Статья:

Модель конфликтной языковой личности в блогосфере: подходы к проектированию

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Богатков Д.С. Модель конфликтной языковой личности в блогосфере: подходы к проектированию // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 10(103). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/103/68105 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Модель конфликтной языковой личности в блогосфере: подходы к проектированию

Богатков Даниил Сергеевич
студент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

MODEL OF A CONFLICTED LANGUAGE PERSONALITY IN THE BLOGOSPHERE: APPROACHES TO DESIGN

 

Daniil Bogatkov

Student, Nizhny Novgorod state University, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены некоторые точки зрения исследователей на тему модели конфликтной языковой личности. Путём сравнения и анализа предложена авторская система элементов, характеризующих модель конфликтной языковой личности.

Abstract. This article discusses some of the researchers ' points of view on the topic of the conflict language personality model. By comparison and analysis, the author offers a system of elements that characterize the model of a conflicted language personality.

 

Ключевые слова: модель, блогосфера, блог, конфликтная языковая личность.

Keywords: model, blogosphere, blog, conflicted language personality.

 

Научно-теоретическое изучение модели конфликтной языковой личности проводилось такими авторами, как Шаповалова Н.Г. и Волкова О.С.

Так, исследователь Шаповалова Н.Г. в работе «Модель конфликтной языковой личности участника массмедийного дискурса: на материале радио, телевидения и Интернета» представляет модель конфликтной языковой личности теле- и радио дискурса. С ее точки зрения, данная модель может представлена набором следующих компонентов:

- функциональность намеренного конфликтного речеповедения (ведущий/говорящий выполняет две функции – являться непререкаемым авторитетом и провоцировать слушателя/ей);

- достаточно высокий уровень речевой культуры (с тенденцией к языковой игре);

- стремление к конфликтной манипуляции партнёром по общению при помощи элементов лингвокреативности [3].

Волкова О.С. в работе «Прагмалингвистические особенности межличностного общения в коммуникативной ситуации "бытовой конфликт": на материале английского языка» предлагает следующие компоненты:

- стремление к доминированию;

- конфронтативность форм общения;

- высокая эмоциональная вовлеченность, спонтанность и ситуативная обусловленность общения;

- широкая представленность невербальных компонентов речевого поведения [2].

Таким образом, представленные модели описываются применительно к радио-, телеведущим и масс-медиа в целом, но не к блогам конкретно.

С точки зрения практического применения данных, имеющихся о конфликтной языковой личности в сфере блогов, в судебно-экспертной деятельности, модель конфликтной языковой личности имеет огромный потенциал. С развитием блога как популярного интернет-направления появляется и необходимость составления методик экспертного исследования. Очевидно, что блог сейчас как явление набирает не только популярность, но и определённый престиж не только у молодёжи, но и у людей старшего возраста. Блогинг развивается, переносится на различные интернет-площадки. Так, сейчас человек может вести свой блог не только в текстовом варианте, но и в аудио, видео. Популярность его можно объяснить множеством факторов, но одним из основных является вполне реальная возможность показать себя, обрести популярность, а также заработать на этом. Поэтому количество блогеров за последнее время сильно возросло, а с этим увеличилась и конфликтогенность интернет-среды соответственно, что представляет большую ценность для эксперта-лингвиста.

На основании представленного выше можно сформулировать проблему настоящего исследования. Явление ведения блога существует в обществе, обнаруживает тенденцию к возрастанию, а ни на теоретическом, ни на практическом (нет разработанной методики проведения экспертного исследования в рамках блога) не решена.

Цель статьи – представить модель конфликтной языковой личности в блогосфере как совокупность базовых (минимальных – необходимых и достаточных) компонентов данного типа личности и связей между ними.

С опорой на представленные выше концепции Шаповаловой и Волковой можно резюмировать, что компонентами КЯЛ, наиболее релевантными для блогосферы являются:

- стремление к доминированию (лингвистические (экспрессивный синтаксис, я-конструкции, повелительное наклонение, оценочная лексика; прагматика – пресуппозиции, ирония…));

- высокий уровень речевой культуры (правильность, точность, логичность, богатство, чистота);

- стремление к конфликтной манипуляции партнёром по общению при помощи элементов лингвокреативности.

Кроме того, во время исследования (за объекты исследования были взяты 4 блога на площадке Youtube) были выявлены и сформулированы следующие характерные черты КЯЛ:

- обращение ко всем зрителям как к одному человеку (манипулятивный прием, характерный для видеоблога «SHIMOROSHOW»). В своих роликах блогер помимо цели ролика также ведёт диалог со своим зрителем («Ну что, рассказывай, как у тебя дела. Ничего от тебя не слышал в последнее время. Наливай пока чайку, кофейку…»);

- избыточность максимы симпатии (нарушение постулата вежливости Дж. Линча) в коммуникации (неотъемлемая составляющая контента видеоблога «Алекс Люсик»). Чрезмерное употребление уменьшительно-ласкательных и смежных конструкций при обращении к своему зрителю («Ангелочки мои, масечки, пусечки, за поддержание канала вы можете стать солнышками 2-го уровня»);

- частое нетактичное обращение (нарушение максимы такта Дж. Линча) в коммуникации (Видеоблог комика Ильи Соболева). Зачастую в речевой ситуации блогер затрагивает потенциально опасные для коммуникации личные темы: личная жизнь, семья, уровень зарплаты;

- нескромное и вызывающее поведение (нарушение максимы скромности Дж. Линча) при коммуникации (является характерным для музыканта Олег Майами при коммуникации в Youtube-пространстве). «Я часто отдыхаю в Греции и снимаю виллу, которую вы никогда не сможете себе позволить».

Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить чрезвычайную важность и размах такого явления, как блог. С ростом его популярности появляется всё больший интерес для экспертов, потому как всё чаще в рамках этой сферы возникают споры, для разрешения которых необходимо экспертное вмешательство. Также в ходе работы были предложены свои компоненты модели КЯЛ блогеров, отчего цель статьи можно считать выполненной.

 

Список литературы:
1. Видеохостинг Youtube - www.youtube.com (Дата обращения: 22.11.2019).
2. Волкова Ольга Сергеевна – «Прагмалингвистические особенности межличностного общения в коммуникативной ситуации "бытовой конфликт"»: на материале английского языка.
3. Шаповалова Надежда Геннадиевна – «Модель конфликтной языковой личности участника массмедийного дискурса: на материале радио, телевидения и Интернета».