Подходы к обучению Говарда Гарднера на основе теории множественного интеллекта
Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Подходы к обучению Говарда Гарднера на основе теории множественного интеллекта
HOWARD GARDNER’S TEACHING APPROACHES BASED ON THE MULTIPLE INTELLIGENCE THEORY
Olga Dorohova
Senior Lecturer Dmitrov Institute of non-stop education (branch DINO of state university “Dubna”), Russia, Dmitrov
Аннотация. В статье рассматривается применение теории множественного интеллекта Говарда Гарднера в качестве способа для раскрытия индивидуального интеллектуального потенциала учащихся. Представлены выделенные ученым подходы к преподаванию, как действенное средство реализации эффективного обучения.
Abstract. The article discusses the application of Howard Gardner's Multiple Intelligence Theory as a way to reveal the individual intellectual potential of students. Presented teaching approaches, singled out by the scientist, as a mean of implementing effective teaching.
Ключевые слова: индивидуальный интеллектуальный профиль; способы преподавания; теория множественного интеллекта; тип интеллекта.
Keywords: individual intellectual profile; teaching methods; the theory of multiple intelligence; type of intelligence.
Направленность современного образования на гуманизацию и индивидуализацию, а также применения педагогами творческого подхода в процессе обучения требует поиска новых способов, методов и форм для осуществления эффективного преподавания. В этой связи важное значение приобретает теория множественного интеллекта известного американского психолога и педагога Говарда Гарднера, представленная им в книге «Структура разума: теория множественного интеллекта», которая увидела свет в 1983 году.
Сформулированная Г. Гарднером на основе современных научных исследований, кросс-культурных наблюдений и изучения учебного процесса теория множественного интеллекта изменила существовавшее до этого представление об интеллекте как о единой и заранее определенной способности. Г. Гарднер предположил, что люди обладают не одним интеллектом, «будучи особенными существами, мы, люди наделены рядом относительно автономных интеллектов»[1, с.25]. В результате своих исследований ученый выделил 8 типов интеллектов (лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный, натуралистический, экзистенциональный), которые не зависят друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий.
Выделенные Г. Гарднером интеллекты позволили по - новому взглянуть на интеллектуальный профиль ученика и воспринимать его гораздо шире, а не только с точки зрения логико-математического интеллекта, как было принято ранее, что формирует у педагогов понимание того, что каждый ребенок обладает своим уникальным сочетанием интеллектов. Это, в свою очередь, объясняет, почему у одних учащихся больше выражена склонность к логике и математике, других привлекает естествознание, а третьих искусство или творчество.
В этой связи, в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные интеллектуальные профили учащихся. При осуществлении учебного процесса важно и нужно подавать один и тот же материал разными способами, для того чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта. Для достижения этой цели Говард Гарднер предлагает использовать 5 различных способов преподавания: повествовательный, логико-арифметический, фундаментальный, эстетический, экспериментальный. Использование этих способов в учебном процессе позволяет учителю представить новый материал так, что он будет с легкостью восприниматься большим количеством учащихся с разным типом интеллекта, что позволяет на практике реализовать индивидуальный подход к обучению [2, p.265].
Говард Гарднер рассматривает, как можно применять эти способы преподавания в естественных науках (на примере изучения эволюции) и в общественных науках (здесь примером служит рассмотрение демократии).
В повествовательном способе учащиеся представляют историю или рассказ о рассматриваемом понятии. Так, например, в случае изучения эволюции они могут начертить небольшой пример эволюционного древа, а в случае изучения демократии рассказать историю ее становления и развития в Древней Греции.
Используя логико-арифметический подход, учащиеся подходят к рассматриваемому вопросу с использованием числовых расчетов и дедуктивного метода рассуждений, учитывая аргументы за и против относительно изучаемого вопроса. Эволюция, например, может рассматриваться при помощи изучения распространения различных разновидностей живых существ в различных частях света или в различных географических эпохах. Каждый может рассмотреть аргументы за и против конкретных утверждений относительно процесса эволюции. В случае с демократией, каждый может рассмотреть процедуры парламентского голосования в течение определенного периода времени или аргументы за и против демократии «Отцов Основателей».
Фундаментальный подход позволяет учащимся рассмотреть философские и терминологические аспекты изучаемого вопроса. Этот метод, отмечает Гарднер, хорошо подходит для тех людей, которые любят ставить фундаментальные вопросы и обладают развитым экзистенциональным интеллектом. Фундаментальный подход к проблеме эволюции может рассматривать, например, разницу между эволюцией и революцией, а фундаментальный подход к демократии - исходное значение этого слова, его смысловое значение, отношение демократии к другим формам принятия решений и правления.
При использовании эстетического подхода основной акцент делается на восприятие и привлекает внимание тех учащихся, которые имеют художественное отношение к жизненному опыту. В случае с эволюцией это может быть изучение структуры различных эволюционных древ, или изучение изменении морфологии организмов в течение времени. Относительно демократии, например, сравнение различных форм баланса и дисбаланса в различных блоках избирателей.
В качестве заключительного подхода Г. Гарднер рассматривает экспериментальный подход. По его мнению, некоторые учащиеся, как младшего, так и старшего школьного возраста лучше всего обучаются, когда они выполняют какой-либо вид деятельности руками, работая напрямую с материалами, связанными с рассматриваемым вопросом. Так, например, те, кто рассматривает вопрос эволюции, могут вырастить несколько поколений Дрозофилы и наблюдать какие мутации у них происходят из поколения в поколение. Те, кто изучает социальные проблемы, могут сформировать группы в соответствии с различными правительственными процедурами, наблюдая положительные и отрицательные стороны демократии, сравнивая ее с другими, более иерархически организованными, формами правления [2, p.266].
Использование вышеперечисленных подходов в процессе обучения позволяет учителю рассматривать новую тему не только при помощи повествовательного способа изложения материала, но и использовать одновременно несколько различных подходов к ее рассмотрению. Это, по мнению Гарднера, позволяет достигать полного понимания изучаемой темы. До тех пор, пишет он, пока учителя будут использовать только один подход к рассматриваемому вопросу или проблеме, абсолютно очевидно, что учащиеся, при этом, будут воспринимать этот вопрос в весьма ограниченном контексте [2, p.266].
Таким образом, использование подходов к обучению, предложенных Говардом Гарднером в рамках теории множественного интеллекта помогает выбрать подходящую методику для реализации обучения максимально соответствующего индивидуальному интеллектуальному профилю учащихся, что дает возможность учащимся познавать мир, изучать предметы и явления тем способом, который для них наиболее близок и удобен. Это, в свою очередь, во многом соответствует ориентации современного отечественного образования на учет индивидуальных особенностей и отличий учащихся, а также создания условий для их саморазвития и самореализации.