Статья:

Значение деловой игры как средства формирования социальной ответственности у обучающихся основной школы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Держай Г.Ю. Значение деловой игры как средства формирования социальной ответственности у обучающихся основной школы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/73828 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение деловой игры как средства формирования социальной ответственности у обучающихся основной школы

Держай Галина Юрьевна
магистрант, Дальневосточный федеральный университет г. Уссурийске (школа педагогики), РФ, г. Уссурийск

 

VALUE OF THE BUSINESS GAME AS A MEANS OF FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY AT STUDENTS OF BASIC SCHOOL

 

Galina Derzhay

Undergraduate Far Eastern Federal University Ussuriysk (school of pedagogy), Russia, Ussuriysk

 

Аннотация.  В настоящей работе рассмотрена технология формирования социальной ответственности обучающихся средством деловой игры в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Abstract. This paper considers the technology of forming social responsibility of students by means of business games in the framework of the Federal state educational standard (FSES).

 

Ключевые слова: ФГОС, социальная ответственность, деловая игра, дети, школа, профессия.

Keywords: Federal state budget, social responsibility, business game, children, school, profession.

 

Цель настоящей статьи определить значение деловой игры как средства формирования социальной ответственности у обучающихся основной школы, рассмотреть каким образом можно помочь формированию ответственности с помощью  деловой игры. В статье нами приведены предпосылки возникновения деловых игр, интересные исторические факты, связанные с деловыми играми. В работе представлены преимущества деловой игры среди другого вида игр.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) традиционное образование претерпевает большие изменения, поскольку необходимо, чтобы современные уроки отвечали новым требованиям, в соответствии с которыми необходимо формировать у обучающихся такие компетенции как: работа в коллективе; умение договариваться, делать сознательный выбор, прогнозировать последствия своих действий; способность участвовать в решении социальных проблем.

Под способностью участвовать в решении социальных проблем подразумевается такое свойство зрелой личности, как сформированная активная гражданская позиция.

Формирование активной гражданской позиции подразумевает становление у обучающихся чувства социальной ответственности. Обучающиеся должны осознавать и выполнять свои гражданские обязанности, активно участвовать в жизни общества, словом, быть социально ответственными. Это подразумевает решение ряда воспитательных задач, способствующих воспитанию у учащихся общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности.

Для этого современный преподаватель, идущий в ногу со временем, должен использовать на своих уроках активные методы обучения, применение которых позволяет поэтапно формировать такие общие компетенции. Из всего многообразия игр, выделяются более всего деловые игры, именно они позволяют педагогу создавать различные проблемные ситуации из профессиональной деятельности, из общественной деятельности, из семейной жизни и т. д.

Деловые игры помогают решать практические задачи, связанные с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества, активную гражданскую позицию, воспитывать чувство социальной ответственности, а также способствуют систематизации и обобщению знаний по пройденной теме. Все это позволяет педагогу рассчитывать на более высокий уровень усвоения знаний учениками.

Кроме мозговых штурмов во время проведения школьных деловых игр, они способны еще и объединить близких по мышлению и темпераменту детей, раскрыть ряд их способностей, выявить лидерские, доминирующие качества, объединить детей в группы и т.д.

Особая ценность деловых игр заключается в том, что, если при вступлении во взаимоотношения, лица, сопричастные к игре, берут на себя определенную социальную роль. И, кроме этого, показывают здесь помимо уровня знаний, еще и  оттенки своего характера, наряду с решительностью, коммуникативностью, способность аналитически мыслить и решать совершенно определенные практические задания и принимать ответственные решения.

В ходе игры развивается творческое мышление, способность примерить на себя социальные роли. Все это оказывает положительное влияние на становление социальной ответственности и активной гражданской позиции обучающихся.

Под ответственностью следует понимать обязательство, возлагаемое на лицо или наложенное самостоятельно, которое находит место в каких-либо своих действиях.

В психологии под ответственностью понимается осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им определенных норм и правил.

Ответственность разделяют по формам контроля – внешняя и внутренняя. Внешние формы контроля обеспечивают возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности извне, а внутренние формы обеспечивают саморегуляцию его деятельности, например, через чувства ответственности или долга.

По субъекту ответственности выделяют: индивидуальную, групповую и общественную, по уровню ответственности – перед собой (личностную), перед другой личностью (межличностная), перед группой (групповую), перед обществом в целом (социальную) [5].

Социальная ответственность образуется в том случае, если в действиях индивида, который ассоциирует себя членом такого общества, усматривается общественное значение, которые упорядочены социальными нормами.  Она имеет двойственную природу.

Кандидат философских наук О.Е. Пазина предложила классификацию социальной ответственности на основании ее свойств, позволяющих наиболее полно охарактеризовать все ее виды:

– первый критерий  – источник проявления ответственности;

– второй критерий – влияние последствий деятельности субъекта ответственности;

– третий критерий – включенность индивида в конкретные общественные отношения в социуме, регулятором которых являются

определенного рода нормы и правила поведения [6]

По первому критерию, мотивообразующим фактором социальной ответственности могут выступать как потребности, интересы, цели и ценности индивида, так и внешние условия его жизнедеятельности

Согласно второму критерию, жизнедеятельность индивида состоит из самой деятельности (и активной, и пассивной) и ее результатов, оказывающих, без сомнения, воздействие на членов социума, с которыми взаимодействует личность, а также на социум в целом. Любое последствие деятельности индивида может иметь как положительную оценку, так и отрицательную со стороны социума

Третий критерий – дает нам возможность выделить виды социальной ответственности, возникающие во всех сферах жизнедеятельности индивида [6].

С объективной стороны под социальной ответственностью понимается соотношение общественной сущности индивида и упорядочение общественных отношений с помощью социальных норм. Поступки, идущие вразрез указанным нормам, влекут ответственность нарушителя [6].

С субъективной – социальная ответственность – это способ личности оценивать и реагировать на действия, происходящие в данном обществе [6].

Воспитание ответственности является одним из наиболее важных направлений современной социально-педагогической деятельности. Это обусловлено ценностью данного качества личности, как для общества, так и для самого человека. 

В настоящее время общество, провозгласившее ценность самодеятельности, самореализации, самостоятельности все больше нуждается в таких гражданах, которые способны принимать решения, находить пути их осуществления и, самое главное, отвечать за свои действия и поступки [4].

Для человека ответственность является ценностью потому, что она выступает стержнем целостности личности, позволяет наиболее полно оценивать себя с точки зрения значимости своих собственных решений и действий. 

Формирование ответственности в школе осуществляется разными методами, традиционно, это беседы, воспитательные мероприятия, и деловые игры не исключение.

В современных условиях нужно искать новые пути расположения к детям, опираясь на то, что для них актуально, важно, интересно. Одним из них, может служить подход через игру, в том числе деловую, у которой, в силу серьёзности и опоры на реальные модели социальных отношений, есть большие перспективы в этой области, в решении задач воспитания социально активной и социально ответственной личности.

Рассмотрим историю развития деловых игр. С начала XVIII века сохранились сведения о том, что еще с тех пор была открыта деловая игра, и темпы ее использования и развития были высокими. Безусловно, деловая игра, берет свое начало с военных игр, например, «военные шахматы». С помощью такой игры, например, упрощали обучение солдат военному делу [2].

Что касается последователя военной игры, то следует остановиться на 30-х годах XX века, у первой деловой игры было название «организационно производственное испытание».

В игре участвовали как студенты, так и руководители предприятий. Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях» и т.п. Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана.

Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции.  По мнению экспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные им, стали фундаментом практических работ его учащихся и последователей. Именно ими была открыта новая эпоха организационно-деятельностных игр.

Именно совокупность четкой структуры деятельности и сильного напора на каждого из участников, обеспечивало отличные результаты.

Таким образом, данный способ стал средством решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем [2].

Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль в советском «игростроении»

С момента звенигородской встречи советские деловые игры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Поэтому вскоре деловые игры стали носить  и иные неэкономические направленности (архитектура, биология, медицина).

Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться.

Преимущества деловых игр – наглядно рассмотрены в таблице 1 [1].

Таблица 1.

Преимущества деловой игры

Пор. «№

Описание

1

  • высокий мотивационный потенциал

 

2

  • сочетание многих учебных, организационных и рабочих методов

 

3

  • эффективный и продолжительный успех в учебе

 

4

  • одновременное содействие одаренным и более медлительным  учащимся

 

5

  • способствование осознанию чувства ответственности

 

6

  • учебное занятие с междпредметными связями

 

7

  • самостоятельное и социальное действие

 

 

По понятным причинам, именно на студентах экономических факультетов были опробованы первые игры, и это, полагаем правильно, т.к.  игра отличный способ взрастить будущих  управленцев компаний.

«Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г.

В игре имитируется актуальная проблемная ситуация, такая рабочая обстановка, которая может произойти в действительности. Среди участников распределяются роли, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме. Различие ролевых статусов и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения работникам.

Что касается учащихся, то с ними деловые игры могут проводиться для формирования соответственно типа.

Деловые игры призваны проецировать действительность и с ее помощью можно найти целый ряд решений  выходов из различных ситуаций.

В настоящее время счет количества и разновидностей обучающих деловых игр идет на тысячи.

 

Список литературы:
1. Болтаева М. Л. Деловая игра в обучении // Молодой ученый. – 2012. – №2. – С. 252-254. 
2. Ванюшин В.Н., Гвоздиков С.В., Лаврентьев А.Р., Орлова Л.А. Деловая игра в обучении: научно-практическое пособие. – Дзержинск: изд-во «Конкорд», 2015. – 131 с.
3. Кошелева Ю.П.Проблемы организации игровой деятельности. – М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2016. – 93 с.
4. Лаврентьева О.А. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы дис. ... на соиск. ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Лаврентьева Олеся Алексеевна; [Место защиты: Новосиб. гос. пед. универс.]. – Новосибирск: 2016. - 238 с.
5. Лушников И.Д. Системный анализ результатов формирования ценностно-патриотических ориентаций учащихся в социальном пространстве. – Вологда : ВИРО, 2016. -  138 с.
6. Пазина О.Е. Социальная ответственность личности в современном обществе дис. ... на соискание ученой степени канд. филос. наук: 09.00.11 / Пазина Ольга Евгеньевна; [Место защиты: Ниж. гос. архи.-строит универс.]. – Нижний Новгород: 2007. – 35 с.