Статья:

Подходы к обучению Говарда Гарднера на основе теории множественного интеллекта

Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Выходные данные
Дорохова О.А. Подходы к обучению Говарда Гарднера на основе теории множественного интеллекта // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 11-14.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Подходы к обучению Говарда Гарднера на основе теории множественного интеллекта

Дорохова Ольга Александровна
старший преподаватель, Дмитровский институт непрерывного образования Филиал ДИНО государственного университета «Дубна», РФ, г. Дмитров

 

HOWARD GARDNER’S TEACHING APPROACHES BASED ON THE MULTIPLE INTELLIGENCE THEORY

 

Olga Dorohova

Senior Lecturer Dmitrov Institute of non-stop education (branch DINO of state university “Dubna”), Russia, Dmitrov

 

Аннотация. В статье рассматривается применение теории множественного интеллекта Говарда Гарднера в качестве  способа для раскрытия индивидуального интеллектуального потенциала учащихся. Представлены выделенные ученым подходы к преподаванию, как действенное средство  реализации эффективного обучения.

Abstract. The article discusses the application of Howard Gardner's Multiple Intelligence Theory as a way to reveal the individual intellectual potential of students. Presented teaching approaches, singled out by the scientist, as a mean of implementing effective teaching.

 

Ключевые слова: индивидуальный интеллектуальный профиль; способы преподавания; теория множественного интеллекта; тип интеллекта.

Keywords: individual intellectual profile; teaching methods; the theory of multiple intelligence; type of intelligence.

 

Направленность современного образования на гуманизацию и индивидуализацию, а также  применения педагогами творческого подхода в процессе обучения требует поиска новых способов, методов и форм для осуществления эффективного преподавания. В этой связи важное значение приобретает теория множественного интеллекта известного американского  психолога и педагога Говарда Гарднера, представленная им в книге «Структура разума: теория множественного интеллекта», которая увидела свет в 1983 году.

Сформулированная Г. Гарднером на основе современных научных исследований, кросс-культурных наблюдений и изучения учебного процесса теория множественного интеллекта изменила существовавшее до этого представление об интеллекте как о единой и заранее определенной способности. Г. Гарднер предположил, что люди обладают не одним интеллектом, «будучи особенными существами, мы, люди наделены рядом относительно автономных интеллектов»[1, с.25].  В результате своих исследований ученый выделил 8 типов интеллектов (лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный, натуралистический, экзистенциональный), которые не зависят друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий.

Выделенные Г. Гарднером интеллекты позволили по - новому взглянуть на интеллектуальный профиль ученика и воспринимать его гораздо шире, а не только с точки зрения логико-математического интеллекта, как было принято ранее, что  формирует у педагогов понимание того, что каждый ребенок обладает своим уникальным сочетанием интеллектов. Это, в свою очередь, объясняет,  почему у одних учащихся больше выражена склонность к логике и математике, других привлекает естествознание, а третьих искусство или творчество.

В этой связи, в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные интеллектуальные профили учащихся. При осуществлении учебного процесса важно и нужно подавать один и тот же материал разными способами, для того чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта. Для достижения этой цели Говард Гарднер предлагает использовать 5 различных способов преподавания: повествовательный, логико-арифметический, фундаментальный, эстетический, экспериментальный. Использование этих способов в учебном процессе  позволяет учителю представить новый материал так, что он будет с легкостью восприниматься большим количеством учащихся с разным типом интеллекта, что позволяет на практике реализовать индивидуальный подход к обучению [2, p.265].

Говард Гарднер рассматривает, как можно применять эти способы преподавания в  естественных науках (на примере изучения эволюции) и в общественных науках (здесь примером служит рассмотрение демократии).

В повествовательном способе  учащиеся представляют историю или рассказ о рассматриваемом понятии.  Так, например,  в случае изучения эволюции они могут начертить небольшой пример эволюционного древа, а в случае изучения демократии рассказать историю ее становления и развития в Древней Греции.

Используя логико-арифметический подход, учащиеся подходят к рассматриваемому вопросу с использованием числовых расчетов и дедуктивного метода рассуждений, учитывая аргументы за и против  относительно изучаемого вопроса.  Эволюция, например, может рассматриваться при помощи изучения распространения различных разновидностей живых существ в различных частях света или в различных географических эпохах. Каждый может рассмотреть аргументы за и против конкретных утверждений относительно процесса эволюции. В случае с демократией, каждый может рассмотреть процедуры парламентского голосования в течение определенного периода времени или аргументы за и против демократии «Отцов Основателей».

Фундаментальный подход позволяет учащимся рассмотреть философские и терминологические аспекты изучаемого вопроса. Этот метод, отмечает Гарднер, хорошо подходит для тех людей, которые любят ставить фундаментальные вопросы и обладают развитым экзистенциональным интеллектом. Фундаментальный подход к проблеме эволюции может рассматривать, например, разницу между эволюцией и революцией, а фундаментальный подход к демократии - исходное значение этого слова, его смысловое значение, отношение демократии к другим формам принятия решений и правления.

При использовании эстетического подхода основной акцент делается на восприятие и привлекает внимание тех учащихся, которые имеют художественное отношение к жизненному опыту. В случае с эволюцией это может быть изучение структуры различных эволюционных древ, или изучение изменении морфологии организмов в течение времени. Относительно демократии, например, сравнение различных форм баланса и дисбаланса в различных блоках избирателей.

В качестве заключительного подхода Г. Гарднер рассматривает экспериментальный подход. По его мнению, некоторые учащиеся, как младшего, так и старшего школьного возраста лучше всего обучаются, когда они выполняют какой-либо вид деятельности  руками, работая напрямую с материалами, связанными с рассматриваемым вопросом. Так, например, те, кто рассматривает вопрос эволюции, могут вырастить несколько поколений Дрозофилы и наблюдать какие мутации у них происходят из поколения в поколение. Те, кто изучает социальные проблемы, могут сформировать группы в соответствии с различными правительственными процедурами, наблюдая положительные и отрицательные стороны демократии, сравнивая ее с другими, более иерархически организованными, формами правления [2, p.266].

Использование вышеперечисленных подходов в процессе обучения позволяет учителю рассматривать новую тему не только при помощи повествовательного способа изложения материала, но и использовать одновременно несколько различных подходов к ее рассмотрению. Это, по мнению Гарднера, позволяет достигать полного понимания изучаемой темы. До тех пор, пишет он, пока учителя будут использовать только один подход к рассматриваемому вопросу или проблеме, абсолютно очевидно, что учащиеся, при этом, будут воспринимать этот вопрос в весьма ограниченном контексте [2, p.266].

Таким образом, использование подходов к обучению, предложенных Говардом Гарднером в рамках теории множественного интеллекта помогает выбрать подходящую методику для реализации  обучения  максимально соответствующего индивидуальному интеллектуальному профилю учащихся, что дает возможность учащимся познавать мир, изучать предметы и явления тем способом, который для них наиболее близок и удобен. Это, в свою очередь, во многом соответствует ориентации современного отечественного образования на учет индивидуальных особенностей и отличий учащихся, а также создания условий для их саморазвития и самореализации.

 

Список литературы:
1. Говард Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.- 512 с.
2. Gardner Н. The Unschooled Mind.  - New York: Basic Books, 2011. – 322 p.