Ценностные ориентации у студентов-психологов с разным уровнем профессиональной направленности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(118)
Ценностные ориентации у студентов-психологов с разным уровнем профессиональной направленности
Аннотация. В данной статье изучаются ценностные ориентации в карьере у студентов-психологов с разным уровнем профессиональной направленности. В результате данного исследования было выявлено, что студенты-психологи, обучаясь по данной специальности максимально стремятся при овладении избранной профессией быть профессионалами, сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи, создавать новые организации, товары, услуги. В средней степени студенты хотели б иметь стабильную надёжную работу на длительное время, а в ряде случаев они практически не стремятся к управлению людьми, проектами, бизнес-процессами, хотели бы жить в своём городе с минимумом переездов. И совсем не планируют воплощать в работе свои идеалы и ценности. Полученные результаты можно использовать при профессиональном отборе.
Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональная направленность, студенты-психологи.
В настоящее время наша страна переживает период качественных перемен, которые охватывают практически все сферы социального бытия. Молодое поколение в существенной степени отличается по своему мировоззрению от поколений предшествующих, поскольку сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с воздействиями, которые не были проявлены ранее. В такой ситуации как никогда актуальным становится изучение основных механизмов, которые влияют на поведенческую, и в том числе профессиональную, активность. В числе таких механизмов особое место принадлежит ценностным ориентациям, определяющим всю систему взаимоотношений человека с профессиональной действительностью, и профессиональной направленности, которая оказывает значимое воздействие на становление человека как специалиста [1].
В многочисленных исследованиях ценностных ориентаций у современной молодежи представлено влияние социальных перемен на ценности с разными методическими подходами. Однако исследований ценностей у студентов с разным уровнем профессиональной направленности немного [6].
На настоящий момент ценностные ориентации можно охарактеризовать как «одно из ключевых новообразований личности, транслирующее сознательное отношение индивида к действительности и определяющее мотивацию его поведения». Что касается ценностных ориентаций в отношении карьеры, в их систему включают высшие карьерные ценности («ценности-цели») и второстепенные («ценности-средства»). В структуру ценностных ориентаций, направленных на карьеру, на настоящий момент включают весь диапазон моральных, эстетических, идеологических, политических и пр. оснований оценки индивидом своей профессиональной области, а также формы структурирования индивидом профессиональной активности в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров [4].
Характерной является связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Личностные ценности формируют содержательную сторону направленности и составляют основу её воззрений на систему отношений, деятельности, оценку своего места в мире. Содержание направленности – это доминирующее, обусловленное социальной средой отношение личности к своему окружению и деятельности. В общей личностной направленности можно выделить её значимое звено – направленность профессиональную [3].
Изначально (конец XIX века) профессиональная направленность рассматривалась в психологии как «комплекс мотивов к осуществлению занятий конкретным видом деятельности». Понятие «профессиональная направленность» в научный оборот ввёл В. Штерн (1911 г.). Он рассматривал профессиональную направленность как склонность к осуществлению определенного направления профессиональной деятельности. Разработкой темы профессиональной направленности занимались такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов, Д. Макклелланд и др. Ими была определена сущность, содержание и составляющие профессиональной направленности личности, к которым были отнесены мотивы, потребности, стремления, интересы, идеалы, духовно-нравственные ценности и убеждения. На настоящий момент профессиональную направленность определяют, как «внутреннюю предрасположенность, мотивацию, способности, склонности и задатки субъекта к конкретной профессиональной деятельности, совокупность индивидуальных свойств личности, её черт, качеств, ценностных ориентаций, взглядов, и побуждений, а также совокупность профессиональных притязаний, характерных для соответствующей деятельности; готовность применения указанных компонентов в процессе выполнения должностных обязанностей» [2].
Таким образом, ценностные ориентации по отношению к карьере и профессиональная направленность представляют собой достаточно сложные феномены, оказывающие существенное влияние на трудовую жизнедеятельность человека. В связи с этим важными являются исследования, характеризующие связь ценностных ориентаций в отношении карьеры с профессиональной направленностью у представителей различных специальностей. Нами была выдвинута гипотеза о наличие связи уровня профессиональной направленности студентов-психологов с их карьерными ориентациями. Для проведения исследования были использованы «Тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов» Т.Д. Дубовицкой и методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова). Выборку исследования составило 30 студентов 4-5 курса по специальности Психология (15 юношей и 15 девушек).
Результаты проведения «Тест-опросника для определения уровня профессиональной направленности студентов» Т.Д. Дубовицкой представлены на рисунке 1:
Рисунок 1. Результаты исследования по «Тест-опроснику для определения уровня профессиональной направленности студентов» Т.Д. Дубовицкой (в абс.)
Высокий уровень развития профессиональной направленности продемонстрировало 14 обследованных, средний уровень 11 обследованных, низкий уровень выявлен у 5 обследованных.
Проведение методики «Якоря карьеры» Э. Шейна у обследованных с низким уровнем развития профессиональной направленности дало результаты, представленные на рисунке 2:
Рисунок 2. Результаты исследования по методике «Якоря карьеры» у обследованных с низким уровнем развития профессиональной направленности (средний балл)
Низкий уровень профессиональной направленности у студентов наиболее связан с надёжной работой на длительное время, желанием воплощать в работе свои идеалы и ценности, а также управлять людьми, проектами, бизнес-процессами.
У обследованных со средним уровнем развития профессиональной направленности были выявлены результаты, представленные на рисунке 3:
Рисунок 3. Результаты исследования по методике «Якоря карьеры» у обследованных со средним уровнем развития профессиональной направленности (средний балл)
У студентов со средним уровнем профессиональной направленности преобладает желание жить в своём городе с минимумом переездов и стабильной надёжной работы на длительное время.
У обследованных с высоким уровнем развития профессиональной направленности были выявлены результаты, представленные на рисунке 4:
Рисунок 4. Результаты исследования по методике «Якоря карьеры» у обследованных с высоким уровнем развития профессиональной направленности (средний балл)
Максимальное стремление к овладению избранной профессией проявляется желанием быть профессионалом, сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.
Связь между уровнем профессиональной направленностью студентов и карьерными ориентациями представлена в таб. 1:
Таблица 1.
Связь между уровнем профессиональной направленности студентов и карьерными ориентациями
Карьерные ориентации |
Низкий уровень развития профессиональной направленности |
Средний уровень развития профессиональной направленности |
Высокий уровень развития профессиональной направленности |
Профессиональная компетентность |
5,9 |
6,8 |
8,4 |
Менеджмент |
7,6 |
7,2 |
5,3 |
Автономия |
4,1 |
5,3 |
6,1 |
Стабильность места работы |
7,3 |
7,1 |
5,9 |
Стабильность места жительства |
4,9 |
7,2 |
5,8 |
Служение |
7,4 |
6,4 |
6,0 |
Вызов |
3,8 |
5,7 |
8,1 |
Интеграция стилей жизни |
6,1 |
5,5 |
4,3 |
Предпринимательство |
4,3 |
5,6 |
7,7 |
Таким образом, для обследованных с низким уровнем развития профессиональной направленности в качестве ведущих карьерных ориентаций выступают менеджмент, служение и стабильность места работы. Для обследованных со средним уровнем развития профессиональной направленности характерны такие карьерные ориентации, как менеджмент и стабильность места жительства и работы. Обследуемые с высоким уровнем развития профессиональной направленности демонстрируют доминирование таких карьерных ориентаций, как профессиональная компетентность, вызов и предпринимательство.
Студенты-психологи, обучаясь по данной специальности максимально стремятся при овладении избранной профессией быть профессионалами, сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи, создавать новые организации, товары, услуги. В средней степени хотели б иметь стабильную надёжную работу на длительное время, а в ряде случаев они практически не стремятся к управлению людьми, проектами, бизнес-процессами, хотели бы жить в своём городе с минимумом переездов. И совсем не планируют воплощать в работе свои идеалы и ценности.
Полученные результаты можно использовать при приёме специалистов-психологов на работу.