Статья:

Влияние информационных технологий на развитие детей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Глухарёв А.А., Беганцова И.С. Влияние информационных технологий на развитие детей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 8(101). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/101/67506 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние информационных технологий на развитие детей

Глухарёв Александр Александрович
магистрант, Арзамасский филиал ННГУ, РФ, г. Арзамас
Беганцова Ирина Серафимовна
канд. психол. наук, доцент, Арзамасский филиал ННГУ, РФ, г. Арзамас

 

Аннотация. В статье анализируется влияние информационных технологий на развитие личности человека, в частности в период детского возраста. Рассматриваются позитивные и негативные стороны включения информационных технологий в жизнь современного человека.

 

Ключевые слова: компьютер, социальная сеть, информационные технологии, развитие, Интернет.

 

В настоящее время во всем мире отмечается стремительно активное формирование информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, а также интернет-технологий.

Инновационные технологии проникают во все без исключения области жизнедеятельности людей, в следствии этого, радикальным образом трансформируется и наш социум, производство и жизненный уклад социума. В настоящее время, сложно не заметить, что почти у каждого жителя нашей страны в доме есть стационарный компьютер, ноутбук, планшет или хотя бы мобильный телефон, имеющий доступ к сети Интернет [1].

Данные российской технологической исследовательской компании Mediascope установили, что ежемесячно аудитория сети Интернет растет, так в ноябре 2017 — марте 2018 года она достигла 91 млн человек в возрасте 11–65 лет, что составило 71 % от всего населения страны. Современных детей можно официально считать «цифровым поколением», так как их процесс взросления происходит неразрывно от информационных технологий: в настоящее время многие подростки получают доступ к сети Интернет, гаджетам и находятся непосредственно в зависимости от данных информационных ресурсов. Нынешнее поколение детей большую часть свободного время проводят в интернете, предпочтительно общаясь с друзьями в социальных сетях или же играя в онлайн и офлайн игры. Поэтому возникает потребность в исследовании этого процесса: его ресурсы и механизмы, практические воздействия и поведение подростков в киберпространстве, возникающие установки и их воздействие на растущее поколение, вероятные и положительные и отрицательные следствия.

Первый советский и российский ученый, который обратил свое внимание на данную насущную проблему был психолог, специалист в области мышления О. К. Тихомиров. Так как именно он возглавил исследование в 70–80-е гг. прошлого столетия, начав исследование взаимовлияния человека и компьютера и заложил фундаментальные основные положения формирования нового направления изучения психологии — психологии компьютеризации. Опираясь на данный фундамент, он выработал несколько значимых заключений, однако наиболее важным было аргументированая потребность психологической оценки процесса компьютеризации, а также его следственных результатов [2].

В настоящее время, насущная проблема воздействия современных информационных технологий на человека выступает одной из наиболее актуальной и противоречивой, ей отдано большое число трудов отечественных и зарубежных авторов как во рамках социологии, так и в психологии с недавнего времени и в педагогике. Эта актуальная проблема в настоящее время выступает предметом спора многих ученых: каким воздействием подвергают социальные сети (Вконтакте, Одноклассники и д.р.); в какой мере опасны компьютерные и массовые многопользовательские онлайн и офлайн игры; правда ли что всемирная информационная компьютерная сеть выступает основой и средством обучения. В связи с этим образовывается потребность наиболее узкого специализированного исследования отдельно взятой технологии, к примеру просто компьютера, всемирной сети в целом или же социальная сеть или компьютерная игра. В 2014 году было организовано и проведено первое в России научное исследование компетентности детей и их родителей, в частности, в сфере информационных технологий. Изучение компьютерной компетентности было организовано фондом развития всемирной сети Интернет и факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке американской транснациональной корпорации Google. В организованном научном исследовании было опрошено 1302 подростка. Исходя их полученных результатов исследования, в нашей стране каждый день пользуются интернетом 91 % детей в возрасте 12–17 лет (в 2009 году — 79 %), учитывая это, нужно опираться на факт того, что подростки посещают любые интернет-сайты, которые так или иначе вызывают социальный интерес [5]. Кроме этого, в рамках реализованного научного исследования, родителям нужно было дать оценку интернет-заинтересованности их детей. В основном, родители, опирались на действительно реальные о том, чем дети охотнее предпочитают заниматься в интернете. Не смотря на этот факт, стоит также отметить что родители не дают полноценной оценки активности своих детей в поисках актуальной, ценной информации и пролистыванию ленты раздела «новости» в социальных сетях, а также общение в сети-интернет в частности, и незначительно больше, чем сами подростки, дают оценку их заинтересованностью к компьютерным играми. Член-корреспондент Российской академии образования А. В. Мудрик причисляет Интернет к мегафакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром; при этом он отмечает, что следует расценивать Интернет как часть средств массовой коммуникации, то есть как один из мезофакторов социализации человека.

Данный фактор, А.В. Мудрик, ученый в области педагогики, характеризует определенной двойственностью. Утверждая, что, есть положительные стороны: значимая мера суверенности, внушительные ресурсы для создания и самореализации человека и вообще общества в целом. С другой стороны, изрядно колоссален и отрицательный резерв: киберпространство способно порождать взаимозависимость, оказывать негативное воздействие на восприятии человеком действительности. В связи с этим, возможно происхождение деструкции отдельных аспектов первичной социализации: формирование навыков коммуникации, лимитирование общественных взаимодействий; геймеры подросткового возраста и интернет-пользователи нередко соотносят себя с собственными виртуальными персонажами, воспринимая все успехи и провалы как что-то существенное и весомое в процессе жизнедеятельности, то есть  снова происходит трансформация ценностных ориентаций и, скорее всего, восприятие окружающей действительности, что в свою очередь приводит к деструкции/отторжению/неприятию общественных общепризнанных норм, установок и прочее. В этой связи, учёный педагог основываясь на изучении С. Шапкина, высказывается о том, что информационные технологии, онлай-игры могут оказать как позитивное влияние на детей, к примеру также они помогают им развить способность контроля окружающей их действительности, включить их в деятельность способствующей из развитию, формированию их социально-значимых навыков  и умений [1].

Иная доля экспертов заявляет о негативном воздействии киберпространства в абсолютно всех его проявлениях. Стоит отметить, что Репринцева Е. А. в собственных научных работах подвергает анализу отрицательные веяния в формировании современной информационно-игровой культуры, а именно: соц. отчуждение, виртуализация сознания, гедонизация, эгоицазия также индивидуализирование игрового процесса, «варваризация» смысла игры [4].

Каждое из приведенных ранее направлений деятельности имеет характерные деструктивные последствия, которые выражаются в более присущих качествах социального воздействия на социум и взаимоотношений стоящихся в нём, в арсенале социально значимых для них приоритетов и ценностных ориентаций. В 2006 году зародилась концепция киберсоциализации: данный термин был введен членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кандидатом педагогических наук, доцентом В. А. Плешаковым. Киберсоциализация — это процесс происхождения высококачественных трансформаций структуры самосознания личности и целеполагающей области индивидуума, протекающий под воздействием и в следствии применения в человеком в повседневной жизни передовых информационно коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте освоения и воспроизводства им культуры в рамках своей жизнедеятельности [3]. Данный процесс ученый в области педагогике интерпретирует как определенный, заданный конкретной целью, вид социализации. В своем исследовательском труде «Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а» он предлагает детальное формулировка данного процесса, основываясь на нынешнюю интерпретацию определения «социализация», а также ее системного устройства. Приняв за базу систематику факторов социализации профессора кафедры социальной педагогики и психологии А. В. Мудрика, который акцентирует и описывает главные факторы киберсоциализации человека. В.А. Плешаков дополняет научные труды, выделяя агентов, «институты» и, непосредственно, средства киберсоциализации, которые в своей целостной составляющей представляют собой социализирующую сферу киберпространства, во взаимодействии с которой и происходит процесс киберсоциализации личности в обществе [3].

В нынешнем обществе достаточно большое количество диспутов вызывает явление «интернет-зависимости»: это заболевание или придуманная социумом проблема?

Определение «интернет-зависимость» введено в оборот американским психологом А. К. Гольдбергом и трактуется оно следующим образом: это расстройство поведения в следствии длительного взаимодействия с интернетом и ПК, оказывающего негативное влияние на домашнюю, учебную, общественную, рабочую, экономическую или психологическую области в жизнедеятельности человека.

Профессор К. Янг еще в 90-ых годах прошлого столетия создала тест-опросник на интернет-зависимость. В результате проведенного ею социального исследования данной проблемы ею были выделены пять основных типов зависимости: киберсексуальная зависимость, зависимость виртуальных знакомств, навязчивая потребность в Сети, информационная перегрузка, игровая зависимость [6]. Кимберли Янг считает, что стать зависим может каждый из нас, ни у кого нет предостерегающего барьера.

В настоящее время сложно назвать точное число интернет-зависимых детей: в справочник заболеваний интернет-зависимость не входит, в следствии этого официальная статистика по данному «заболеванию» отсутствует. Однако, согласно социальному опросу ВЦИОМ в 2012 году, 23 % россиян ответили, что проводят в сети Интернет практически всё свободное время [2]. Также стоит отметить, что именно дети и подростки выступают менее социально-защищенной составляющей пользователей: в сети в совершенно свободном доступе находятся тыс. гб. информации, носящей эротическое содержание; актуально иметь много подписчиков социальных сетях, приложениях с элементами соц. сетей; в сети сейчас огромное количество игр как азартных, так и всевозможных жанров игр, с элементами насилия, жестокости, - хотя на законодательном уровне только стартуют деятельность по исследованию операций по защите детей в виртуальной реальности, в образовательных учреждениях не организуются  уроки безопасности в сети Интернет, а родители, зачастую, не всегда знают то, чем занимаются их дети, проводя время за компьютером. В настоящее время, частные компании разрабатывают стратегию по предоставлению платных услуг по осуществлению контроля за детьми в сетевом пространстве: с кем общаются, в каких группах состоят, какой контент интересует. На основе полученных данных о группах-смерти «Синий кит» эти услуги могут быть крайне востребованы [5].

На сегодняшний день исследование воздействия информационных технологий на человека только обретает популярность. Существующую проблемную ситуацию активно исследуют ученые из разных научных областей: социологии, девиантологии, психологии, педагогики и даже психиатрии. Множество выносимых в кругах ученых положений порождают как одобрению, так и критическому изысканию. С течением времени станет выстроена конкретная теория, обладающая практическим подтверждением. Один факт остается не оспоримым: разработанные и разрабатывающиеся технологии уже сейчас воздействуют на человека и будут продолжать существенное воздействие на общество в целом. В настоящее время стоит задача разобраться в механизме данного феномена, детально изучить все возможные факторы развития события и сосредоточить это движение на эффективность действий.

 

Список литературы:
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ : ред. от 29 июля 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Мануков С. 4-я промышленная революция в Давосе [Электронный ресурс] // Эксперт Online. 2018. 22 янв. URL: http://expert.ru/2016/01/21/chetvertaya-promyishlennaya-revolyutsiya/ (дата обращения: 10.12.2017).
3. Семченкова М.Н. Проблемы правовой защиты результатов исследований цифровой гуманитаристики // Цифровая гуманитаристика: ресурсы, методы, исследования : материалы Междунар. науч. конф. (Пермь, 16-18 мая 2017 г.) : в 2 ч. Пермь, 2017. Ч. 1. С. 33-35.
4. Заключение экспертной комиссии о результатах заявления, поданного в Федеральную службу по интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] : приложение к решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности. URL: http://www.fips.ru/pps/26_10_12/2011%D0%9203083_29.1.212.pdf (дата обращения: 10.12.2017) ; Экспертиза объектов интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/research/re-search/tm/ (дата обращения: 10.12.2017).
5. Заключение коллегии Палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения [Электронный ресурс] : приложение к решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности. URL: http://www.fips.ru/ConveraDocs/pps/_new/2012/2012%D0%9201650/2012%D0%9201650-2013.02.28.pdf (дата обращения: 10.12.2017).
6. Постановление № 73 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 4-14.3-394/77-14 [Электронный ресурс]. URL: solutions.fas.gov.ru/attachment/10279/download?1407388083 (дата обращения: 10.12.2017).