Статья:

Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Клдиашвили М.А. Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84750 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе

Клдиашвили Марина Александровна
магистрант, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи
Даракчян Гурам Олегович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

USING THE MOODLE REMOTE ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Marina Kldiashvili

Graduate student, Sochi State University, Russia, Sochi

Guram Darakchyan

Scientific director, Cand. of pedagogical sciences, Associate Professor, Sochi State University, Russia, Sochi

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности работы в виртуальной среде обучения Moodle, элементы обучающих курсов в ней.

Abstract. The article discusses the features of working in the virtual learning environment Moodle, as well as the elements of training courses in it.

 

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные технологии система дистанционного обучения, Moodle.

Keywords: distance learning, distance technologies, distance learning system, Moodle.

 

Главной задачей современного вуза является формирование и развитие у студентов навыков самостоятельного овладения знаниями, расширения теоретического кругозора, самостоятельной правильной организации своей работы по поиску необходимых материалов и их изучению, а также практическое применение полученных в процессе работы знаний и умений. Без этого будущему специалисту трудно ориентироваться в увеличивающемся потоке информации.

Эта задача особенно актуальна в наше время, когда существует острая необходимость подготовки специалиста широкого профиля, способного к профессиональной мобильности. В этой связи увеличивается количество студентов, совмещающих учёбу в различных Университетах РФ, а также активизируется студенческая мобильность, что даёт возможность одновременно обучаться по разным направлениям в российских и зарубежных вузах.

Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся.

На данный момент, с использованием технологий и Интернета, образование претерпевает значительные изменения, преподаватели обдумывают новые способы преподавания и обучения. Один из широко распространенных методов обучения, используемых для продвижения знаний, заключается в использовании виртуальных сред, доступных в различных форматах, на примере платформ обучения и обучения, которые доступны в Интернете. Доступ в Интернет и использование ноутбуков создали технологические условия для преподавателей, и учащиеся могут извлечь выгоду из разнообразия онлайн-информации, общения, совместной работы и обмена с другими. Интеграция интернет-сервисов в практику преподавания может обеспечить тематическое, социальное и цифровое обогащение для задействованных агентов.

Существуют многочисленные среды, известные, как LMS (Learning Management System, с англ. система управления обучением) - это хранилище учебных материалов - видеоуроков, презентаций, лекций, книг и курсов, доступ к которым можно получить с любого устройства в любой точке мира. [5, с. 125-127]

Moodle, TelEduc, BlackBoard, MOOC, WebCT, Toolbook, TopClass Server и другие. Эти среды различаются во многих отношениях в зависимости от языка, в котором они были разработаны, либо в функциях и возможностях, которые предлагает каждый. LMS преследует главную цель — централизовать и упростить администрирование и управление преподаванием и обучением посредством электронного обучения.

Среди основных особенностей платформ электронного обучения мы можем упомянуть гибкость, доступность, ориентацию на студента, экономию или рационализацию ресурсов, интерактивность и повышение квалификации студента. Курсы, разработанные в Интернете, имеют то преимущество, что предоставляют контент для студентов в любой точке мира быстрее, чем другие традиционные методы дистанционного обучения.

Помимо этого, коммуникационные ресурсы Интернета могут сделать его более эффективным для связи между преподавателем и студентами по сравнению с другими традиционными методами.

Далее перейдем к рассмотрению наиболее популярной платформе для дистанционного обучения - LMS Moodle.

Moodle – это система управления содержимым сайта (Content Management System - CMS), специально разработанная для создания online курсов преподавателями. Такие e-learning системы часто называют системами управления обучения (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).

Слово «Moodle» - это аббревиатура слов «Modular Object – Oriented Dynamic Learning Environment» (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). [4, с. 56]

Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов и другое. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателей, так и для обучающихся. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и комментировать ответы.

Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

В системе предусмотрено добавление в курс отдельных активных элементов для организации самостоятельной работы учеников. Именно работа с элементами курса оценивается системой или преподавателем и, в конечном счете, позволяет выставить итоговую оценку за усвоение учебного материала. [2, с. 110-111]

Наиболее распространенные элементы курса:

  • Задание – преподаватель ставит задачу перед обучающимися, которая требует подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его в специально отведенный элемент курса. После проверки задания преподаватель может выставить оценку.
  • Форумы -  используются для асинхронного онлайн-обсуждения. Подписываясь на форум, участники получают копии каждого нового сообщения по электронной почте. Учителя могут навязывать подписку всем, если они хотят, и таким образом могут использовать форум, чтобы связаться со всеми студентами на курсе. Они позволяют учащимся и учителям размещать комментарии в центральном месте для имитации (и стимулирования) обсуждения. Все курсы Moodle автоматически поставляются с новостным форумом, который нельзя удалить, и все участники курса будут получать электронную почту всякий раз, когда что-либо будет добавлено в этот конкретный форум.
  • Чат – дает возможность проводить обсуждения в реальном времени при помощи сети интернет. Общение в чате предполагает одновременное присутствие преподавателей и обучающихся в курсе. Это удобный способ получить информацию о том, как усвоен материал.
  • Глоссарий - позволяет участникам создавать и поддерживать список терминов и определений, как в словаре. Его можно использовать для создания аннотированного списка полезных веб-сайтов или часто задаваемых вопросов. Определения могут быть найдены или просмотрены во многих различных форматах, и могут быть связаны из других мест на сайте.
  • Опросы – простой элемент курса, позволяющий задать вопрос с выбором одного из нескольких вариантов ответов. Полезен в качестве быстрого опроса для стимулирования мышления, чтобы позволить аудитории проголосовать по какому-либо вопросу, или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
  • Планировщик — это мероприятие Moodle, которое позволяет преподавателю курса публиковать доступное время встреч, а затем дает студентам возможность записаться в наиболее подходящий им слот. Это полезно для обязательных встреч между студентом и преподавателем, таких как дни консультаций или просто для дополнительных рабочих часов.
  • Урок позволяет лектору создавать условные пути через материал. Он состоит из нескольких страниц, каждая страница обычно заканчивается вопросом и несколькими возможными ответами. В зависимости от выбора ответа учащегося, он либо переходит на следующую страницу, либо возвращается на предыдущую страницу. Когда студенты отвечают на вопрос, они перенаправляются на любую страницу, которую вы хотите, чтобы они увидели на следующей странице, основываясь на своем ответе. Это может быть полезным инструментом для отработки материала, изучения и тестирования. [3, с. 90-92]

Moodle — это платформа электронного обучения, используемая во всем мире.

Система позволяет обучаться в удобное для студента время, осваивать дисциплины в собственном ритме и в удобном месте, предоставляет студентам круглосуточный доступ к учебным материалам, включающим в себя полный курс методического обеспечения: практические, контрольные, тестовые задания, курс лекций, электронную библиотеку. Каждый преподаватель соответственно преподаваемому предмету структурирует учебный материал и представляет его в любой удобной для изучения и контроля форме. [1, с. 134]

Использование электронной образовательной платформы MOODLE в образовательном процессе вуза способствует повышению мотивации студентов, росту интереса к предмету, активизирует самостоятельность, развивает рефлексию, навыки планирования, содействует формированию адекватной самооценки и нацеливает на обучение в течение всей жизни.

Таким образом, внедрение дистанционного обучения в реальный учебный процесс намного облегчает его и совершенствует, так как предоставляет широкий выбор возможностей как для преподавателей, так и для обучающихся.

 

Список литературы:
1. Дистанционное и виртуальное обучение: научный журнал / учредит. НОУ Современная гуманитарная академия; гл. ред. Г.И. Письменский - Москва: Издательство Современного гуманитарного университета, 2018. - № 1(121). - 144 с.:
2. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ильдар Маратович Ибрагимов; Под ред. А. Н. Ковшова. — М: Издательский центр «Академия», 2015. — 336 с.
3. Кравченко, Г.В. Работа в системе Moodle: руководство пользователя [Текст]: учебное пособие / Г.В. Кравченко, Н.В. Волженина. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2017. — 116 с.
4. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст]. – М.: ИИО РАО, 2016. – 140 с.
5. Сергиенко, И.В. Моделирование дистанционного обучения как системы интегративных образовательных технологий [Текст] / И.В. Сергиенко. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2018. – 176 с.