труда находится на значительно низком уровне, а на некоторых участках производство полностью основано на применении ручного труда. Это приводит к падению производства и делает его полностью не эффективным. В результате предпринимателю наносится значительный ущерб, его хозяйство постепенно приходит в упадок. Поэтому, иногда заранее предвидя это, предприниматель уменьшает объем производства, поскольку большинство сельскохозяйственных предпринимателей не имеет финансовых возможностей для приобретения специальных тракторов, комбайнов, современной посадочной техники. Государство же, к сожалению, пока не может обеспечить им такую возможность, основательная финансовая поддержка не оказывается, а организация агролизинговых услуг находится не на требуемом уровне. Предъявляемые требования не обеспечиваются как в количественном, так и в качественном отношении.

Заново сформированные и еще экономически слабые субъекты аграрной отрасли сталкиваются и с другой проблемой, она заключается в обеспечении удобрениями. Это показьюает то, что в аграрной сфере народного хозяйства в республике еще не добились интенсивного способа ведения хозяйства, уровень материально- технического обеспечения слишком низкий и в этом направлении отсутствуют позитивные сдвиги.

Другая специфическая особенность развития сельского хозяйства Азербайджана заключается в значительном различии земельно­климатических условий регионов, рассмотрение, в связи с этим, задач специализации производства сельскохозяйственных продуктов - основное условие определения перспектив развития этой отрасли. То есть, большое значение имеет региональный подход к исследованию характера и параметров аграрной экономики в таких условиях. Региональный подход подразумевает определение направлений специализации и размещения экономики. К сожалению, вопросы специализации природно-экономических зон сегодня не учитываются. Кто как хочет то и сажает, выращивает и производит. Накопленный опыт, соответствие развития производства продукции земельно­климатическим условиям не учитываются в полной степени. Не уделяется должного внимания и производству некоторых традиционных, в том числе стратегических продуктов. Производство продукции в отраслях аграрного сектора, по которым в советский период Азербайджан устанавливал рекорды, в настоящее время очень малое, низкая экономическая эффективность. Естественно этому много причин.

Экономические исследования показывают, что одна из важнейших причин - отсутствие финансовых возможностей и сельских предпринимателей. Финансовая ограниченность становится причиной снижения производства сельскохозяйственных продуктов требующих крупных финансовых вложений. В некоторых случаях производитель не может нормально реализовывать производственную продукцию из- за слабой организации процесса закупок, прежняя система государственных закупок можно сказать отсутствует. В целом, задача реализации продукции одна из важных проблем в условиях рыночной экономики. Проблема рынка во всех отраслях во все времена являлась основной проблемой, стоящей перед предпринимателями. Особенно она важна для аграрного сектора и требует особенного внимания и вытекает из особенностей сельскохозяйственных продуктов. Исследования показывают, что рыночная проблема имеется у большинства сельских предпринимателей, по причине отсутствия соответствующего рынка, он не может во время и по оптимальной цене реализовать продукцию и это создает большую проблему в плане дальнейшего развития сельского предпринимательства. Отсутствие соответствующего государственного регулирования в этом направлении создает спекуляцию, сознательно продавая продукцию закупочным компаниям по заниженной цене, им дается возможность диктовать на рынке уровень цен и другие условия. В результате производитель в большинстве случаев проигрывает и у него уменьшается интерес к будущему производству. Как мы видим, все еще остается рыночная проблема у сельских производителей и независимых фермерских хозяйств.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что формирование рыночного механизма в аграрном секторе создаст условия для ускорения экономического развития (устранение продовольственной безопасности, обеспечение занятости, снижение уровня бедности), обеспечения среднего уровня динамического развития и сбалансированности для достижения целей, поставленных обществом перед этой отраслью. Однако, переход к свободной рыночной экономической системе и формирование предпринимательства подразумевает не только разгосударствление экономики для развития конкуренции и создания независимых экономических отраслей, но и создание правовых, экономических, технических и организационных условий для формирования экономических отношений в аграрной отрасли, развития свободного предпринимательства в сфере производства и услуг, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Решение этих проблем зависит от государственной опеки экономики, особенно аграрной сферы, от использования экономических рычагов государства.

 

Список литературы:
1. Алыев ИХ. Социально-экономические проблемы обеспечения устойчивого развития аграрного сектора в условиях глобализации. - Баку : 2008.
2. Алыев И.Г. Мамедова Ш.А. Основные финансовые источники развития аграрного сектора. - Баку: 2007. - 277 с.
3. Алыев И.Г. Совершенствование механизма экономического управления аграрного сектора в Азербайджанской Республике. - Баку: 2003.
4. Азербайджанская экономика на новом этапе развития: успехи, проблемы, предложения. Материалы научно-практической конференции. - Баку: 2006. - 462 с.
5. Экономическая теория. Под ред. Т. Велиева. - Баку: 2001.
6. Статистические показатели Азербайджана. - Баку: «Сяда». - 2002/2003.
7. Научные труды Азербайджанского Научно-Исследовательского Института Экономики и Организации Сельского хозяйства. - Баку: 2005. - № 3.
8. Известия НАНА. Серия «Экономика».- 2006. - № 1.