Статья:

Особенности Я-концепции и самооценки подростков, вовлеченных и не вовлеченных в секционную досуговую деятельность

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(123)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Санюк К.А. Особенности Я-концепции и самооценки подростков, вовлеченных и не вовлеченных в секционную досуговую деятельность // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 30(123). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/123/77284 (дата обращения: 19.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности Я-концепции и самооценки подростков, вовлеченных и не вовлеченных в секционную досуговую деятельность

Санюк Ксения Александровна
магистрант, кафедра общей и социальной психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Я-концепция – это многогранный комплекс представлений человека о самом себе и о том, как эти представления влияют на взаимоотношения с другими людьми в социальной среде.

Наряду со многими российскими психологами, Р. Бернс определяет Я-концепцию как взаимосвязь трех элементов:

1. Образ Я

2. Самооценка

3. Потенциальная поведенческая реакция

Отличительной чертой Я-концепции является то, что и объект, и носитель установок - это одна и та же личность. Поскольку эмоционально-оценочная составляющая в данном случае имеет самонаправленный характер и соотносится с образом Я, то она весьма значительно влияет на поведение личности, ее деятельность, ее взаимоотношения с социумом [6]

Исходя из вышесказанного, позитивная Я-концепция определяется как положительное отношение человека к собственной личности, самоуважению, осознанию собственной значимости и ценности.

Актуальность данной работы состоит в том, что феномен Я-концепции окончательно не изучен по сей день и требует более глубинного рассмотрения, т. к. человек испокон веков задавался вопросом: «Кто есть я?» и до сих пор не нашел ответа. Проблема Я-концепции только начинает разрабатываться и развиваться в русле экспериментальной и социальной психологии.

Объект исследования: Я-концепция подростков.

Предмет исследования: особенности Я-концепции и самооценки подростков, вовлеченных и не вовлеченных в секционную досуговую деятельность.

Целью исследования является изучение особенностей Я-концепции и самооценки подростков, вовлеченных и не вовлеченных в секционную досуговую деятельность

Гипотеза исследования:

Я-концепция подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность, имеет следующие особенности:

• сформирована на более высоком уровне;

• более высокая самооценка;

• позитивная Я-концепция.

Исследование было проведено на базе МБОУ "Школа № 58" г.о. Самара. В исследовании приняли участие 42 учащихся, из них девочек -18, мальчиков -24. Возраст испытуемых 13-14 лет. Исследование проводилось анонимно, учёт респондентов вёлся по именам.

Для формирования экспериментальной и контрольной групп нами был проведен опрос, где подросткам предлагалось ответить на следующие вопросы: «Занимаетесь ли Вы секционной досуговой деятельностью? Какие именно секции Вы посещаете?». На основе результатов этого опроса выявлены следующие подгруппы:

  1. 28 подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность;
  2. 14 подростков, не вовлеченных в секционную досуговую деятельность.

Для исследования были использованы следующие методики:

  • Шкала "Я-концепции"(Е. Пирс, Д. Харрис, адаптация Прихожан)
  • Методика «самооценка» (Дембо-Рубинштейн модификация А.М. Прихожан)
  • Тест – опросник «Шкала самоуважения Розенберга»

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, о том, что, у подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность позитивная Я-концепция, сформированная на более высоком уровне, а также более высокая самооценка по сравнению с подростками, не вовлеченными в секционную досуговую деятельность.

1. подростки, вовлеченные в секционную досуговую деятельность, имеют более высокий уровень самоотношения и уровень отношения к себе во всех сферах (поведение, интеллект, ситуация в школе, внешность, тревожность, общение, удовлетворенность жизненной ситуацией, положение в семье, уверенность в себе) по сравнению с подростками, не вовлеченными в секционную досуговую деятельность. При этом подростки, вовлеченные в секционную досуговую деятельность, разделились на две подгруппы. Большинство подростов имеют высокий уровень отношения к себе в различных сферах, но есть и подростки с низким уровнем. Мы предполагаем, что что на это могли повлиять завышенные ожидания со стороны родителей, педагогов и увеличенная нагрузка.

2. у подростков, вовлеченных и не вовлеченных в секционную досуговую деятельность, преобладает самооуважение, они адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Но 21,429 % подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность, уважают себя как человека, личность, профессионала, что является нормой, к которой стоит стремиться. В то время как в группе подростков, не вовлеченных в секционную досуговую деятельность, такой нормы не представлено.

3. у подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность, очень высокий уровень самооценки меньше на 7,144 %, чем у подростков, не вовлеченных в секционную досуговую деятельность. Это указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. При этом высокий и средний уровень самооценки у подростков, вовлеченных и не вовлеченных в секционную досуговую деятельность, по 64,285 %, что свидетельствует об адекватной (реалистичной) самооценки. Таким образом получается, что у большинства подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность, адекватная самооценка без тенденций к завышению.

4. у 60 % подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность, очень высокий уровень притязаний, это на 21,429 % выше, чем у подростков, не вовлеченных в секционную досуговую деятельность. Но при этом у 7,143 % подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность, либо средний, либо низкий уровни притязаний. На наш взгляд это может быть обусловлено неуспехом ребенка в секционной деятельности, либо в школьной успеваемости.

Так же в результате исследования было обнаружено следующие, подростки, вовлеченные в секционную досуговую деятельность, разделились на две подгруппы:

- большинство подростов имеют высокий уровень отношения к себе в различных сферах, но есть и подростки с низким уровнем.

- большинство подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность, имеют адекватная самооценка без тенденций к завышению. Но при этом есть подростки с низкой самооценкой.

- у большинства подростков, вовлеченных в секционную досуговую деятельность, очень высокий уровень притязаний. Но при этом представлен как средний, так и низкий уровни притязаний.

На наш взгляд это может быть связано с тем, что часть детей не справляется с нагрузкой в следствии падает успеваемость, подростки сильно устают. Так же могли повлиять завышенные ожидания со стороны родителей, когда дети вынуждены посещать секционные занятия, но сами этого не хотят, поэтому не стремятся быть успешными в этом.

Но для более точного вывода требуется дополнительное исследование с расширением выборки и методов исследования.

 

Список литературы:
1. Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник южно-уральского университета. 2012. № 6. С. 4-10.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 2010. – С. 263. 
3. Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. - № 4 (24). - С. 63-65
4. Екимов А. А. Исследование психолого-педагогического формирования «Я-концепции» учащихся в старшем подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 36–40. 
5. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 2010. – 22 с.
6. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002-480 с.