Статья:

ПОЛИЦИЯ В РАКУРСЕ СОЗДАНИЯ ПЕТРОМ I РЕГУЛЯРНОГО ГОСУДАРСТВА

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Выходные данные
Булавинцев И.А. ПОЛИЦИЯ В РАКУРСЕ СОЗДАНИЯ ПЕТРОМ I РЕГУЛЯРНОГО ГОСУДАРСТВА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 7(90). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЛИЦИЯ В РАКУРСЕ СОЗДАНИЯ ПЕТРОМ I РЕГУЛЯРНОГО ГОСУДАРСТВА

Булавинцев Игорь Анатольевич
слушатель, Академия управления МВД России, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются историко-правовые особенности создания в России полиции в контексте построения регулярного государства Петром I, а также характеризуются цели регулярного государства, а также функции и обязанности, возлагаемые, в связи с этим, на полицию.

 

Ключевые слова: полиция, регулярное государство, Пётр I, полицейская канцелярия.

 

Анализ историко-правовой литературы демонстрирует тот факт, что личность Петра Великого вызывала массу споров, как в научном сообществе, так и среди простых обывателей, увлеченных историей. Не меньше дискуссий вызывают преобразования Петра Алексеевича, его реформаторская деятельность.

Реформы Петра никогда не оценивались однозначно, так, например, В.О. Ключевский отмечал: «Его беззаветная любовь к отечеству непоколебимая преданность своему делу, широкий светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя..» [4, с. 35]. Полагая, что административные преобразования Петра - это «фасадная» его деятельность, именно та, по которой оценивают эффективность правления, В.О. Ключевский рассуждал об оценках результатов реформ не в положительном ключе. Историк считал, что Петровские реформы проводились «наспех», в результате чего благие намерения правителя не всегда давали нужный результат и последствия, поскольку деятельность была скорее спонтанная и беспрограммная, чем глубоко обдуманная.

Славянофилы говорили о том, что преобразования Петра отклонили Россию с её естественного пути развития, хоть и не изменили её внутренний строй. Славянофилы писали: «Русские - не европейцы, они носители великой самобытной православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу неблагоприятных условий исторического развития, не достигшей еще такой стадии развития, какую достигла европейская культура» [5, с. 26].

Однако, несмотря на вышеуказанную критику деятельности Императора, фактом остаётся результат его преобразований – построение «регулярного государства», важнейшим элементом которого является регулярная полиция. Следует отметить, что значительная часть реформ, проводимых Петром, например, создание Сената, святейшего Синода, тайной Канцелярии, а также коллегий, была направлена на построение в России регулярного государства.

Что есть регулярное государство? Сыромятников Б.И. в своей работе «Регулярное государство Петра Первого и его идеология» пришел к заключению о том, что петровская государственность - «Государство нового типа, которое известно под названием "регулярного", то есть полицейского абсолютистского государства "просвещенного деспотизма"» [4, с. 210]. Анисимов Е.В. в свою очередь в работе «Время Петровских реформ» говорит о том, что Пётр с помощью совершенного «воспитывающего» законодательства и идеальной государственной структуры стремился исправить нравы своих подданных, чтобы каждый осознавал необходимость служить «не щадя живота своего, государству, то бишь государю» для достижения всеобщего блага. Для достижение указанного Пётр видел необходимым создание огромного механизма, всеобъемлющего и всеохватывающего, - полиции. Полиция же понималась не только как учреждение, но и система отношений, образ мышления, где до предела доведён культ государственной власти [1, с. 353].

Исходя из приведённых выше позиций, мы можем прийти к выводу о том, что регулярное государство в эпоху Петра Великого - это государство, функционирующее на установленных сверху законах и правилах с помощью чётко устроенной системы государственной бюрократии, находящейся, в свою очередь, под жёстким контролем верховной власти и свободной от произвола чиновников. Иначе говоря, государство, где каждый человек имеет обозначенное место и задачи и строго подчиняется установленному регламенту, поставив превыше личного блага благо государственное.

Следуя за потребностью «надзирать» за исполнением законов, расширению поддался и бюрократический аппарат, предъявлялись новые более четкие требования для общества и каждого его представителя. Очевидно, что в таких условиях цель Петра Первого - регулярное государство, в условиях специального правоохранительного органа становилась всё менее реальной. По этой причине возникла потребность в создании регулярной полиции.

Термин «полиция» был заимствован Петром из немецкого языка и имел сходное значение с его современным содержанием, связанное с охраной установленного государством порядка. Термин «регулярная» предполагал, что орган является постоянным, построенным на основе определенных требованиях закона и предписаний разума [6, с. 20].

Историки сходятся во мнении, согласно которому датой создания регулярной полиции в России является 25 мая 1718 г. Именно в этот день (по старому стилю) Пётр Первый учреждает должность Санкт-Петербургского Генерал-Полицмейстера, издав документ, с которого и начинается история отечественной полиции – «Пункты, данные Санкт-Петербургскому Генерал-Полицмейстеру». Важность нового органа для государя, государства и общества подтверждается тем, что Пётр собственноручно написал данный документ и возложил на Генерал-Полицмейстера и его подчиненных достаточно широкий круг обязанностей по обеспечению «добрых гражданских порядков». Анализ вышеуказанного нормативного акта показывает, что на полицию возлагались следующие группы обязанностей:

1. Осуществление правоохранительной функции, охрана общественного порядка и борьба с правонарушениями. Так Пункты обязывали предотвращать драки, хищения, задерживать и допрашивать «гулящих и слоняющихся людей», осуществлять надзор за местами где «всякое зло и лихо происходи» (питейные и азартные заведения).

2. Осуществлять надзор за благоустройством и санитарией. Следить за укреплением берегов и каналов, чистотой улиц, проездной способностью дорог, осуществлять контроль за качеством продаваемых продуктов.

3. Осуществлять организацию и надзор за пожарной безопасностью. Проверять печи и печные трубы, очаги и бани, осуществлять контроль за наличием средств пожаротушения.

В 1718 г. штат полиции состоял из 42 человек, включая Генерал-Полицмейстера. В помощь полиции на каждой улице или слободе назначался староста, а на каждые десять дворов – десятский. Также из числа жителей назначались караульщики для оповещения населения и полиции в случае возникновения пожаров и преступлений [2, с. 46]. В полиции исследуемого периода действовал принцип единоначалия, однако и тогда, и сейчас достаточно сложно определить место полицмейстерской канцелярии в системе органов власти и управления по причине недостаточной правовой регламентации с одной стороны и стремительных изменений, обусловленных реформаторской деятельностью и динамикой политико-правовой практики, проводимой Петром Первым.

Дальнейшее развитие института полиции было обусловлено принятием в 1721 г. Регламента Главного магистрата. Посредством принятия данного документа Пётр и ставил своей целью проведение административной реформы и создание городских магистратов. Такая мера углубляла основы регулярного государства и предусматривала создание полицейских органах в городах. Так в документе нашел свое отражение раздел, посвященный полиции. Помимо описания обязанностей, возлагаемых на полицию, Регламент закрепил положение, согласно которому «… полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности» [3, с. 195].

Год спустя, в Москве, по аналогии с Санкт-Петербургом, учреждается должность Обер-Полицмейстера. Однако, помимо Санкт-Петербурга и Москвы, при жизни Петра Великого в других городах так и не были созданы полицейские канцелярии. Несмотря на это, именно благодаря активной реформаторской деятельности был создан орган, на чьей базе формировалась правоохранительная система Империи и преемником которой является современная российская полиция. Концепция регулярного государства Петра Великого требовала неукоснительного соблюдения требований Императора и закона, а важнейшую роль в этом сыграла полиция, созданная в 1718 г.

 

Список литературы:
1. Анисимов Е.В. «Время Петровский реформ» /Лениздат. Ленинград, 1989. 496 с.
2. Полиция Российской империи: монография / А.В. Борисов, А.Я. Малыгин, Р.С. Мулукаев. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. 320 с.
3. Реформа Петра I: сб. документов / сост. В.И. Лебедев. М., 1937. 379 с.
4. Сыромятников Б.И. «Регулярное государство Петра Первого и его идеология»/ АН СССР, Ин-т права. М. 1943. 210 с.
5. Устрялов Н.В. «Политическая доктрина славянофильства», ХАРБИН, 1926. 74 с.
6. Чашников А.А. Создание регулярной полиции в России в первой половине XVIII в. // Вестник уральского юридического института МВД России. 2015. № 4. С. 19-22.