Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и стоимости компании на примере ПАО «X5 Retail Group»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)
Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и стоимости компании на примере ПАО «X5 Retail Group»
Для поддержания устойчивого спроса на товары и услуги, для создания новых или уникальных продуктов в условиях жесткой конкуренции компаниям необходимо привлекать средства. Для своего непрерывного развития нужны вложения в оборудование, научно-технические разработки и другие объекты, которые способствуют повышению инвестиционной привлекательности компании. Важно отслеживать изменения рынка, предлагать дополнительные или новые услуги, осваивать новые виды продукции, чтобы поддержать свою конкурентоспособность. Такие действия могут показать инвестору, что даже в непростое время с компанией все будет в порядке, и она окажется стабильнее других при этом же руководстве.
Компания ПАО «X5 Retail Group» (Далее – «X5») является лидером в отрасли розничной торговли в России. Она основана в 2006 году в результате слияния таких компаний, как «Пятерочка» и «Перекресток». Обе сети относятся к категории продовольственных магазинов «у дома».
Стратегия компании нацелена на укрепление бизнеса в настоящем и его подготовку оставаться лидирующим в будущем. Компания стремится адаптироваться к изменяющимся потребностям и спросу покупателей. Каждый работник компании пытается помочь лучше понять спрос и реагировать на него.
Помимо покупателей и своих сотрудников компания думает о планете. Х5 стремится уменьшить выделение углеродного газа от своих больших логистических операций, утилизирует большую часть отходов, поощряет клиентов, перерабатывающих упаковки от товаров.
Для оценки инвестиционной привлекательности компании были выбраны такие категории, как коэффициенты рентабельности, коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты ликвидности, уровень корпоративной культуры, социальная политика, экологическая составляющая, привлекательность и лояльность бренда, территориальная расположенность, развитие торговых сетей, выплата дивидендов и доля рынка. Для каждого фактора определены границы для корректного распределения баллов внутри категории. Например, показатели рентабельности сравнивались со среднеотраслевым значением: рассчитанному результату коэффициента рентабельности на основании представленных годовых ответов [2] ниже среднеотраслевого присваивался 1 балл, близко к среднеотраслевому – 2 балла, выше среднеотраслевого – 3 балла [3]. Аналогично присваивались баллы коэффициентам финансовой устойчивости после расчета и сравнения их с принятым нормальным значением. Качественные же показатели оценивались по степени вовлеченности компании в социальные проблемы, на сколько часто они проводят мероприятия для сотрудников, на сколько заботится об окружающей среде, степень доверия покупателей к бренду, на сколько легко добраться до магазинов торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», выплачивает ли компания дивиденды и какую позицию по доле рынка занимает - чем больше мероприятий проводится, чем стабильней выплачиваются дивиденды и растет доля рынка, тем выше присваивался балл. Каждому фактору был присвоен балл за каждый год с 2015 по 2019, затем просуммирован ежегодный совокупный балл и записан в таблицу 1.
Таблица 1.
Инвестиционная привлекательность ПАО «X5 Retail Group»
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Совокупный показатель |
28 |
31 |
31 |
32 |
33 |
Совокупный показатель компании за 5 лет вырос на пять баллов. Это означает, что за это время ПАО «X5 Retail Group» ввела новые меры в своей деятельности о заботе окружающей среде, проводила достаточное количество мероприятий для сотрудников, занималась программами для поддержки определенных слоев населения, вышла на 1 место по доле рынка и занимает ее уже последние 4 года, постоянно выплачивает дивиденды и повышает их размер на одну акцию. Что касается показателей рентабельности, только рентабельность продаж принимает значение значительно выше среднеотраслевого. Исходя из рассчитанных показателей финансовой устойчивости, можно сделать вывод о зависимости компании от заемных средств, по большей части долгосрочных.
По данным годовых отчетов, размещенных на официальном сайте компании [1], а также данным на сайте «РБК» была рассчитана стоимость компании. Она учитывает рыночную капитализацию и долг компании за вычетом денежных средств и их эквивалентов. Взятые данные и результат расчета представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Расчет стоимости компании ПАО «X5 Retail Group»
Показатель, млрд руб. |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Рыночная капитализация [2] |
375 |
540 |
591 |
468 |
580 |
Долг компании [1] |
297,4 |
346,5 |
406,8 |
445,3 |
957,8 |
Денежные средства и их эквиваленты [1] |
8,9 |
18,2 |
27,6 |
24,4 |
18,6 |
EV |
663,5 |
868,3 |
970,2 |
888,9 |
1 519,2 |
На снижение стоимости компании в 2018 году повлияла публикация результатов I квартала. Акции компании за полгода потеряли половину своей стоимости (на 05.01.2018 стоимость акций составила 2 415,36 рублей, по итогам полугодия – 1 681,67 рублей, на конец года увеличилась до 1 736,57 рублей). Также на держателей акций повлиял факт ухода генерального директора «Пятерочки» Ольги Наумовой. Наглядное представление взаимосвязи инвестиционной привлекательности и стоимости компании проиллюстрируем на рисунке 1.
Рисунок 1. Взаимосвязь инвестиционной привлекательности и стоимости компании
Основываясь на рисунок, можно заметить общий тренд одновременного роста инвестиционной привлекательности и стоимости компании. Рассчитанные результаты почти совпали по точкам в 2016, 2017 и в 2019 годах.
Таким образом, для большего привлечения средств от банков, государства, частных и стратегических инвесторов компании необходимо регулярно вводить мероприятия по повышению своей инвестиционной привлекательности и повышению конкурентоспособности: предлагать новые продукты или услуги, быть вовлеченной в социальную жизнь, поддерживать сплоченный, квалифицированный коллектив, повышать рентабельность активов и капитала, быть менее зависимой от заемных средств. Создавая благоприятную среду для инвестирования в свою компанию, она сможет повысить свою рыночную капитализацию и стоимость.