Статья:

Ценностные ориентации у студентов-психологов с разным уровнем профессиональной направленности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Пак Ч.Д. Ценностные ориентации у студентов-психологов с разным уровнем профессиональной направленности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 25(118). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/118/75549 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Ценностные ориентации у студентов-психологов с разным уровнем профессиональной направленности

Пак Чан Дю
студент, Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава Российской Федерации, РФ, г. Владивосток
Яворская Марина Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель, Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава Российской Федерации, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. В данной статье изучаются ценностные ориентации в карьере у студентов-психологов с разным уровнем профессиональной направленности. В результате данного исследования было выявлено, что студенты-психологи, обучаясь по данной специальности максимально стремятся при овладении избранной профессией быть профессионалами, сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи, создавать новые организации, товары, услуги. В средней степени студенты хотели б иметь стабильную надёжную работу на длительное время, а в ряде случаев они практически не стремятся к управлению людьми, проектами, бизнес-процессами, хотели бы жить в своём городе с минимумом переездов. И совсем не планируют воплощать в работе свои идеалы и ценности. Полученные результаты можно использовать при профессиональном отборе.

 

Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональная направленность, студенты-психологи.

 

В настоящее время наша страна переживает период качественных перемен, которые охватывают практически все сферы социального бытия. Молодое поколение в существенной степени отличается по своему мировоззрению от поколений предшествующих, поскольку сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с воздействиями, которые не были проявлены ранее. В такой ситуации как никогда актуальным становится изучение основных механизмов, которые влияют на поведенческую, и в том числе профессиональную, активность. В числе таких механизмов особое место принадлежит ценностным ориентациям, определяющим всю систему взаимоотношений человека с профессиональной действительностью, и профессиональной направленности, которая оказывает значимое воздействие на становление человека как специалиста [1].

В многочисленных исследованиях ценностных ориентаций у современной молодежи представлено  влияние социальных перемен на ценности с разными методическими подходами. Однако исследований ценностей у студентов с разным уровнем профессиональной направленности немного [6].

На настоящий момент ценностные ориентации можно охарактеризовать как «одно из ключевых новообразований личности, транслирующее сознательное отношение индивида к действительности и определяющее мотивацию его поведения». Что касается ценностных ориентаций в отношении карьеры, в их систему включают высшие карьерные ценности («ценности-цели») и второстепенные («ценности-средства»). В структуру ценностных ориентаций, направленных на карьеру, на настоящий момент включают весь диапазон моральных, эстетических, идеологических, политических и пр. оснований оценки индивидом своей профессиональной области, а также формы структурирования индивидом профессиональной активности в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров [4].

Характерной является связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Личностные ценности формируют содержательную сторону направленности и составляют основу её воззрений на систему отношений, деятельности, оценку своего места в мире. Содержание направленности – это доминирующее, обусловленное социальной средой отношение личности к своему окружению и деятельности. В общей личностной направленности можно выделить её значимое звено – направленность профессиональную [3].

Изначально (конец XIX века) профессиональная направленность рассматривалась в психологии как «комплекс мотивов к осуществлению занятий конкретным видом деятельности». Понятие «профессиональная направленность» в научный оборот ввёл В. Штерн (1911 г.). Он рассматривал профессиональную направленность как склонность к осуществлению определенного направления профессиональной деятельности. Разработкой темы профессиональной направленности занимались такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов, Д. Макклелланд и др. Ими была определена сущность, содержание и составляющие профессиональной направленности личности, к которым были отнесены мотивы, потребности, стремления, интересы, идеалы, духовно-нравственные ценности и убеждения. На настоящий момент профессиональную направленность определяют, как «внутреннюю предрасположенность, мотивацию, способности, склонности и задатки субъекта к конкретной профессиональной деятельности, совокупность индивидуальных свойств личности, её черт, качеств, ценностных ориентаций, взглядов, и побуждений, а также совокупность профессиональных притязаний, характерных для соответствующей деятельности; готовность применения указанных компонентов в процессе выполнения должностных обязанностей» [2].

Таким образом, ценностные ориентации по отношению к карьере и профессиональная направленность представляют собой достаточно сложные феномены, оказывающие существенное влияние на трудовую жизнедеятельность человека. В связи с этим важными являются исследования, характеризующие связь ценностных ориентаций в отношении карьеры с профессиональной направленностью у представителей различных специальностей. Нами была выдвинута гипотеза о наличие связи уровня профессиональной направленности студентов-психологов с их карьерными ориентациями. Для проведения исследования были использованы «Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов» Т.Д. Дубовицкой и методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). Выборку исследования составило 30 студентов 4-5 курса по специальности Психология (15 юношей и 15 девушек).

Результаты проведения «Тест-опросника для определения уровня профессиональной направленности студентов» Т.Д. Дубовицкой представлены на рисунке 1:

 

Рисунок 1. Результаты исследования по «Тест-опроснику для определения уровня профессиональной направленности студентов» Т.Д. Дубовицкой (в абс.)

 

Высокий уровень развития профессиональной направленности продемонстрировало 14 обследованных, средний уровень 11 обследованных, низкий уровень выявлен у 5 обследованных.

Проведение методики «Якоря карьеры» Э. Шейна у обследованных с низким уровнем развития профессиональной направленности дало результаты, представленные на рисунке 2:

 

Рисунок 2. Результаты исследования по методике «Якоря карьеры» у обследованных с низким уровнем развития профессиональной направленности (средний балл)

 

Низкий уровень профессиональной направленности у студентов наиболее связан с надёжной работой на длительное время, желанием воплощать в работе свои идеалы и ценности, а также управлять людьми, проектами, бизнес-процессами.

У обследованных со средним уровнем развития профессиональной направленности были выявлены результаты, представленные на рисунке 3:

 

Рисунок 3. Результаты исследования по методике «Якоря карьеры» у обследованных со средним уровнем развития профессиональной направленности (средний балл)

 

У студентов со средним уровнем профессиональной направленности преобладает желание жить в своём городе с минимумом переездов и стабильной надёжной работы на длительное время.

У обследованных с высоким уровнем развития профессиональной направленности были выявлены результаты, представленные на рисунке 4:

 

Рисунок 4.  Результаты исследования по методике «Якоря карьеры» у обследованных с высоким уровнем развития профессиональной направленности (средний балл)

 

Максимальное стремление к овладению избранной профессией проявляется желанием быть профессионалом, сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.

Связь между уровнем профессиональной направленностью студентов и карьерными ориентациями представлена в таб. 1:

Таблица 1.

Связь между уровнем профессиональной направленности студентов и карьерными ориентациями

Карьерные ориентации

Низкий уровень развития профессиональной направленности

Средний уровень развития профессиональной направленности

Высокий уровень развития профессиональной направленности

Профессиональная компетентность

5,9

6,8

8,4

Менеджмент

7,6

7,2

5,3

Автономия

4,1

5,3

6,1

Стабильность места работы

7,3

7,1

5,9

Стабильность места жительства

4,9

7,2

5,8

Служение

7,4

6,4

6,0

Вызов

3,8

5,7

8,1

Интеграция стилей жизни

6,1

5,5

4,3

Предпринимательство

4,3

5,6

7,7

 

Таким образом, для обследованных с низким уровнем развития профессиональной направленности в качестве ведущих карьерных ориентаций выступают менеджмент, служение и стабильность места работы. Для обследованных со средним уровнем развития профессиональной направленности характерны такие карьерные ориентации, как менеджмент и стабильность места жительства и работы. Обследуемые с высоким уровнем развития профессиональной направленности демонстрируют доминирование таких карьерных ориентаций, как профессиональная компетентность, вызов и предпринимательство.

Студенты-психологи, обучаясь по данной специальности максимально стремятся при овладении избранной профессией быть профессионалами, сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи, создавать новые организации, товары, услуги. В средней степени хотели б иметь стабильную надёжную работу на длительное время, а в ряде случаев они практически не стремятся к управлению людьми, проектами, бизнес-процессами, хотели бы жить в своём городе с минимумом переездов. И совсем не планируют воплощать в работе свои идеалы и ценности.

Полученные результаты можно использовать при приёме специалистов-психологов на работу.

 

Список литературы:
1. Власов Е.В. Ценностная ориентация личности / Е.В. Власов, Ф.М.Осипов // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество», 2017. – №2. – С. 221.
2. Загайнов И.А. Профессиональная направленность личности обучающихся / И.А. Загайнов, М.Л. Блинова. // Общество: социология, психология, педагогика, 2017. – №5. – С. 13-19.
3. Котухов А.Н. Профессиональная направленность: сущность и структура / А.Н. Котухов, А.А. Моисеев. // Молодой ученый. – 2017. – № 12. – С. 182-190.
4. Кунц Л.И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л.И. Кунц. // Сибирский педагогический журнал, 2013. – №4. – С. 137-140.
5. Мартыненко О.О. Ценностные ориентации студенческой молодежи / О.О. Мартыненко, О.А. Коротина / Социология образования, 2016. – №4. – С. 21-28.
6. Хайбулаева А.Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде. Махачкала. Диссер. 2015. 193 с.